- Преподавателю
- Математика
- Программа факультатива Функции: просто, сложно, интересно
Программа факультатива Функции: просто, сложно, интересно
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нуриахмитова Н.М. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики, находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различнымивеличинами не только в математике, но и других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других.
Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики.
Курс «Функции: просто сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы, также позволит углубить знания учащихся по построению графиков линейной, квадратичной функции, раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций, о графиках основных функций.
Задачи:
-Закрепление основ знаний о построении графиков функций;
-Формирование умений по построению графиков с модулем;
-Закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
-Расширение представлений о свойствах функций;
-Формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
-Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Включенный в программу материал представляет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.
Формой итоговой отчетности учащихся являются проекты «Графики улыбаются», представление «Портфеля достижений», а также дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний»
Требования к усвоению курса.
Учащиеся должны знать:
-понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
-определение основных свойств функции(область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д);
-метод геометрических преобразований.
Учащиеся должны уметь:
-правильно употреблять функциональную терминологию;
-исследовать функцию и строить ее график;
-находить по графику функции ее свойства.
-применять метод геометрических преобразований на примере графиков линейной функции и обратной пропорциональности;
-строить графики, содержащие модуль;
-строить графики линейного сплайна
«Портфель достижений», должен включать:
-
конспекты занятий;
-
схему исследования свойств функций
-
самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех)
-
«Применение функций в природе и технике» (информация в любой форме);
-
тесты
-
анализ собственных успехов(в любой форме);
-
описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней
Тематическое планирование учебного материала
№
Тема
Кол-во часов
Технология реализации
1
Подготовительный этап постановка цели, проверка владения базовыми навыками
1
Беседа, тестирование
2
Историко-генетический подход к понятию «функция»
1
Лекция, демонстрация презентации
3
Историко-генетический подход к понятию «функция
1
Лекция, демонстрация презентации
4
Способы задания функции
1
Беседа, практикум
5
Способы задания функции
1
Беседа, практикум
6
Способы задания функции
1
Беседа, практикум
7
Четные и нечетные функции
1
Беседа, практикум
8
Четные и нечетные функции
1
Беседа, практикум
9
Четные и нечетные функции
1
Беседа, практикум
10
Монотонность функции
1
Лекция, практикум, тестирование
11
Монотонность функции
1
Лекция, практикум, тестирование
12
Монотонность функции
1
Лекция, практикум, тестирование
13
Ограниченные и неограниченные функции
1
Семинар, практикум
14
Ограниченные и неограниченные функции
1
Семинар, практикум
15
Исследование функции элементарными способами
1
Практикум, тестирование
16
Исследование функции элементарными способами
1
Практикум, тестирование
17
Построение графиков функций
1
Практикум тестирования
18
Построение графиков функций
1
Практикум тестирования
19
Функционально-графический метод решения уравнений
1
Беседа, практикум
20
Функционально-графический метод решения уравнений
1
Беседа, практикум
21
Функционально-графический метод решения уравнений
Беседа, практикум
22
Геометрические преобразования графиков функций
1
Лекция
23
Геометрические преобразования графиков функций
1
Практикум
24
Геометрические преобразования графиков функций
1
Тестирование
25
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований
1
Практикум
26
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований
1
Практикум
27
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований
1
Тестирование
28
Графики кусочно-заданных функций
1
Практикум
29
Графики кусочно-заданных функций
1
Практикум
30
Построения линейного сплайна
1
Лекция
31ё
Построения линейного сплайна
1
Практикум
32
Презентации проекта «Графики улыбаются»
1
Семинар
33
Презентации проекта «Графики улыбаются»
1
Семинар
34
Функция: сложно, просто, интересно
1
Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний»
35
Функция: просто, сложно, интересно
1
Презентация «Портфеля достижений»
Литература:
Факультативный курс по математике. 7-9 класс. Учебное пособие для средней школы.- М.: Просвещение, 1991
Математика.8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 авт.-сост. М. Е. Козина.- Волгоград: Учитель, 2007