Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих воспитанникам недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка. Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех  школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных воспитанников (индивидуальная        коррекция).        Индивидуальная        коррекция обусловлена тем, что воспитанники овладевают знаниями неравномерно. Проведение с воспитанниками дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра и упражнения  помогают  ребёнку в развитии его способностей.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная работа на уроках математики

( Из опыта работы учителя математики школы-интерната №2 г. Курска

Данилиной Александры Николаевны)


Пояснительная записка


В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у воспитанников к предметам, проблеме формирования у детей логического мышления. Школа призвана готовить не носителей знаний, а личность с развитым творческим мышлением. Обучение должно обеспечить подготовку мышления детей к овладению способами рассуждений, применяемыми в математике, и подготовить их к усвоению важнейших математических понятий. У детей перестаёт быть ведущим намерение только добиться успешного результата, а появляется познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата и обстоятельства, повлиявшие на то, что решение оказалось неудачным.

Но учителю необходимо помнить о том, что интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие задания надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.

Развитию мышления учитель обязан уделять достаточное внимание. Параллельно с развитием мышления у воспитанников развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщённо, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет на воспитанность ребёнка. У него развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль, интерес к предмету, желание учиться.

Моя задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.



Коррекционная работа


Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих воспитанникам недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.

Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.

Общая коррекционно-развивающая работа со всеми воспитанниками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.

Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных воспитанников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что воспитанники овладевают знаниями неравномерно.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляются практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.

У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких воспитанников характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у обучающихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношениях со своими товарищами, учителями. Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения воспитанников к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.

Основные направления коррекционной работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавание;

- развитие пространственных представлении и ориентировки;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций;

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)

4. Развитие речи, владение техникой речи.

5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

- развитие мелкой моторики кисти

7. Развитие различных видов мышления;

- развитие наглядно-образного мышления

- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа с воспитанниками строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.

Коррекционная деятельность может осуществляться через:

- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: "Самый внимательный", "Будь внимателен", "Найди слова", "Перепутанные линии", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Четвёртый лишний" и т. д.;

- моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы.

Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый раз, усложняя их идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь;

- создание проблемных ситуаций. Решение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обществе;

- решение логических задач. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности ( анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения ), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме.

Проведение с воспитанниками дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра и упражнения помогают ребёнку в развитии его способностей.








Коррекционные упражнения и развивающие игры


1. Упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций:

1.Установление закономерностей и продолжение ряда

а) продолжи ряд слева и справа:

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

… …

б) подумай, по какому правилу составлен ряд и продолжи его

…21, 24, 27, 30, …

100, 105, 110, 115, …

в) разложи на полке треугольник, квадрат и окружность разными способами:

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

гМетодическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики») вставь недостающие фигуры:

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

2. Работа с геометрическими фигурами

а) сколько треугольников на рисунке?

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

б) раздели многоугольники на треугольники разными способами:

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»

в) из фигур справа выбери и отметь крестиками такие три, из которых можно составить прямоугольник, данный на образце слева

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»



г) в прямоугольнике найди такие же фигуры, как В, Г, Ж, И, К. Каждую пару раскрась одинаковым цветом. Напиши номера фигур.

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»




Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»



3. Ребусы





4. Головоломки

а) заполните пустые клетки кружочками так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и четырёхклеточном диагональном ряду их было 10. При этом ни в одном ряду по вертикали. Горизонтали или четырёхклеточной диагонали не должно быть клеток с одинаковым количеством кружков;


Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»


Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»


Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»


б) «Волшебный квадрат».

Расставьте в пустых клетках числа от 1 до 9 так, чтобы суммы чисел по любой из горизонталей, по любой вертикали и по обеим диагоналям были одинаковы, и каждая составляла число 15.




5





в) составь слова и найди лишнее слово:

ЖИАРФ НОЛС ЛОВК ЛОТС

5. Найти закономерность

а) найди двух одинаковых котов. Запиши их номера;

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»




б) два из этих носорогов одинаковые. Найди их и раскрась.

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»





6. Игры

а) лабиринт

- покажи путь кита к острову;

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»







- кто из поваров - Миша или Гриша - победит в шуточных соревнованиях? Выбери себе персонаж и с карандашом в руке попробуй первым прийти к финишу.

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»




б) соедини точками

-Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики» соедини точки в порядке уменьшения, начиная с 20. Отгадай и запиши, кто друг капитана;





- соедини точки: слева от самой высокой водоросли, начиная с точки с наименьшим номером, а справа - с точки с наибольшим номером. Отгадай. Что изображено на рисунке. Напиши. Кто и где плавает.

Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»






2. Игры на тренировку распределения и избирательности внимания.

. Игра «Ищем букву»

Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил ошибки и нашел ошибку у другого.

Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.

. Игра «Найди слова»

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

Пример:

Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш

Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн

• Игра «Пол, нос, потолок»

Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.

Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

• Игра «Поиск нового»

Цели:

развитие вербального интеллекта;

развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

Например: тарелка, половник.

• Игра - Отгадай-ка!

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи

Цель: тренировать внимание, речь, память.

Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.

• Игра - «Секретное письмо»

Дидактическая игра для развития внимания

Цель: тренировать внимание

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребёнок попытается угадать, что написали вы. Следующее секретное послание писать ребёнку.

. Игра «Где что было»

Ребёнку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернётся, один из предметов убирают или переставляют. От ребёнка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.








Заключение

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности воспитанников при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у воспитанников этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального воспитанника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. В моей работе приведены лишь небольшое количество упражнений и игр, которые можно использовать на уроках для достижения развивающих целей.







Литература

  1. Люблинская А. А.

Детская психология. М., 1971 Г.

  1. Минакин Е. М.

От игры к занятиям, М., Просвещение, 1997 г.

  1. Никитин Н. Б.

Ступеньки творчества или развивающие игры, М., Просвещение, 1990 г.

  1. Коваленко В. Г.

Дидактические игры на уроках математики, М., Просвещение, 1990 г.

  1. Жохов В. И., Погодин В. Н.

Математический тренажёр, М., ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006 г.

  1. Степурина С. Е.

Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград: Учитель, 2009 г.


© 2010-2022