- Преподавателю
- Математика
- Проблемный подход в обучении математике
Проблемный подход в обучении математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корнева Г.Н. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Корнева Г.Н.
Проблемный подход в обучении математике
МБОУ «Ливенская СОШ №1»
Нередко из уст школьника можно услышать: «А зачем нам изучать математику? Цифры мы знаем, считать умеем, а ошибки исправит компьютер! В этом «зачем» порой скрывается и нежелание учиться, и непонимание учеником конечной цели обучения. Наша школа часто является школой памяти, а ученик вынужден лишь озвучивать учебник, поскольку умные, но чужие мысли не стали его собственными. В итоге выпускники школы, даже обладая знаниями по предмету, не могут их продемонстрировать, связно и логично изложить, а зачастую испытывают трудности при самом процессе мышления. Современная школа находится в постоянном творческом поиске. Как справиться с ситуацией тотальной математической безграмотности наших учеников? Безграмотности не только вычислительной, но и общекультурной.
В концепции модернизации общего образования вполне своевременно вводится понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках математики. Это особенно актуально в связи с переходом общества от индустриального к постиндустриальному. В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности»[2]. Теперь стало важным, чтобы наши ученики были способны адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно приобретая необходимые знания; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией ; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта.
На практике учителя математики сталкиваются еще с одной проблемой: математика как учебный предмет не всегда вызывает интерес. Опыт работы подсказывает, что один из путей разрешения сложившегося противоречия -проблемный подход в обучении математике. При реализации этого подхода создаются условия для осмысленного, а не формального усвоения знаний учащимися, для формирования их коммуникативной культуры.
Обучение называется проблемным не потому, что весь учебный материал дети усваивают путём самостоятельного решения. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором присутствует систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся[1].
Писатель, мыслитель, педагог Л.Н.Толстой утверждал: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием мысли, а не памяти» Завладеть вниманием современных учеников непросто. Их нужно удивить и заинтересовать. Вот тут и приходит на помощь технология проблемного обучения. Существует несколько способов постановки проблем на уроке: создание проблемной ситуации, проблемный диалог, сообщение темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма. Чаще всего использую проблемную ситуацию с «затруднением». В её основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Главное, с чем нужно определиться учителю: какова тема урока (иногда она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание.
Литература:
-
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.