Интерактивные технологии как средство социализации учащихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные технологии как средство социализации учащихся на уроках математики.


Следует сразу же подметить, что выбор темы обусловлен необходимостью внести ясность в осмысление тех коренных преобразований в жизни общества, имевших место быть на рубеже XX-XXI веков, которые если и внедрились (и продолжают внедряться) в образовательный процесс, то с заметным трудом и с наименьшей эффективностью. Под пресловутыми преобразованиями в первую очередь мы подразумеваем глобальную информатизацию, охватившую все уровни социокультурного взаимодействия, и, как следствие, нарастающую всеобщую коммуникацию. Главенствующую роль науки и техники в деятельности современного человека на фоне коснувшихся всех сторон жизни изменений едва ли кто подвергнет скепсису, однако ж нельзя не заметить, что образовательные организации и, в частности, школа в силу тех или иных объективных причин, зачастую не зависящих от профессионализма и личных качеств лиц, осуществляющих образование, пока что позволяет вполне себе актуальному процессу внешкольного формирования личности уйти в отрыв от существующего общеобразовательного процесса. Опыт реализации актуальных методических разработок в различных средних общеобразовательных учреждениях показывает, что упомянутые явления лишь усугубляют и без того очевидный контраст между характерами протекания социальной адаптации учащихся в различных по своей сути средах - в школе и вне ее, в более привычной, «родной», благоприятной среде. В этой связи необходимо напомнить, что «образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации» [1] . Математика, можно сказать, занимает ведущие позиции в этом отношении, так как, являясь основой научного и философского мышления и катализатором свободного, критического и тем самым прогрессивного осмысления действительности, в большей мере берет на себя воспитательные функции и стимулирует познавательную деятельность учащихся. Кроме того именно математике исторически приписывают первоначальную постановку проблемы необходимости компьютерного моделирования результатов научных исследований, что впоследствии привело к упомянутой выше информатизации всех уровней общественной жизни. Это усиливает роль и ответственность математики как профильного предмета в образовательном процессе, рассматриваемом нами в интерактивном ключе.

По определению С.Н. Уткиной [2] активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. В большинстве работ, посвященных проблеме формирования познавательной активности, отмечается, что эффективными педагогическими средствами развития познавательной активности школьников являются задания проблемного характера, направленные на организацию собственной исследовательской практики учащихся. Анализ исследований по данной проблеме, приведенный в различной методической и научной литературе, позволяет выделить следующие способы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике: использование в обучении проблемных, творческих учебных заданий и задач; организация самостоятельного составления учащимися вопросов и задач, использование заданий, ориентированных на применение логических приемов мышления; организация самостоятельной работы поискового, практического характера, работы, направленной на самостоятельное получение и усвоение новой информации. Особо следует выделить проведение научно-практических исследований с активным привлечением учащихся к научной работе в соответствии с уровнем их знаний и умений.

Возможности реализации в процессе обучения различных способов и средств активизации познавательной деятельности значительно расширяются при использовании информационно-коммуникационных технологий. В частности, важным инструментом данной практики является интерактивная доска, применение которой заметно облегчает объяснение материала и весь учебный процесс в целом. Например, многие геометрические элементы достаточно сложны и объемны. Без наглядности учащимся с образным типом мышления весьма тяжело усваивать абстрактные элементы, такие как вписанный в пирамиду шар, описанная около цилиндра призма и т. д. Интерактивные технологии позволяют сформировать в сознании обучающегося математические объекты, которые дают возможность самостоятельно конструировать стереометрические комплексы и математические объекты. Для изучения стереометрических фигур удобно использовать интерактивную доску, работающую в программе SmartNotebook. Здесь можно взять готовые геометрические элементы, построить их комбинации, вычленить и изучить отдельные элементы.

Интерактивные доски позволяют учителю составлять логические схемы и диаграммы, таблицы и многое другое, выполнять видеозаписи на интерактивной доске для использования фрагментов занятия в будущем. Преимущества интерактивной доски позволяют уделять больше времени на изучение того или иного предметного материала, так как учитель демонстрирует заранее приготовленный учебный материал. Благодаря функциям программы SmartNotebook фрагменты учебного материала и предметные разработки могут быть сохранены и использованы для повторения пройденной темы или организации контроля по теме. Кроме того на уроках математики можно проводить групповые игры, где каждый представляет творческие работы или презентации, демонстрируемые учащимися посредством использования интерактивной доски. В данном отношении компьютерная графика и программа PowerPoint (как пример) позволяет учащимся эффективно усваивать материал посредством наблюдения и манипулирования различными объектами на экране, путем активного диалога ученика с компьютером, под воздействием разнообразия и красочности информации (текст, звук, видео, цвет), а также путем ориентации учения на успех. Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Использование программы PowerPoint в демонстрационном режиме позволяет сопровождать наглядными изображениями все основные этапы урока. Форма и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от учебного содержания, цели учебной деятельности, особенностей учащихся и целого ряда других параметров урока. В целом данная практика позволяет разнообразить формы контроля усвоения знаний, а использование интерактивной доски снижает страх перед публичным выступлением, вызывает у учащихся интерес к проверке и желание показать свои знания.

И здесь мы вплотную подходим к нетривиальному использованию всех образовательных возможностей, которые нам предоставляет внедрение интерактивных технологий в общеобразовательные учебные заведения. Речь идет о научно-практической деятельности учащихся под руководством либо вузовских преподавателей, либо опытных педагогов внутри школы. При этом влечение школьников к научно-исследовательской работе поддерживается созданием специализированных объединений различного уровня - от кружков или школ типа «Юный математик» до ученических научных обществ. Как уже было подмечено, специализированные объединения юных исследователей могут быть организованы либо при вузе, либо непосредственно в общеобразовательном учебном заведении (школе, гимназии, лицее). Первый вариант предпочтительнее, так как при этом проще создавать материально-техническую базу научно-исследовательских работ и привлекать к их руководству профессорско-преподавательский состав и научных работников вуза. Опыт, накопленный в подобных объединениях, показывает, что научно-исследовательские объединения школьников и студентов эффективно осуществляют не только образовательные функции и удовлетворяют склонность молодёжи к экспериментированию, но и позволяют выполнять практически полезные разработки прикладного характера [3]. Если конкретно, такой подход позволяет выявить научные интересы учащихся, способствует более глубокому пониманию школьной программы и осознанному выбору специальности в будущем. Кроме того, участие в таком мероприятии, как научно-практическая конференция школьников, учитывается при поступлении в вуз и может оказаться весьма значительным преимуществом.

Естественно, в работе с учащимися по тому или иному научному профилю (в нашем случае - по математике) нельзя не учитывать тех инноваций, которые активно внедряются в образовательный процесс. Нами были использованы реферативные работы в виде презентации с использованием компьютерной графики, реализуемой в различных программах, в качестве вспомогательного средства в исследовательской работе применялись базовые принципы компьютерного моделирования, отвечающие уровню понимания способного ученика. При этом к научной работе привлекались учащиеся не только старших, но и младших и средних классов, причем научно-практическая конференция младших школьников допускала как самостоятельное участие учеников, так и подачу работ, написанных под руководством педагогов, благодаря чему шла работа с различным уровнем знаний и подготовки. В общем диапазоне тем научных работ превалирующей темой была выбрана тема «Прикладное программирование и компьютерное моделирование» в ее взаимосвязи с новейшими достижениями математики и точных наук. В целом порядок проведения конференции выглядел следующим образом:

  • Участники конференции перед выступлением предоставляли членам жюри текст работы.

  • Презентация работы осуществлялась в течение 7-10 минут перед членами жюри. Участник представлял идею работы, рабочую гипотезу, этапы выполнения, результат и выводы по работе, применял различные способы иллюстрирования (компьютерное сопровождение, стендовый доклад и т.п).

  • При возникновении у членов жюри и аудитории интереса к работе, дополнительная информация излагалась в ответах на вопросы.

  • В ходе презентации и ответов на вопросы, жюри оценивала работу по заранее утвержденным и внесенным в оценочные листы критериям.

  • После подведения итогов жюри объявляло результаты, определяя лауреатов, призеров дипломантов конференции; проводило вручение дипломов, грамот, сертификатов участников и их руководителей.

Особое внимание при руководстве исследовательской работой ученика уделялось выбору темы. Нами была выбрана тенденция к выбору темы из таких областей математики, которые детям общеобразовательных школ даже не известны. Среди прочих работ следует отметить работы по следующим темам:

  • «Графы и их применение».

  • «Принцип Дирихле в геометрии».

  • «Моделирование графиков функций».

  • «Программа трехмерного моделирования».

Методологической основой нашего исследования послужили такие приемы мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Более того, мы опирались на такие теоретические положения и прикладные направления в области педагогики, где: 1) личностный аспект в развитии учащихся ставится на первый план; 2) индивидуальный подход к организации приемов саморазвития школьников играет ведущее положение в процессе познания; 3) управление процессом формирования исследовательской деятельностью школьников выходит на более эффективный путь познания; 4) такие термины, как «математический язык» и «математическая культура» работают наиболее выпукло в процессе обучения математике в общеобразовательной школе. Применение различных авторских методик, а также разработанных нами в процессе работы учебно-тренировочных материалов и учебных пособий привело к тому, что учащимся в той или иной степени было привито исследовательское поведение, включающее в себя умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Возвращаясь к тематике данной статьи, нельзя не отметить, что перечисленные результаты суть убедительный аргумент в пользу интенсивного внедрения информационных технологий в качестве средства социализации учащихся всех возрастов, поскольку эффективности проделанной работы способствовала прежде всего актуальность выбранных тем и личная заинтересованность как учащихся, так и руководителей научных работ, что не могло не сказаться на успехе реализации наших планов по включению описанных мероприятий в инновационный образовательный процесс.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Соломон Крапивенский «Социальная философия», eurasialand.ru/txt/sotsio/menu.htm, - 75 с.

  2. Уткина, С.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математическим дисциплинам: автореф. дис., канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Уткина. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.

  3. Кравцов Е. Е., Рябухин Ю. И. Организация, методика и эффективность исследовательской работы учащихся // Педагогические идеи и практический опыт Шацкого С. Т. в современном образовании: Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2002. - С. 43-44.


© 2010-2022