Формирование у учащихся ориентации на успех на уроках математики

Формирование у учащихся ориентации на успех на уроках математики. Сабитова Н.Г., учитель математики  ЧУ ШСР «Альтер» «Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят». Эндрю Карнеги «Учитель приходит тогда, когда ученик готов». Китайская мудрость Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В связи с этим, а также в связи с переходом школы на 12-летнее образование, основной целью современной школы является воспитание и развитие личности с высоким уровнем интеллекта, свободной, физически здоровой, конкурентоспособной, позитивно ориентированной в социокультурном пространстве, способной к самообразованию, самореализации и непрерывному развитию, обладающей казахстанским патриотизмом, гражданственностью, толерантностью. Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности. Достижение поставленной цели невозможно без повышения мотивации учащихся к изучению того или иного предмета. В свою очередь, повышение мотивации невозможно без уверенности ученика в том, что он может добиться в изучении предмета высоких результатов, а это, в свою очередь, приводит нас к необходимости формирования у учащихся ориентации на успех. Как же сформировать у учащихся ориентацию на успех? Каждому учителю хочется, чтобы к нему на урок ученики приходили с хорошим настроением, с желанием учиться, чтобы они показывали хорошие результаты. А для этого необходимо, чтобы ученику было интересно учиться. Для этого прежде всего необходимо исключить пассивность ученика, обеспечить развитие самостоятельности школьников на уроках, их активность. Этому помогут разнообразные формы и методы проведения урока...  ...Используя на уроке составление схем, нахождение соответствий, учитель стимулирует память учащихся, повышает мотивацию к обучению, учит учащихся группировать необходимую информацию, что пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Таксономия педагогических целей Б. Блума помогает разработать урок с учетом индивидуальных особенностей и способностей ученика. Каждый ученик на уроке работает с той скоростью, которая для него наиболее приемлема.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схематизация учебного материала как формирование у учащихся ориентации на успех на уроках геометрии.

Сабитова Наталья Геннадиевна, ЧУ ШСР «Альтер»

учитель математики


«Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят».

Эндрю Карнеги

«Учитель приходит тогда, когда ученик готов».

Китайская мудрость

Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

В своём Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил, что «…Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования…Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

В связи с этим, а также в связи с переходом школы на 12-летнее образование, основной целью современной школы является воспитание и развитие личности с высоким уровнем интеллекта, свободной, физически здоровой, конкурентоспособной, позитивно ориентированной в социокультурном пространстве, способной к самообразованию, самореализации и непрерывному развитию, обладающей казахстанским патриотизмом, гражданственностью, толерантностью.

Достижение поставленной цели невозможно без повышения мотивации учащихся к изучению того или иного предмета. В свою очередь, повышение мотивации невозможно без уверенности ученика в том, что он может добиться в изучении предмета высоких результатов, а это, в свою очередь, приводит нас к необходимости формирования у учащихся ориентации на успех.

Как же сформировать у учащихся ориентацию на успех?

Каждому учителю хочется, чтобы к нему на урок ученики приходили с хорошим настроением, с желанием учиться, чтобы они показывали хорошие результаты. А для этого необходимо, чтобы ученику было интересно учиться. Для этого прежде всего необходимо исключить пассивность ученика, обеспечить развитие самостоятельности школьников на уроках, их активность. Этому помогут разнообразные формы и методы проведения урока.

Создание ситуации успеха на уроке:

1. Доброжелательная атмосфера в классе (улыбайтесь ученикам, будьте внимательны и приветливы к каждому из них);

2. Похвала (ругаем один раз, хвалим семь раз);

3. Мотивация предлагаемых действий (где это пригодится? Для чего изучаем? И т.д.);

4. Помощь в продвижении к успеху;

5. Поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты);

6. Применение на уроке инновационных техник учения;

6. Авансирование оценки;

7. Прозрачность системы оценивания с пояснением.

Мы живём в век информации, и зачастую многие учащиеся не умеют выбирать из всего потока информации именно ту часть, которая им понадобится при дальнейшем обучении. Наша задача - научить школьников представлять информацию так, чтобы она с лёгкостью запоминалась. Учащиеся наиболее успешно запоминают информацию, представленную в схемах, таблицах.

На уроках геометрии мною часто используются техники «Кластер», «Паучок», «Древо». Так, на уроке обобщения при изучении темы «Углы» в 7 классе, учащиеся составляют кластер:

угол

прямой

тупой

острый

развёрнутый

полный

вертикальный

смежный

односторонний

накрест лежащий

соответственный



После составления схемы учащиеся бывают приятно удивлены, что они знают так много видов углов. По составленному кластеру учащиеся вспоминают определения и свойства углов. Схема запоминается надолго, так как в её составлении активное участие принимают все ученики класса. Можно дополнить схему свойствами углов, превратив кластер в «Паучок».

На уроке обобщения при изучении свойств выпуклых четырёхугольников, учащиеся, анализируя изученную информацию, составляют следующую схему:

четырёхугольник

вогнутый

выпуклый

Диаг. не пересек.

параллелограмм

трапеция

Две стороны параллельны

Противолеж.стороны парал.и равны;

противолеж. углы равны; диагон. т.пересеч.делятся пополам

прямоугольная

равнобедренная

1 угол = 90̊

Бок.стороны равны; углы при основании равны; d1=d2.

прямоугольник

ромб

Углы = 90̊; d1=d2

Стороны равны; d1┴d2, d1,d2- биссектр.углов

квадрат




При проведении итоговых уроков по теме «Четырёхугольники», замечено, что учащиеся, проведя анализ схемы, с лёгкостью могут перечислить свойства различных видов четырёхугольников.

площадь треугольника

прямоугольный

равносторонний

произвольный

S=1/2 ah

S=1/2 ab sin γ

S=Формирование у учащихся ориентации на успех на уроках математики., где p=1/2 (a+b+c)

S=Формирование у учащихся ориентации на успех на уроках математики.

4

S=1/2 ab

При изучении темы «Площадь треугольника» информация также сжимается в схему, которую учащиеся в начале итогового урока составляют и анализируют.



При проведении итогового урока по теме «Площади» схемы «Площадь треугольника», «Площадь параллелограмма», «Площадь трапеции» объединяются и анализируются. Можно применять эту технику при повторении и систематизации знаний по различным темам как в геометрии, так и в алгебре.

Используя на уроке составление схем, нахождение соответствий, учитель стимулирует память учащихся, повышает мотивацию к обучению, учит учащихся группировать и использовать необходимую информацию.

Также на уроках мною используются постановка целей по таксономии Б.Блума, которая помогает разработать урок с учетом индивидуальных особенностей и способностей ученика. Каждый ученик на уроке работает с той скоростью, которая для него наиболее приемлема.

При регулярном использовании постановок целей по таксономии Б.Блума на уроках геометрии в 8 классе были получены следующие результаты (в сравнении с классом, в котором проводились традиционные уроки):

Тема: «Площадь», количество уроков: 10

Применяя приведённые техники учения, учитель повышается мотивацию к предмету у учащихся, ученики приобретают навыки работы в парах, группах, развивается навык самооценивания и взаимооценивания, улучшается усвоение материала, повышается качество знаний учащихся по предмету, формируется ориентация на успех.

Одним из главных мотивов успешной учебной деятельности учащегося является его успех в достижении цели. Нет успеха - нет желания что-либо делать, нет мотива! Поэтому в ориентации на успех отводится такое важное место в повседневной работе. Успешность обучения в школе - гарантия успешности в будущем!

© 2010-2022