Статья Проблемно - диалогические методы обучения

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






«Технология проблемно - диалогического метода обучения на уроках математики».



















Доклад подготовила:

Михайлова М.С.

Учитель математики СОШ с УИОП



Замечено, чем больше учитель учит

своих учеников и чем меньше -

предоставляет им возможностей

самостоятельно приобретать знания,

мыслить, действовать, тем менее

энергичным и плодотворным становится

процесс обучения.

И. Лернер


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно проводить нестандартные уроки. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом.

Модернизация современного образования в связи с введением новых образовательных стандартов в основной школе, переходом на образовательную систему «Школа-2100», ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение. Считаю, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. В связи с этим я начала осваивать новые технологии: технологию проблемного диалога и технологию оценки учебных успехов учащихся. Для решения этой проблемы пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. В своей педагогической деятельности внедряю технологию проблемного обучения.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

В основном проблемные методы обучения применимы на уроках по изучению новой темы, так же можно использовать предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Проблемные методы, которые "проводят" учеников через два звена научного творчества - постановку проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена - выражение решения и реализацию продукта. Таким образом, при проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Творческая учебная деятельность обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект (особенно развивает логическое мышление, речь и творческие способности), а также воспитывает активную, инициативную личность.

Технология проблемного-диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения - этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Таким образом, технология проблемного диалога- это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Поэтому перед собой, как педагогом, определила следующие цели - адаптировать методы и приемы технологии проблемного диалога в преподавании математики, а также начать разработку системы заданий, которые помогли бы формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия:

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:

  1. научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;

  2. вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;

  3. использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности,

Как же учителю применить эти теоретические знания на практике, на уроке?

Внутренняя часть структуры проблемного урока состоит из следующих этапов:

• возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

• выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

• доказательство гипотезы;

• проверка правильности решения проблемы.

Характер таких заданий может быть различен: анализ условия и решения, выполнение практических действий, наблюдение и др.

В своей практике на уроках математики начала использовать различные задания, которые позволяют организовать диалог.

Урок изучения новой темы (вторичный)с технологией проблемного обучения «Умножение десятичной дроби на натуральное число».

Название категорий

Цели

1. Знание

Развивать навык умножения десятичных дробей на натуральное число.

Сформулировать правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д.

2. Понимание

1. Приводить примеры умножения десятичных дробей на натуральное число.

2. Оценивать результаты по сложности вычислений.

3. Приводить примеры умножения на 10, 100, 1000 и т.д.

3. Применение

1.Записывать решение в столбик

2.Вычислять устно

4. Анализ и синтез

1. Выбрать рациональные результаты вычисления.

5. Оценка.

1. Проанализировать результат достижения целей урока.

2. Оценить деятельность себя и одноклассников.

Этапы урока изучения нового материала с использованием технологии проблемно-диалогического обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Цель: включить детей в урок, создать два условия:

а) я хочу это делать

б) я могу и буду это делать

Приведите примеры:

а)десятичных чисел.

б)натуральных чисел.

в) не сложных десятичных чисел.

г) однозначных натуральных чисел.

Приводят примеры с записью на доске…….

2. Актуализация знаний

Цель: Организовать создание затруднения.

Требования к этапу:

1. Воспроизведение в памяти знаний необходимых для восприятия нового материала.

2. Создание затруднения.

Выполните умножение:

13, 4 * 13

87, 56 * 8

45,67*10 32,97*100 и т. д.

Выполняют умножение в столбик.

3.Постановка проблемы

Цель: Сформулировать проблему, тему на которую будем отвечать

Вы смогли выполнить все задания?

Как вы думаете, а можно ли проще выполнить умножение на 10, 100, 1000 и т.д.

Какой возникает вопрос?

Ответы учащихся


4. Открытие нового знания детьми

Цель: Организовать решение проблемной ситуации.

Требования: используя побуждающий или подводящий диалог решить поставленную проблему.

Попробуйте сами сформулировать правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

Самостоятельно формулируют правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. с переносом запятой влево….

5. Первичное закрепление.

Решаем задания из учебника

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Решаем задания из учебника

Итог урока.

Цель: Организовать анализ учебной деятельности на уроке.

Вопросы: 1. С помощью какого задания была создана проблема?

2. Какая возникла проблема?

3. Как её разрешили?

4. Какой способ был использован?

5. Какие цели были поставлены?

6. Достигли ли мы цели?

В курсе 6 класса в разделе «Положительные и отрицательные числа» при изучении «противоположных чисел» был использован метод проблемно- диалогического обучения.

Ученикам дается задание:

На координатном луче отметить следующие точки с координатами , выбрав единичный отрезок 1 клетку тетради. А(2); В(6); С (2,5); Д (8); Е (-1); К (-4); О (-1,5); Р(-2).

Ребята самостоятельно (можно в группах по парам) работают в тетрадях. В процессе работы, ученики сталкиваются с проблемой - где и как поставить точки Е (-1); К (-4); О (-1,5); Р(-2). Эта ситуация вынуждает ребят подумать…..и придти к мнению, что луч можно продлить в обратную сторону.

Затем подводим итоги работы, беседуем, проводим дискуссию, кто и как расставил точки и что у них получилось….

По результатам работы ребята делают выводы :

  1. Координатный луч необходимо продлить от начала и в какую сторону? Тем самым вы получите новую математическую прямую - координатная прямая, где ноль начало прямой.

  2. Какие числа называются отрицательными?Отрицательные числа располагаются слева от начала отсчета.

  3. Имеются два вида координатной прямой - горизонтальная и вертикальная. (С вертикальной координатной прямой мы встречались и в жизни на примере термометра).

  4. Так же исходя из полученных рисунков , найти противоположные числа и сформулировать их определение.

Проводимые уроки с применением проблемно-диалогического метода обучение позволяют сделать вывод, что на таких уроках ребятам довольно легче и интереснее работать. Проблемный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий, формирует универсальные учебные действия.

9


© 2010-2022