Использование новых образовательных технологий

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе


Ф.И.О. аттестуемого Шадыева Гулшевер Абляевна

Технология

Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

1.Здоровье

сберегающие технологии

В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии

обучения.

Современные учебные программы рассчитаны на здорового ребёнка, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение нацелено на снижение риска появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности, способствует снижению утомляемости на уроке при возрастании учебной нагрузки; поможет учащимся самостоятельно преодолевать усталость; снизит степень тревожности из-за боязни не быть успешным; однообразие видов деятельности на уроке.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

физкультурные занятия

самостоятельная деятельность детей

подвижные игры

двигательно-оздоровительные физкультминутки

физкультурные досуги

спортивные праздники

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Использую элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида задания во время урока.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, я использую лишь элементы спортивных игр на внеклассных мероприятиях или общешкольных мероприятиях, привлекаю в помощники родителей.

Релаксация - использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы, при выполнении некоторых заданий во время урока.

Гимнастика пальчиковая - использую во время урока в качестве физкультминутки, если работа выполняется письменная на весь урок.

Гимнастика для глаз - на каждом уроке по 3 мин. в качестве физкультминутки.

.

Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому: на уроках соблюдаю требования САНПиНа; на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная - эмоциональная- двигательная; использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока; на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "здоровый образ жизни", "правильное питание", "экология"; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как "Учитесь поддерживать друг друга", "Приветствия бывают разными", "Работа в группах", "Мы и успех".

2.Технологии компетентностно - ориентированного образования

(метод проектов, метод портфолио)

-решает проблему перестройки оценочной деятельности на принципиально новой концеп-туальной основе - на основе формирования ключевых компетентностей;

-стимулирует познавательный интерес учащихся, учит их приобретать новые знания, развивает их физические и мораль-но-волевые качества, следствием чего является активное участие ребят в научно-исследовательской и проектной работе;

-организует ситуации, в которых учащиеся ставят и разрешают собственные проблемы;

-организует самостоятельную работу учащихся

Данные технологии позволяют педагогу работать с учеником, как с субъектом образовательной деятельности, признавать его индивидуальность, самобытность; развивать его не как «коллективного субъекта», а, прежде всего, как индивида, наделенного широким спектром ключевых компетентностей, неповторимым субъективным опытом.

Практикуется часто на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Через практику индивидуальных и групповых консультации на уроке мотивирует и консультирует учеников, наблюдает и корректирует их работу над проектом, с портфолио: выступает в роли помощника.

Мною проведены открытые уроки и мастер-класс по теме: «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики методом проектов», разработаны методические рекомендации «Как сформировать портфолио школьника».

Учащиеся выступают на уроках, на научно-практических конференциях, участвуют в конкурсе защиты проектов, тематических мероприятиях на уровне школы, села, муниципалитета, округа. Проекты, выполненные учащимися, в дальнейшем используются как информационный материал в школьную газету, как учебное пособие, как иллюстративный материал, как статистическая информация и пр.

В 2011 г. мой ученик Железнова Анна - номинант окружной научно- практической конференции (тема:«Теорема Пифагора далекая и близкая»), в 2014г. ученица Кожевникова Кристина - победитель школьного конкурса защиты проектов (тема: «Создание сайта в среде Front Page «Различные способы решения занимательных задач »)

3.Информационно-коммуникационные технологии

Применение компьютерной технологии делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.

По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Использование ИКТ дает возможность для: повышения мотивации обучения; индивидуальной активности; направленность на личность школьника; формирование информационной компетенции; свобода творчества; интерактивность обучении.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации; раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки; совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи; организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Использую ИКТ на разных этапах урока (в виде презентаций): устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала; на этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала; при проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому - нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания (при объяснении нового материала; при закреплении, повторении используются готовые демонстрационные - энциклопедические программы из серии: "Открытая математика. Функции и графики", " Познавательная геометрия", "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" и др.; на этапе контроля ЗУН).

Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Рекомендую сайты и ученикам, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ГИА..

Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где учащиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа "Живая геометрия"), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов .

Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов учащимися выполняется в текстовом редакторе.

Применение данной технологии позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности "информационного общества"; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Для подготовки к разработкам уроков, мультимедийных презентаций, Flash-игры. использую интернет-ресурс:

-uchportal.

- prodlenka.org,

Использую в своей деятельности разработки компании «Физикон» «Открытая математика. Планиметрия» (7 - 9 кл.), «Открытая математика. Стереометрия» (10 - 11 кл.), «Открытая математика. Графики и функции» (7 - 9 кл.), «Интерактивная математика» (5 - 9 кл.) издательства «Дрофа», «Тригонометрия не для отличников», «Алгебра не для отличников» и другие. Систематизировала материал по геометрии 7 - 11 класс программы «Физикон» «Открытая математика». Использую при объяснении нового материала модель - чертеж. Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, т.к. зависит от уровня подготовки класса.

Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков, для проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам взяла с Интернет-порталов Министерства образования. Систематизирую и формирую папки по темам, вкладывая в них устный счет, демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы, тесты, тренажеры. Применяю ЦОРы при организации контроля и самоконтроля. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока.

Продумывая ход, урок с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесбережении учеников.

Неоднократно делилась опытом по использованию ИКТ на уроках математики на МО, руководителем которого являюсь.

Это позволило

- повысить мотивацию моих учащихся к обучению

-отмечается 100% вовлечённость детей в урок

-я одномоментно на уроке работаю с детьми разного уровня подготовленности

- сравнительно быстро провожу объективную проверку качества знаний

- мне удалось повысить заинтересованность учеников к изучению предмета;

-я смогла увеличить эмоциональную составляющую уроков и внеклассных мероприятий

- обеспечиваю обратную связь

-увеличила плотность и темп урока

- удалось сделать обучение и воспитание моих ребят более творческим, что подтверждают полученные детьми сертификаты участников и призёров дистанционных конкурсов

-осуществляю быстрый поиск информации

-повышаю своё профессиональное мастерство.

4.Проблемное обучение

Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто мы не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Мы не ждём, а сразу же задаём другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы наиболее часто использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

1. Выполнение практических заданий, когда ученик попадает в необычную ситуацию, где нужно проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное перед ним задание.

Пример. «На уроке технологии Серёжа выпиливал лобзиком и получил различные остатки фанеры. В каком из остатков выбрасывается фанеры больше?» (Создание проблемы, т.к. решение не очевидно).

Пример. 5 кл. Тема «Площадь квадрата»

«К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это? Молодцы! Давайте

посмотрим, сколько человек поместится на нём.» Выясняем, что 4 человека.

«Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира?» (проблема).

2. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.

Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Школьникам предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний, нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

При этом важно и нужно при создании проблемных ситуаций опираться на жизненное пространство ученика. Этому способствует малая численность детей в сельской школе и хорошее знание учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка. Этот же факт позволяет педагогу постоянно создавать ученику ситуацию успешности.

Пример. 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Сразу же начинается обсуждение задачи: Какой Дима? На какой улице его дом? Диме нужно помочь. Но как? Возникает затруднение. Придётся нам решать эту проблему. Проблемная ситуация создана.

5.Электронный образовательный ресурс

Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР.

Использование данного ресурса позволяет повысить мотивацию воспитанников , способствует лучшему усвоению ими учебного материала, активизируя такие психические процессы, как восприятие, память, внимание, и адаптируя ребят к условиям современной информационной среды, существенно улучшая качество обучения. Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процесс. school-collection.edu.ru

alleng.ru

Всем, кто учится

interneturok.ru/

Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

prodlenka.org

Сайт «Продленка»

pedsovet.org/

Всероссийский интернет - педсовет

openclass.ru/

Открытый класс

4ege.ru

ЕГЭ портал - с Вами и для Вас!

Сайт «Социальная сеть работников образования)

nsportal.ru

Система СтатГрад

statgrad.mioo.ru

В своей работе я использую учебные электронные пособия для основной школы издательства «Дрофа» - «Математика 5-9» и пособия издательства «ФИЗИКОН» - «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Стереометрия», «Открытая математика 2.6. Планиметрия», «Открытая математика 2.6. Функции и графики»

В пособии «Математика 5-9» есть виртуальные лаборатории, позволяющие использовать такие формы учебной деятельности, как наблюдение и эксперимент. Пособие позволяет выполнять домашние лабораторные работы с последующим копированием решений на дискету для проверки учителем.

В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет-ресурсами. Это, прежде всего, веб-сайты для подготовки к ЕГЭ:uztest.ru, ege.ru; а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы:portfolio.1september.ru, school-collection.edu.ru и другие. На сайте uztest.ru легко подготовиться к тестированию по математике.

Так же использую в своей работе электронные образовательные ресурсы по математике:

УМК Живая математика v.4.3

Несерьезные уроки. Учимся считать.

Математика. Средняя школа. 5 класс

Мир головоломок. Занимательная математика

Открытая математика. v. 2.6 Алгебра

Математика абитуриенту 2.0

Геометрия 7-9 кл. Мультимедийное приложение к учебнику И.Ф. Шарыгина

Математика 5-6.

Математика 5-6. Сетевая версия

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 7-11 кл.

Практикум. Вероятность и статистика 5-9

Математика. Справочник школьника 5-11 кл.

Готовимся к ЕГЭ. Математика. v.2.0

Готовимся к ЕГЭ. Математика. Сетевая версия

Геометрия. Справочник школьника 7-11 кл.

Алгебра 7-9

Математика 9-11. Экспресс-подготовка к экзамену.

В своей работе при подготовке к уроку и практического выполнения определенных работ с учащимися опираюсь на электронные ресурсы:

Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior.edu.ru

Открытый колледж: Математика college.ru/matematika/

ЕГЭ математика uztest.ru

Математические этюды etudes.ru

Математика. Компьютер. Образование.

mce.su

КВАНТ Физико-математический научно-популярный журнал для школьников и студентов. kvant.info

Образовательный математический сайт Exponenta.ru exponenta.ru

Федеральный портал "Российское образование" edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" ict.edu.ru

Всероссийский он-лайн журнал "Инновационные технологии в воспитании и образовании "Русобр"rusobr.ru/

Электронные образовательные ресурсы eorhelp.ru/

Наиболее часто я использую в своей работе следующие информационные источники:

1.мультимедийные презентации

2.электронные энциклопедии и библиотеки 3.интерактивные тесты 4.видеоматериалы 5.аудиматериалы с мат.диктантами 6.схемы и модели геометрических фигур.

6.

Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа).

По опыту знаю, что некоторые уч-ся лучше усваивают учебный материал, работая не индивидуально, а наоборот, в группе, это положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствует успехам каждого ребенка и детского коллектива в целом, который можно рассмотреть через деятельностный и проблемно-поисковый подход.

Использование основных разных способов формирования групп на уроке (и во внеклассной деятельности), разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях, которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых.

Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе». На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.

При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. На уроках использую формы работы:

- эвристическая и проблемно-поисковая беседа;
- демонстрационный эксперимент;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- уроки-диспуты.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.

При изучении темы 6 класса "Сложение дробей с разными знаменателями" в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями ("Ситуация успеха") включаю задание, где знаменатели разные. Происходит "заминка" (проблема), и начинаем думать: "почему не получилось?". Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание - что делаем? как делаем? зачем?

Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Базовую тему по математике для 5 класса "Десятичные дроби и действия над ними" изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме "Деление десятичных дробей на натуральное число" детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствие использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: "Работает!" ознаменовали наше Открытие.

При изучении тем "Симметрия относительно точки", "Симметрия относительно прямой" учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить.

Использую основные способы формирования групп

1. По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы). При таком делении я учитываю симпатии и антипатии учащихся.

2. По желанию учащихся

В этом случае объединяю в группы по желанию, по предварительному опросу и составлению списка на все учебное время. Сами учащиеся определяют своего лидера, который оказывает помощь учителю во время урока и выполняет внутренний контроль внутри своего мини-коллектива.

3. По набору лидеров

Лидеры в данном случае я назначаю сама - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем учащимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Иногда провожу посоветовать "аукцион" последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Таким образом, вокруг "непопулярных" членов группы тоже возникнет интерес.

4. По определенному признаку: по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную); в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы); по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли); по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д. Иногда я сама делю участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача учащихся - понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса (совместное решение задачи).

Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер). Используется на продвинутом этапе обучения. Здесь требуются хорошие знания индивидуальных особенностей учащихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся поэтому в своей работе я очень редко использую данный способ.

6. Случайным образом. Данный способ использую только на зачетных занятиях в виде урока-игры, используя жребий (учащихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету (желтый, красный, голубой, белый и др) - это для 5 и 6 классов. На ступени 7 и 8 класса практикую объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных "фантов" (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент учитель) и т.п.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться учащиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Таким образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам.

В конце каждого года подвожу итоги своей работы по данным технологиям результатами такой работы являются:

-сплочённость действий детей при выполнении заданий

-взаимопомощь

-мои ребята привыкают к чёткому алгоритму действий.

В классе организована своя мини-школа среди сильных учеников класса по оказанию помощи в выполнении домашнего задания или пояснения определенного номера из учебника во время перемены или вне учебных занятий.

7.Игровые технологии

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-Коммуникативную: освоение диалектики общения;

-Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

-Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. К тому же, игры имеют здоровье формирующую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность обучающихся на уроке.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Вместе с тем обучающиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: "Поиграть на уроке".

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся в процессе игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? 5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить все ли включились в работу?

8. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении (лучшие моменты, недочёты, результат усвоения знаний, оценки участникам)?

Игра используется:

• В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (проект игры "Дерево знаний", "Дворец знаний").

• Как элементы соревнования.

• В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

• Как технологии внеклассной работы.

• Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках).

На уроках информатики, реже на уроках математики, уроки-игры я провожу как итоговый урок-повторение. Часто это бывает соревнование двух команд, т.е. класс делится на 2 команды. Учащимся нравятся подобные уроки, и они сплачиваются, учатся работать в команде.

Примеры игр и игровых ситуаций на уроках математики. Я использую игру на разных этапах урока. Свое знакомство с классом начинаю с игры «Покажи свои знания», которая построена по принципу телепередачи «Своя игра». Обыкновенный опрос не вызывает должного интереса, кроме того, ребята еще чувствуют себя скованно, неохотно идут на контакт, и поэтому приходиться очень долго к ним присматриваться, чтобы выявить способности каждого. Наблюдения же во время игры помогают быстро сориентироваться и направить работу в нужно русло. Ценность игры заключается еще и в том, что ребята обогащаются новыми знаниями с помощью вопросов из истории математики, повторяют пройденный школьный курс, самостоятельно выполняют задания, стараются быть предельно внимательными. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», используются игры во время устного счёта: -конкурс на лучшего счётчика, кодированные упражнения, графические диктанты, математический лабиринт, магические квадраты, кроссворды, ребусы, математическая окрошка, головоломки и др. Использую игры на различных этапах урока. Например, при изучении темы «Цилиндр и его свойства» провожу обучающую игру «Конкурс рекламы». В процессе усвоения и закрепления новых знаний использую игру «Диалог», направленную на повышение активности обучающихся. При закреплении изученного материала - «Найди ошибку», кодированные упражнения. Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний. Кроме вышеперечисленных игр, в моей педагогической копилке разработаны такие коллективные игры, как «Аукцион», «Маркетинг», «Анаграмма », «Диалог», «КВН», «Математическое многоборье», «Математический бой», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Дерево знаний», деловые игры: «Математик- бизнесмен», «Пресс - конференция». В моей педагогической копилке имеются следующие дидактические игры: математическое лото, логарифмическое домино, кодированные упражнения, математические лабиринты.

8.Тестовые технологии

-Тест выявляет общую картину успеваемости и определить уровень усвоения материала каждым учащимся.

-Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет работу учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

-Тест способствует развитию логического мышления интуиции, поскольку содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций - сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того, тестируемый находится перед выбором - найти ответ или угадать его. Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошем результате, способствует повышению интереса к предмету.

-Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься самопроверкой и взаимопроверкой. Он даёт возможность проверить не только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу

В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, в соответствии с которыми провожу тестирование, характером материала, индивидуальными особенностями учащихся.

На уроках математики тест использую после прохождения большого раздела, а также как входной контроль, итоговый контроль.

На уроках информатики тест использую не только как итоговый контроль знаний, но также при подготовке к районным турнирам знатоков информатики.

Приведу примеры различных видов тестовых заданий по дисциплине «Математика», применяемые в моей практике:

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовой ответ или понятие.

В своей работе я использую тесы, созданные с помощью таблиц Excel, и с 2012 года очень широко использую в своей работе систему СТАТГРАД. Если в начале работы это были тренировочные и диагностические работы, то сейчас это диагностика используется, начиная с 5 класса. Кроме того, широко использую онлайн тесты

Конечно, задания в форме тестов не является единственной формой проверки усвоения материала, так как имеет и свои недостатки:

  • с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения в тест невозможно проверить ход решения задачи;

  • выполнение тестовых заданий несёт в себе определённый элемент случайности.

Заместитель руководителя ОО ________________________ /Красильникова Н.А./

МП


© 2010-2022