- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике Решение уравнений (6-й класс) (УРОК)
Конспект урока по математике Решение уравнений (6-й класс) (УРОК)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скарлат Т.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по математике "Решение уравнений" (6-й класс)
Цели:
Образовательные:
-
повторить правила, которыми пользуются при решении уравнений;
-
ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений;
-
выработка умений решать уравнения с применением их свойств.
Развивающие:
-
развитие интереса к предмету на базе получения новой информации, грамотной математической речи, творческих способностей.
Воспитательные:
-
воспитание культуры общения.
Оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Дидактические средства:
-
математика-6 (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.) Харьков «Гимназия» 2006
-
рабочие листы.
-
компьютерная презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Обращаю внимание учащихся на тот факт, что у каждого из них на столе лежит рабочий лист с заданиями, выполнение которых будет проходить поэтапно, в течение всего урока.
II. Сообщение темы урока
Тема записывается на доске и в тетрадях. Краткая информация о значимости данной темы.
III. Изучение нового материала
Подготовительная работа.
-
Умеем ли мы решать уравнения? (Да)
-
Разминка Презентация 1 <Рисунок 2>
По какому правилу решаем уравнения? (По правилу отыскания неизвестного множителя)
Как найти неизвестный множитель?
-
Выполните задание № 1 рабочего листа. Можно предложить несколько вариантов рабочих листов.
-
Проверим по вариантам задание под буквой б). Есть ли ошибки? Оказывается, есть.
Выписываю на доске уравнение: -9 х = -3. Находили х по правилу нахождения неизвестного множителя, х = 1/3. Нельзя ли придумать другое правило для нахождения х? Попробуем. Умножим обе части уравнения на - 1/9, получим - 1/9 (-9)х = -3(- 1/9), х = 1/3. Результат тот же. Случайно ли это? Давайте проверим.
Возвращаемся к уравнениям презентации и несколько уравнений решаем предложенным способом. Ответы получаем те же, но быстрее. Мы умножали обе части на одно и то же число, не равное нулю. А нельзя ли разделить? Оказывается, можно.
Делаем вывод и формулируем первое свойство уравнений. Читаем его по рабочему листу.
При решении уравнений важно уметь приводить подобные слагаемые.
Выполним упражнение в тетрадях. Записываем только ответы.
(Презентация), <Рисунок 3>
IV. Физкультминутка, совмещенная с игрой
Как вы заметили, в рабочем листе записано еще одно свойство уравнений. Нам надо его изучить. Проведем подготовительную работу. Объявляю игру " В каждой шутке есть доля правды". Собираясь с родителями за границу на отдых, вы прежде всего позаботитесь о чем? (о заграничном паспорте). Переехал границу - меняй паспорт.
На доске записаны три уравнения, знак = означает "границу". Некоторые слагаемые перенесены через "границу", но все ли сделано верно?
х - 7,2 = -7,3
х = - 7,3 - 7,2
1,8 - х = 1,9
1,8 - 1,9 = х
12х - 13 = 8х - 9
12х - 8х = -13 - 9
Если переход через границу законный, наклоните медленно головы вперед; если переход осуществлен "без паспорта", наклоните головы назад. (По каждому уравнению спрашиваю учеников отдельно)
Хорошо. Шутки сейчас закончены, но доля правды останется.
V. Продолжаем изучение темы
По учебнику решаем пример № 3: 5х = 2х + 6. (Внимательно изучите рисунок). Весы находятся в равновесии. Масса одного батона х кг, убираем по два батона с каждой чашки, тогда уравнение перепишем:
5х - 2х = 2х + 6 - 2х,
5х - 2х = 6, сравните полученное уравнение с первоначальным: слагаемое 2х было в правой части уравнения, а сейчас оно в левой части, но с противоположным знаком.
3х = 6,
х = 2.
Вывод. Корни не изменяются, если какое-то слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, поменяв при этом знак. Прочитали правило по рабочему листу.
Самостоятельно выполнить № 2 рабочего листа.
Выполняем на доске и в тетрадях №№ 1316(а, б, в, г).
А сейчас решим уравнения, в которых применяются оба свойства одновременно: № 1317 (а, г).
Проговорили алгоритм решения уравнений (Презентация), <Рисунок 4 >
Выполнить № 1318 (а, в). Самостоятельно выполнить № 3 рабочего листа.
Выполняя задания, мы все уравнения сводили к виду ах = в, где а ? 0. Такое уравнение называется линейным уравнением.
Выполните № 4 рабочего листа.
VI. Итог урока
Что называется уравнения?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Что нового было на уроке? (Свойства уравнений)
Сформулируйте свойства уравнений.
Выставление оценок за урок.
В завершение слова Альберта Эйнштейна: "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".
VII. Рефлексия
Если вы все поняли, вам было интересно, изобразите в правом углу рабочего листа "сердечко"
Если материал усвоен плохо, есть проблемы, то нарисуйте грустное личико.
Рабочий лист (образец) смотреть ниже.
Рабочий лист (образец)
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Вариант 1 Фамилия, имя
При решении уравнений используют следующие свойства:
Корни уравнения не изменяются, если его обе части умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак.
1.Решите уравнения
а) -8х = 48
х =
б) -9х = -3
х =
в) 0,5х = 1,2
х =
2. Соберите в левой части все слагаемые, содержащие х, а в правой - не содержащие х, и выполните приведение подобных слагаемых.
а) 16х - 24 = 9 + 5х
_____________________
_____________________
б) 1 - 2х = 12х + 1
_____________________
_____________________
3. Решите уравнение 15х - 38 = 12х + 1, используя приведенное описание хода решения.
Решение
Описание хода решения
Собираем слагаемые с х в одной части уравнения, а остальные - в другой.
Приводим подобные слагаемые
Делим обе части уравнения на коэффициент при х.
Записываем ответ.
4. После решения уравнения вида ах = в, где х - неизвестное число, коэффициент а оказался стертым. Восстановите его.
а) _ х = 10
х = 5
б) _ х = -3
х = - 2
в) _ х = 4
х = - 3