Конспект урока по географии 6 класс

План-конспект урока по географии 6 класс, тема "Ветер". Тип урока:комбинированный. Цель урока: сформировать представление об образовании ветра, о ветре как элементе погоды. Ознакомить с видами ветра. Выяснить значение ветра в природе, в жизни человека. Научиться работать с графиком "Роза ветров".Задачиурока: знать определение "ветер" и причины его образования; давать характеристику по напрвлению, скорости, силе ветра; строить и читать "Розу ветров"; называть приборы для определения скорости ветр...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ Калининского района Саратовской области»

Класс: 6.

Учитель географии: Вдовина Татьяна Анатольевна

Предмет: география

План-конспект урока.

Тема «Ветер »

Тип урока: комбинированный

Прогнозируемый результат:

в конце урока каждый учащийся знает:

что такое ветер, механизм его возникновения,

что такое сила ветра, направление ветра,

виды ветров, роза ветров.

Умеет: строить и анализировать розу ветров для различных территорий и времен года.

  • Цель урока: сформировать представление об образовании ветра, о ветре как элементе погоды. Ознакомить с видами ветра. Выяснить значение ветра в природе и жизни человека. Научиться работать с графиком «Розы ветров».

Задачи урока:

-знать определение "ветер" и причины его образования;

-давать характеристику ветра по направлению, скорости, силе;

-строить и "читать" розу ветров;

-раскрывать зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении;

-называть приборы для определения силы и скорости ветра, правила работы с ними;

-называть примеры ветров (постоянные, сезонные, суточные);

-раскрывать причины образования бризов и муссонов;

-приводить примеры роли ветра в природе и жизни человека;

-развивать умение работать с картами, таблицами, схемами;

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, физическая карта России, карта полушарий, флюгер, анемометр

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний: проводится небольшой тест по теме «Атмосферное давление»

1.Выберите правильный ответ. Чему будет равно атмосферное давление на высоте 300м., если у поверхности земли - 768мм.рт.ст.

1.718 мм.рт.

2.728 мм.рт.

3.738 мм.рт.

4.748 мм.рт.

2.Выберите правильный ответ. Чему равна высота горной вершины, если у подножья температура воздуха +24°, а на вершине - 6°

1.2000м. 2.3000м.

3.4000м. 4.5000м.

3.Как изменяется атмосферное давление при подъеме на высоту

1.понижается на 6 мм. при подъеме на 1 км.

2. не изменяется

3.понижается на 1мм. При подъеме на 10,5 м.

4.повышается

4.Какой прибор используется для измерения АД

1.термометр

2.транспортир

3.радиозонд

4.барометр-анероид

5.На какой высоте над уровнем моря нормальным можно считать АД, равное 770 мм. рт.

1.100м.

2.-100м.

3.10м.

4.-10м.

6.Определите атмосферное давление на вершине горы высотой 1км., если у ее подножия оно равно 760 мм. ртутного столба.

7.Рассчитайте, чему будет равно атмосферное давление в шахте на глубине 200 м.

3.Объяснение нового материала по теме «Ветер»

Урок начинается с проблемного вопроса.

-Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова.

Вопрос :куда девается дым? (Дым выходит в трубу).

Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу).

Почему дым вытягивается в трубу ?(Ученики затрудняются)

Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

-Так почему дым вытягивается в трубу ?

(Учащиеся отвечают, что на уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого)

Учитель отмечает, что такое явление- движение воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном , но и горизонтальном направлении.

Учитель: приведите пример такого явления. Учащиеся отвечают- ветер.

Учитель предлагает первой группе сформулировать определение термина «ветер», а второй группе прочитать в учебнике. Затем вторая группа проверяет первую группу и указывает на ошибки или неточности.

Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха - ветер? (стр.116 в учебнике)

Попытаемся установить причинно- следственные связи образования ветра. Следствие-ветер. А что этому предшествует?

Давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

На столах у детей карточки, детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи.

Конспект урока по географии 6 класс

Далее организуется работа в группах.

Группа1: Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?

Группа2: А вы представьте себя ночью на берегу моря.

Группа 3: Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом

Группа 4: Вы должны представить себя на берегу Тихого океана зимой.

Время закончилось.

Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по-своему ЛОС. К новым понятиям добавляются понятия "дневной и ночной бриз", "летний муссон", "зимний муссон". Работают у карты со стрелками-муссонами .

Учитель зачитывает отрывок описания ветра А.С.Пушкиным в «Капитанской дочке».«Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик,- беда: буран!..»

Вопрос:- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? ( На высоте- они постоянны и дуют со скоростью 20-25м/с.) Прочтем в учебнике определение стр. 117.

Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Ветер характеризуется по следующим показателям: направлению, скорости и силе. Существуют главные направления (север, юг, восток, запад) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо -запад, юго-запад) Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра -по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. В 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12 бальная.( смотрим форзац учебника).

Учитель:метеорологи фиксируют скорость и направление ветров с помощью специальных приборов (флюгера), более точное измерения скорости производят с помощью анемометра, а потом составляют специальный график, розу ветров, иллюстрирующий, ветер какого направления является преобладающим в том или ином месте. Обычно роза ветров составляется по итогам года или еще более длительного периода. Например, преобладающее направление ветра в Москве за последние годы - юго-западное. То есть большую часть времени в году дует именно юго-западный или западный ветер.

На стр. 118 рис. 75 «Роза ветров для января» рассмотрим рисунок и выполняем индивидуально, построим «розу ветров» по своим наблюдениям.

Учитель-Ветер играет важную роль в природе и жизни человека,

давайте ребята об этом поговорим.(УУченики

- Закрепление знаний

Итоговый фронтальный опрос.

Что называется ветром?

В каком случае возникает ветер?

От чего зависит скорость (сила) ветра?

(Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер).

В каком случае ветер будет сильнее, если атмосферное давление распределено так:

1)740мм и 750мм рт ст

2)762мм и 758мм рт ст.

3) 754мм рт. ст. и 752мм рт.ст.

(В первом случае, где разница больше)

Географический диктант . Детям раздаются карточки с диктантом, выполняют на листочках.

Запись терминов:

  1. Ветер

  2. Роза ветров

  3. Бриз

  4. Флюгер

  5. Муссон

Последовательность выполнения:

1.Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.

2.Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.

3.Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

4.Прибор для определения направления ветра.

5.График, представляющий направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени

Рефлексия.

«Плюс, минус, интересно»

Для подведения итогов урока воспользуемся упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение выполним письменно, предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.

На дом: п 39. Подготовить дополнительный материал по группам, составить синквейн.

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Вдовина Татьяна Анатольевна

Предмет

география

Класс

6

Номер урока

3 разделе «Атмосфера»

Тип урока

Комбинированный;

Тема

«Ветер»

Цель

  • : сформировать представление об образовании ветра, о ветре как элементе погоды. Ознакомить с видами ветра. Выяснить значение ветра в природе и жизни человека. Научиться работать с графиком «Розы ветров».


Задачи

Образовательные:

-

  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);

Развивающие:

  • - формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- понимать как формируется ветер, каковы его последствия

-уметь строить «розу ветров»

- представлять какие бывают виды ветров и как они форимруются

Личностные:(личностные УУД)

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания

Метапредметные:

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

УМК

Учебник «География» Москва изд. Просвещение 2014

Ресурсы (оснащение)

Презентация, интерактивные диски

Раздаточный материал

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД


1.

Орг. момент

2. Актуализация знаний

2-3мин.

Проводит небольшой тест по теме «Атмосферное давление»

Выполняют тест индивидуально

Изучение нового материала

3.Создание проблемной ситуации

2мин

Приводит пример с камином, где горят дрова

Приводят различные доводы, почему дым выходит в трубу. Подходят к определению понятия , что такое ветер.

-Определять цель, проблему в учебной деятельности.

-Выдвигать версии

4.Планирование деятельности

5мин

Выявить последовательность образования ветра. Определить какие бывают ветра на земном шаре

На основе знаний и дополнительных карточек строят последовательность образования ветра.

Строить логически обоснованные суждения

-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

-Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

5. Поиск решения проблемы

10-12

Разбивает класс на группы, организует работу в группах;

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Группа1: Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха? Группа2: А вы представьте себя ночью на берегу моря.

Группа 3: Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом

Группа 4: Вы должны представить себя на берегу Тихого океана зимой.

стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе


6.Осмысление

20 мин.

Для решения проблемы урока предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы .Какие виды ветров бывают.

Предлагает рассмотреть форзац учебника.

Предлагает по карточкам построить «розу ветров» задает вопрос, что

ветер играет важную роль в природе и жизни человека.

Представители каждой группы делиться своим мнением, делают выводы

Опережающее задание о сильных ветрах

,сообщение учащегося по

материалам интернета.

Представлять информацию в различных формах.

готовность к сотрудничеству с соучениками;

Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

7.Диагностика результатов урока

3мин

Предлагает заполнить ученикам лист самооценки «Плюс-минус-интересно»..Выполнить географический диктант.

Работают с листом самооценки

Определять уровень усвоения изученного материала

Оценка учителя

8. Домашнее задание

2мин

Объясняет домашнее задание: Параграф 39 ; Дома вы поработаете с разными источниками информации и приготовите сообщение

1 группа - туман и облака

2 группа -атмосферные осадки, составить синквейн.

Записывают домашнее задание



© 2010-2022