Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Власова Светлана Геннадьевна, учитель математики БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №46»



Технологии здоровьесбережения как условие повышения эффективности урока математики

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Считается, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.

Безусловно, здоровье учащегося определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но важна и правильная организация учебной деятельности. При проведении урока необходимо обращать внимание на следующие моменты (с позиции здоровьясбережения по Смирнову Н.К.):

Обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и т.д.. Норма смены видов деятельности 4-7 за урок.

Средняя продолжительность частоты чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма - 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Позы учащихся, чередования поз: наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы.

физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке, их место, содержание и продолжительность: норма- 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

Психологический климат на уроке;

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минут и т.п.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника - утрата интереса ребенка к учебе. Желание учиться, познавать мир, явно выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у большинства школьников, уступая место привычной необходимости, безразлично и даже отвращению к учебе. Это и есть индикатор качества работы учителя: если он не умеет заинтересовать учебой, воспитать радость познания, а ученик считает посещение школы тяжелым испытанием, то школьник каждодневно оставляет в стенах школы частичку своего здоровья.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый урок был для учащихся интересен.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Мои первые фразы в начале урока могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

Как я рада вас видеть! Усаживайтесь, мне поскорее хочется начать общаться с вами…

Какой сегодня замечательный день, какие хорошие у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Однообразность урока утомляет школьников, но частая смена видов деятельности отвлекает их. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому необходима рациональная организация занятий. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Здоровьесбереженье, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. К дозировке домашнего задания и мере его сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика, давая домашние задания по трем уровням (от простого к сложному), то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Страх, который испытывает человек перед проверочной работой по математике, негативно сказывается на оценке, утверждают ученые. И поэтому важное значение придается на уроке охране психического здоровья учащихся. Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большинство школьников в процессе учебы пребывает в состоянии хронического утомления. Создание благоприятного психологического климата, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, уверенности в собственных возможностях. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать. Огромным значением в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполнено работы. .
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики. .
Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение "Буратино". После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; .
2) горизонтальное вправо-влево; .
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; .
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами "нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. .
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. .
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Предлагая домашнее задание учитель должен прокомментировать его, указать что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
В заключении хочется ещё раз сказать: "Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером".

На каждом уроке уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья:

включаю в урок задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений предлагаю рассмотреть такую задачу: "В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе - на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?" Ответ: 7, 12,5,5, 5

Начинаю уроки с воспитательного момента, которые назвала «Минутки здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: "Что такое осанка? Осанка - это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность". Учащимся предлагаю принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

Для диагностики эмоционального состояния учащимся предлагаю заполнить листы настроения как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными и после контрольных работ. Учащиеся закрашивают цветным карандашом (или рисуют) ту физиономию, которая соответствует их настроению.

В своей практике использую элементы хромотерапии - лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный - повышает работоспособность, желтый - улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.

Например, «Найди пару»: Найди в таблице число и его квадрат:

1

16

-3

9

25

-8

2

16

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

3

-5

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

0,2

0,01

4

0,008

10

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

1000

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики



Работа со зрительными метками.

 Среди выражений расположенных по периметру класса назовите числовые выражения.

26(-4*0,5-3)

3Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

3а+143,5:12

а

0

19

в-12

 Найдите пары тождественных выражений:

а2+6а+9

(а-3)2

-(а-3)( 3-а)

-(а+3) (3+а)

а2-3

(а-3) (а-3)

а2-9

(3+а)2

а2-6а+9

 «Собери формулы». Установите соответствие между выражениями

(Выражения из первого столбца располагаем на одной из стен, а выражения из столбца №2 расположены по другой стене классной комнаты).

1

2

(а+в)2

а3+в3

(а+в)(а2-ав+в2)

(а - в)2

(а-в)3

(а-в)(а2+ав+в2)

а3-3а2в+3ав23

(а-в)(а+в)

а2 - 2ав +в2

(а+в)3

а33

а2 + 2ав +в2.

А22

а32в+3ав2в3

Упражнение «Буратино». Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др..

  • Гимнастика для глаз по различным схемам

 если ко мне приходит перевозбуждённый класс (например, с физкультуры), провожу упражнения «надувание воздушного шарика» или «сдувать пушинку с ладони», при этом соревнуясь кто её удержит дольше (упражнения на «выдох»)

 если класс пришёл вялый, «спящий», мы делаем упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику - кому что нравится) - упражнения на «вдох».

Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников

Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как учитель стараюсь никогда не «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у меня и получить требуемый ответ.

Таким образом, моя задача как учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. Поэтому на своих уроках очень часто применяю прием «Толстые и тонкие вопросы», так как считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны с здоровьесберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов - это:

 проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

 показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).

 показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости.

Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы, задают мне ученики на уроке, я сужу о своем профессионализме: все ли я сделала так? Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают - это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», на мой взгляд - не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня слушателей. В школе - и то, и другое, и третье - показатель недостаточной квалификации учителя.

Например, при изучении темы «Многочлен стандартного вида» во время проведения презентации ответов прошу, учащихся задать вопросы на понимание, тем, кто презентует свой ответ по схеме:

  • Простой вопрос - воспроизвести какие-либо определения, теоремы,.. (Какой многочлен называется многочленом стандартного вида?)

  • Уточняющий вопрос - Вопрос начинается со слов «Если я правильно понял…?», «Я могу ошибаться, но, по моему, ты сказал о …»»то есть ты говоришь, что…». (Верно ли я понял, что если выражение состоит из двух слагаемых, то многочлен будет называться двучленом?... То есть ты говоришь, что название многочлена зависит от количества одночленов?

  • Творческий - «Что изменилось бы, если…?»

  • Вопрос - интерпретация (объясняющие вопросы)- вопросы начинаются со слов «Почему…?»… (Почему при приведении многочлена к стандартному виду необходимо сначала каждый одночлен записать в виде стандартного одночлена?, Что произойдет если я этого не сделаю?

  • Практический вопрос - вопрос направлен на взаимосвязь теории и практики. (Какую степень будет иметь многочлен такого вида как 0? а-3в-4ав?)

Такой плакат весит у меня в кабинете, и оказывает большую помощь учащимся при формулировке вопросов.

Мои учащиеся знают, что на таких уроках, можно получить высокий балл не только за саму презентацию ответа, а за нестандартный вопрос. Таким образом на уроке создается ситуация успеха, которая благосклонно влияет на самочувствие учащихся.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Например, в 5 классе при изучении темы «Натуральные числа и действия над ними» можно рассмотреть следующие задачи:

  • У младенцев насчитывают более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления? Ответ: 94

ЗАПОМНИ: перед любым активным движением необходимо производить хорошую разминку, так как связки при разминке становятся эластичными и не травмируются от резких движений.

  • Скорость передачи сигналов по нервным путям 430 км/ч. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2 с? Ответ: почти 240 км

  • Через час после нанесения на поверхность кожи30 миллионов болезнетворных бактерий их осталось только 700тысяч, через два часа всего лишь 7 тысяч. На сколько больше погибло бактерий в первый час, чем во второй?

Ответ: на 28607000 бактерий в первый час больше, чем во второй.

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

  • Калорийность 100 чипсов «Лэйс2 в 12,5 раз больше, чем калорийность газированной воды «Спрайт». Причем их общая калорийность в 100 г продукта составляет 567 кК. Выясните, какая калорийность у 100г чипсов и 100 г газировки. Сколько нужно съесть пакетов чипсов по 90 г каждый. Чтобы полностью покрыть дневную потребность в калориях? Учтем, что дневной рацион составляет 2500 кК.

Ответ: 525кК; 42кК; 5,3 пакета.

ЗАПОМНИ: Чипсы, попкорн, газировка содержат большое количество углеводов и жиров, частое их употребление чревато накоплению жира в организме. Они также не могут служить заменой полноценного питания из-за большого содержания пищевых красителей и синтетических ароматизаторов.

  • Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг.

ЗАПОМНИ: Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина - переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6.

Задачи, связанные с гигиеной тела: 5 класс «Умножение и деление натуральных чисел»:

Срок жизни клетки кожи- приблизительно месяц. Сколько клеток сменят одна на другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года. Ответ: 888 штук.

ЗАПОМНИ: Функции кожи крайне важны для жизнедеятельности организма. Если кожу лишить возможности выполнять свои задачи, то человек погибнет. Сохранилась легенда о том, как на праздник решили нарядить ребенка херувимом и для этого покрыли ему все тело сусальным золотом, к утру несчастный ребенок умер.

Разрабатываю и провожу уроки, направленные на формирование здорового образа жизни, правильное питание. Например, в 6 классе перед проведением обобщающего урока по теме «Действия с десятичными дробями», предлагаю учащимся выполнить следующее задание:

Подготовительный этап. За неделю до урока класс делится на три группы. Каждая группа получает задание:

1 группа:

2 группа

3 группа

1.Узнать из научной литературы, энциклопедий потребность человека в витаминах в день.

2.Что такое витамины

1.Какова функция каждого витамина?

2.Что такое витамины?

1.В каких продуктах содержатся витамины?

2.Что такое витамины?

Цель данного задания: вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости темы для каждого ученика.

Затем, в течение недели учащиеся заполняют таблицу, вывешенную в классе:

"Витамины это ___________________________________________________________.".

"Витамины это ___________________________________________________________.".

"Витамины это ___________________________________________________________.".

Название витамина

Потребность в день (мг)

Функция витамина

Продукты

Ход урока:

1 этап. Мотивирование учащихся на урок. «Минутка здоровья»

Каждый человек заинтересован в своём здоровье. Здоровье не придет само, его никто не подарит. О здоровье нужно заботиться каждый день. Поддержанием здоровья нужно заниматься постоянно, в течение всей жизни. Здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье дарит человеку счастье и возможность вести активный образ жизни долгие годы. Но как сохранить этот бесценный дар природы - здоровье? Как известно, наши жизненные силы поддерживают питательные вещества.

Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. Но производить он способен лишь некоторые из них. Все остальные питательные элементы поступают в организм извне, в основном вместе с пищей. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить свое здоровье, снизить риск развития наиболее распространенных заболеваний, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение. Но даже хорошо сбалансированная пища не является панацеей от дефицита необходимых организму витаминов и минералов. Недостаток же питательных веществ может привести к снижению иммунитета, повышенной утомляемости, а также к ряду серьезных заболеваний….

2 этап. Гимнастика ума:

1. Расположите числа, выражающие потребность витаминов в день в порядке убывания.

2. Назовите витамин, с самой маленькой суточной потребностью.

3. Какие продукты необходимы для улучшения остроты зрения?

4. Вычислите суточную потребность организма в витаминах, способствующих улучшению кроветворения.

5. Назовите витамин, суточная потребность которого для организма человек составляет 1/5; 3/20

6. Уменьшите суточную потребность всех витаминов, указанных в таблице в 100 раз.

7. Увеличьте суточную потребность витаминов, выраженных десятичной дробью в 0,1 раза.

8. Рассчитайте суточную потребность организма во всех витаминах. (Задание выполняется по цепочке)

3 этап. Решение задач.

Задача 1. Узнать какие продукты употребляла Маша, если суточной потребностью одного из витаминов это корень данного уравнения: х:0,4+405,5=531

 Что это за витамин?

 Перечислите функции данного витамина.

 Какие продукты необходимо употреблять в пищу, чтобы восполнить суточную норму данного витамина?

Ответ: х=50,2 Витамин Р. Повышает прочность капилляров, стимулирует тканевое дыхание.

Задача 2. Для того чтобы быть здоровым необходимо, чтобы в организм попало 1450 млг витаминов А и С. В течении какого времени витамины А и С должны поступать в организм? Используя таблицу, составьте выражение и найдите значение выражения при х=13, 20, 23 и ответьте на вопрос задачи.

Данную задачу решаем по группам (2 человека работают за доской).

Ответ: 2,5х+70х, х=20.

Учитель: Какой витамин отвечает за остроту зрения?

Ученик: Витамин В2.

Учитель: Как данный витамин попадает в наш организм?

Ученик: Когда человек употребляя в пищу продукты сыр и творог.

Учитель: А достаточно ли только принимать этот витамин в виде продуктов?

Ученик. Нет. Нужно постоянно при выполнении письменных заданий, работе на компьютере, чтении книг, просмотре телепередач делать упражнения для снятия напряжения с глаз.

Задача 3. Скольких дней Никита употреблял витамины В1, В2, В3, если в организм попало 45 мг этих витамин?

Физкультминутка. Упражнение по профилактике нарушения зрения

4этап. Работа со зрительными метками

По периметру кабинета расположены выражения, содержащие математические действия. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 Найдите и прочитайте выражение, значение которого равно 73,73; 68,9; 3,04; 82,17; 2,03

Значение выражения

Выражения, расположенные по периметру класса

73,73

73+0,73

74-0,27

68,9

63,5+5,4

3,04

304:100

304*0,01

82,17

83-1,1

2,03

20,3*0,1

20,3:10



5 этап. Запись домашнего задания.

Творческое задание по группам. Составить меню одного дня, учитывая, что для сохранения здоровья каждому человеку необходимо получать витамины. Всю консультацию можно получить у учителя биологии.

6 этап. Рефлексия урока.

Определите свое эмоциональное состояние в конце урока.

На своих уроках я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:

 Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.

 При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».

 Ученик может выбрать вид деятельности на уроке: устный ответ или письменный ( на уроке проводимом традиционно): работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической, лабораторной работы, работа с информацией. (на мастерских построения знаний) Это позволяет развивать самостоятельность у учащихся, предупреждает снижение мотивации к учебной деятельности.

15

© 2010-2022