- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»
Методическая разработка «Коррекционная работа на уроках математики»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова О.В. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Коррекционная работа на уроках математики
( Из опыта работы учителя математики школы-интерната №2 г. Курска
Данилиной Александры Николаевны)
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у воспитанников к предметам, проблеме формирования у детей логического мышления. Школа призвана готовить не носителей знаний, а личность с развитым творческим мышлением. Обучение должно обеспечить подготовку мышления детей к овладению способами рассуждений, применяемыми в математике, и подготовить их к усвоению важнейших математических понятий. У детей перестаёт быть ведущим намерение только добиться успешного результата, а появляется познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата и обстоятельства, повлиявшие на то, что решение оказалось неудачным.
Но учителю необходимо помнить о том, что интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие задания надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.
Развитию мышления учитель обязан уделять достаточное внимание. Параллельно с развитием мышления у воспитанников развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщённо, отделив важное от второстепенного.
Развитие мышления влияет на воспитанность ребёнка. У него развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль, интерес к предмету, желание учиться.
Моя задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Коррекционная работа
Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих воспитанникам недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.
Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.
Общая коррекционно-развивающая работа со всеми воспитанниками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных воспитанников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что воспитанники овладевают знаниями неравномерно.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляются практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.
У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких воспитанников характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у обучающихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношениях со своими товарищами, учителями. Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения воспитанников к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.
Основные направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с воспитанниками строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.
Коррекционная деятельность может осуществляться через:
- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: "Самый внимательный", "Будь внимателен", "Найди слова", "Перепутанные линии", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Четвёртый лишний" и т. д.;
- моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы.
Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый раз, усложняя их идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь;
- создание проблемных ситуаций. Решение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обществе;
- решение логических задач. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности ( анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения ), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме.
Проведение с воспитанниками дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра и упражнения помогают ребёнку в развитии его способностей.
Коррекционные упражнения и развивающие игры
1. Упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций:
1.Установление закономерностей и продолжение ряда
а) продолжи ряд слева и справа:
… …
б) подумай, по какому правилу составлен ряд и продолжи его
…21, 24, 27, 30, …
100, 105, 110, 115, …
в) разложи на полке треугольник, квадрат и окружность разными способами:
г) вставь недостающие фигуры:
2. Работа с геометрическими фигурами
а) сколько треугольников на рисунке?
б) раздели многоугольники на треугольники разными способами:
в) из фигур справа выбери и отметь крестиками такие три, из которых можно составить прямоугольник, данный на образце слева
г) в прямоугольнике найди такие же фигуры, как В, Г, Ж, И, К. Каждую пару раскрась одинаковым цветом. Напиши номера фигур.
3. Ребусы
4. Головоломки
а) заполните пустые клетки кружочками так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и четырёхклеточном диагональном ряду их было 10. При этом ни в одном ряду по вертикали. Горизонтали или четырёхклеточной диагонали не должно быть клеток с одинаковым количеством кружков;
б) «Волшебный квадрат».
Расставьте в пустых клетках числа от 1 до 9 так, чтобы суммы чисел по любой из горизонталей, по любой вертикали и по обеим диагоналям были одинаковы, и каждая составляла число 15.
5
в) составь слова и найди лишнее слово:
ЖИАРФ НОЛС ЛОВК ЛОТС
5. Найти закономерность
а) найди двух одинаковых котов. Запиши их номера;
б) два из этих носорогов одинаковые. Найди их и раскрась.
6. Игры
а) лабиринт
- покажи путь кита к острову;
- кто из поваров - Миша или Гриша - победит в шуточных соревнованиях? Выбери себе персонаж и с карандашом в руке попробуй первым прийти к финишу.
б) соедини точками
- соедини точки в порядке уменьшения, начиная с 20. Отгадай и запиши, кто друг капитана;
- соедини точки: слева от самой высокой водоросли, начиная с точки с наименьшим номером, а справа - с точки с наибольшим номером. Отгадай. Что изображено на рисунке. Напиши. Кто и где плавает.
2. Игры на тренировку распределения и избирательности внимания.
. Игра «Ищем букву»
Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил ошибки и нашел ошибку у другого.
Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.
. Игра «Найди слова»
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш
Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн
• Игра «Пол, нос, потолок»
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.
Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
• Игра «Поиск нового»
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
Например: тарелка, половник.
• Игра - Отгадай-ка!
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи
Цель: тренировать внимание, речь, память.
Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
• Игра - «Секретное письмо»
Дидактическая игра для развития внимания
Цель: тренировать внимание
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребёнок попытается угадать, что написали вы. Следующее секретное послание писать ребёнку.
. Игра «Где что было»
Ребёнку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернётся, один из предметов убирают или переставляют. От ребёнка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
Заключение
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности воспитанников при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у воспитанников этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального воспитанника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. В моей работе приведены лишь небольшое количество упражнений и игр, которые можно использовать на уроках для достижения развивающих целей.
Литература
-
Люблинская А. А.
Детская психология. М., 1971 Г.
-
Минакин Е. М.
От игры к занятиям, М., Просвещение, 1997 г.
-
Никитин Н. Б.
Ступеньки творчества или развивающие игры, М., Просвещение, 1990 г.
-
Коваленко В. Г.
Дидактические игры на уроках математики, М., Просвещение, 1990 г.
-
Жохов В. И., Погодин В. Н.
Математический тренажёр, М., ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006 г.
-
Степурина С. Е.
Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград: Учитель, 2009 г.