Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

й материал предназначен для изучения метода решения квадратных неравенств. Содержит:* теоретический материал по данному вопросу;* интруктивную карту по решению неравенств второй степени;* разноуровневые задания для развития навыка решения квадратных неравентсв;* контрольные вопросы для закрепления темы;* проверочную работу для итогового контроля.Материал может быть использован учителем как конспект соответствующего урока, при обощающем повторении, в работе по ликвидации пробелов в знаниях у...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение квадратных неравенств

Теоретическая часть

  • Неравенство вида ах2+ bх+с>0 называется квадратным (могут быть использованы знаки < , , )


  • Решить неравенство ах2+ bх+с>0 - это значит найти такие значения переменной х, при которых квадратный трехчлен ах2+ bх+с принимает положительные значения. Аналогичен смысл решения неравенств ах2+ bх+с<0, ах2+ bх+с0, ах2+ bх+с0.


  • Значения квадратного трехчлена совпадают со значениями соответствующей квадратичной функции.


  • Квадратные неравенства удобно решать на основе свойств соответствующей квадратичной функции f(x)= ах2+ bх+с.

Значит, при решении неравенства ах2+ bх+с>0 надо ответить на вопрос: «при каких значениях аргумента функция у= ах2+ bх+с. принимает положительные значения» , а при решении неравенства ах2+ bх+с<0 надо найти такие х, при которых соответствующая функция принимает отрицательные значения.

1. Вспомните свойства квадратичной функции, восполняя пробелы в тексте (устно)

У любой функции, в том числе и квадратичной, каждому значению аргумента х будет соответствовать определенное значение функции - у. Точки (х;у) образуют график функции. Графиком квадратичной функции является …., ветви которой будут направлены вверх, если …, и вниз, если ….

Квадратичная функция (как и любая другая) может сменить свой знак при переходе через точку, называемую ….. Таких точек у квадратичной функции может быть …., Это зависит от ….

ЕРабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)сли при решении уравнения ах2+ bх+с=0 получаем два корня, то схема знаков квадратичной функции выглядит так: или так , это зависит от …

ЕРабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)сли же дискриминант квадратного уравнения равен нулю, то оно имеет …… и график квадратичной функции пересекает ось абсцисс … раз (точнее - касается оси х) и схема знаков функции выглядит так , если ветви направлены …. или , если ветви параболы направлены….. Парабола может и не пересекать ось х, если… . Тогда значения функции всегда положительны, если ветви параболы направлены … и значения функции всегда отрицательны, если ….

Поэтому, чтобы решить квадратное неравенство достаточно схему знаков соответствующей квадратичной функции

2. Составьте алгоритм решения квадратного неравенства, выбрав нужные для этого действия, указав порядок выполнения (карандашом)

НРабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)айти ООФ, найти ОЗФ, найти координаты вершины параболы, определить направление ветвей параболы, записать ось симметрии параболы, найти нули функции, найти точки пересечения графика с осью у, изобразить схему знаков функции,

иРабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)зобразить схему монотонности функции, выписать промежутки знакопостоянства функции, выписать промежутки монотонности функции, выписать промежутки нужного знака

3. Анализ результатов, собеседование

Решение квадратных неравенств

Алгоритм решения

  1. Преобразовать неравенство к виду ах2+ bх+с>0 или ах2+ bх+с<0

  2. Перейти к квадратичной функции

  3. Найти нули квадратичной функции

  4. Построить схематично параболу, учитывая направление ветвей

  5. С помощью параболы определить знаки на полученных промежутках

  6. ПРабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)о знаку неравенства выбрать нужный промежуток и записать ответ

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

Пример. Решить неравенство (х+2)2-3х  6

  1. Преобразуем неравенство к виду ах2+ bх+с0. Для этого раскроем скобки, перенесем слагаемые в левую часть и приведем подобные слагаемые:

х2+4х+4-3х  6,

х2+4х+4-3х-6 0,

х2+х-2 0

  1. Перейдем к квадратичной функции: f(x)= х2+х-2, f(x)0.

  2. Найдем нули квадратичной функции: f(x)=0, х2+х-2=0.

4) Построим схематично параболу, учитывая, что ее ветви направлены вверх:



Получим х1=1, х2=-2

  1. Определим знаки на полученных промежутках:

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

+

+

-

х

хРабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

-2

-2

1

1


  1. Учитывая знак неравенства, выберем промежуток, где f(x)0:

f(x)0 при х(-; -2][1;+ )

Ответ: (-; -2][1;+ )

a>0,D>0

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

+

+

-


a>0, D=0

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

+

+

a>0, D<0

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

+

a<0, D>0

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

+

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

-

-

a<0, D=0

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

-

-Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

a

-<0, D<0

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)


Решение квадратных неравенств

Практические задания

Δ №1-3, □№4-6, ○ №7


1. Какие из чисел -2; 0; 1 являются решением квадратного неравенства:

х2+6х+8<0, х2+х>0, 3х2-х+2>0?

2. Постройте схематично параболу у= х2+6х+9. Используя эскиз графика решите неравенства: х2+6х+9>0, х2+6х+9<0, х2+6х+90, х2+6х+90

3. Решите неравенство:

а) х2-16<0, х2-36>0, х2+5>0, х2+1<0

б) х2+7х<0, х2+3х>0, х2+Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)х>0, х2-4.2х<0

в) х2-3х-40>0, 3х2+5х-2<0, х2+12х+40>0, -4х2+12х+9<0, х2-5х-50<0, 9х2+6х+1>0

4. Найдите множество решений неравенства:

1) х2<5, 2) 0,8х2>x, 3) (x-0.5)(x+1.2)0, 4) x(x-8)>(2x-1)2,

5) 3a(a-2)+1>(a-1)2, 6) Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), 7) Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

5. Найдите целые решения неравенства:

х2+5х0, -х2+4>0, 3x-х20, х2+7<0

6. При каких значениях х имеет смысл выражение:

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

7. Составьте квадратное неравенство решением которого является:

а) [-2;2] б) (0;3) в) (-;2)(5;+) г)  д) R




Контрольные вопросы:

  1. Почему при решении квадратного неравенства в правой его части должен быть ноль?

  2. Как можно упростить неравенство -0,5х2+х-3,1<0 , прежде чем его решать?

  3. Почему при решении неравенства х2+6х(х-1)<0 надо раскрывать скобки, а при решении неравенства (х-6)(2-3х)>0 скобки раскрывать не нужно?

  4. Почему неравенство вида aх2+bх<0 всегда имеет решения?

  5. В каком случае квадратное неравенство не имеет решений? Приведите примеры.

  6. В каком случае решением квадратного неравенства является одно число? Приведите примеры.

Решение квадратных неравенств

З1 Изобразив схематично график функции решите неравенства:

1) Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

2) Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс), Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

Выполните самостоятельно:

Δ № 547, 548 □ № 549 ○ №569

З2 Ответьте на вопросы:

  1. Почему при решении квадратного неравенства в правой его части должен быть ноль?

  2. Как можно упростить неравенство -0,5х2+х-3,1<0 , прежде чем его решать?

  3. Почему при решении неравенства х2+6х(х-1)<0 надо раскрывать скобки, а при решении неравенства (х-6)(2-3х)>0 скобки раскрывать не нужно?

  4. Почему неравенство вида aх2+bх<0 всегда имеет решения?

  5. В каком случае квадратное неравенство не имеет решений? Приведите примеры.

  6. В каком случае решением квадратного неравенства является одно число? Приведите примеры.

Выполните самостоятельно:

Δ № 546, 552 □ № 545 ○ №564

З3 На какие вопросы можно ответить, решив неравенство Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

  1. При каких значениях х квадратный трехчлен Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) принимает отрицательные значения?

  2. При каких значениях аргумента график функции Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) расположен выше оси х?

  3. При каких значениях переменной выражение Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) имеет смысл?

  4. При каких значениях переменной значение выражения Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) не меньше значений выражения Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) ?

Выполните самостоятельно:

Δ №550, 559 □ № 560, 566 ○ №571, 563


Проверочная работа

Решение квадратных неравенств

Проверочная работа

1. Решите неравенства:

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

2. Найдите значения х, при которых квадратный трехчлен

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

принимает положительные значения принимает отрицательные значения

3. Найдите целые решения неравенства:

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

4. Докажите, что при любом значении а выражение

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) отрицательно Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс) положительно

5. Найдите решения неравенства?

Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)Рабочий материал по теме Решение квадратных неравенств (8 класс)

6. Составьте квадратное неравенство, решением которого является указанное множество чисел:

а)(-3;0) а)(-;0][3;+)

б)R б) 


© 2010-2022