Конспект урока по математике на тему: Единицы времени. Час. Минута

Конспект урока по  математики во 2 классе на тему: «Единицы времени. Час. Минута» предназначен для учителей начальных классов, изучающих раздел «Единицы времени».   Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей и использования компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их соотношением; с помощью тренировочных заданий научиться определять время по часам.   Оборудование: учебник «Математика. 2 класс»; модели часов; компьютерная презентация.   Данный урок был представлен пед...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики во 2 классе на тему: «Единицы времени. Час. Минута».

Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использования компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их соотношением;

с помощью тренировки учиться определять время по часам.

Оборудование:

учебник «Математика. 2 класс»;

модели часов;

компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте!
На вас надеюсь я, друзья.
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!

Посмотрите, у нас сегодня гости! повернитесь, улыбнитесь и присядьте на свои места!

- Я думаю, что урок будет интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А какое? Для этого нам нужно решить цепочку математических выражений. Как только мы ее решим, то доберемся до ключика от сундучка, а в том сундучке лежит послание. Открываем шкатулку, читаем послание:

Начиная наш урок,

Мы уложим его в срок.

Все примеры мы решим, и задачи тоже

Дружно вместе отдохнем.

Свое время сбережём.

О чем говорится в этом послании? А давайте обратим внимание на такие фразы как: Уложим урок в срок, свое время сбережем....А как мы можем сберечь свое время, если мы пока не умеем его измерять? Ребята, а давайте вспомним сказку, главная героиня которой тоже не умела считать время? Сейчас я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны догадаться о ком идет речь.

"...-Поезжай, моя милая! Ты это заслужила!- воскликнула фея. - Но помни, ровно в полночь сила моих чар кончится! Твое платье снова превратиться в лохмотья, а карета -в обыкновенную тыкву! Девушка обещала волшебнице уехать из дворца до полуночи, сияя от счастья, отправилась на бал! (это сказка Шарля Перро "Золушка") (Слайд 2)

- Вспомните, что произошло с Золушкой после бала? (Золушка должна была уехать в 12 часов ночи, но опоздала).

- А как вы думаете, если бы она хорошо ориентировалась во времени, такого бы не случилось? (нет). Чему бы следовало научиться Золушке прежде, чем ехать на бал? С помощью чего же люди ориентируются во времени? (с помощью часов)

- Может быть, кто-то из вас уже догадался, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей). Чему мы будем учиться? (узнавать время по часам) (слайд 3)

А кто из вас уже умеет пользоваться часами? Определять время по часам?

- Молодцы! А сейчас мы откроем тетради, запишем дату, классная работа, но прежде вспомним правила письма. Затем красиво пропишем сегодняшнее число (10). Скажите, а число десять это какое число? (двузначное, это один десяток). Отметим самое красивую, затем поменяемся тетрадями с соседом. Пусть сосед по парте найдет самую красивую цифру. Кто согласен с товарищем - встаньте! Похвалите его за это! а кто может на часах показать 10 часов? (один ученик выходит к доске.) Итак, для чего же нужны часы? (чтобы определять время). А кто знает, какие бывают часы? (ответы детей). Но часы не всегда были такими, как сейчас, какими мы с вами привыкли их видеть.

3. Изучение новой темы.

Об истории часов.

Первые часы-были живые! Вы, наверное, удивитесь, но такие живые часы вы уже видели и их хорошо знаете. Вспомните, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух - это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник! (слайд 4)

Знали люди и другие живые часы - это растения.(слайд 5) Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? «Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки. Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Как ты думаешь - стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Первыми устройствами для счета времени были солнечные часы.(слайд 6) Сделать их было чрезвычайно просто: посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по ее положению люди определяли время дня. А как вы думаете, всегда ли такие часы могут показывать время? (нет: в пасмурный день и ночью солнечные часы не работали.)

Потом придумали часы водяные (слайд 7). Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался. Такие часы показывали время и днем и ночью - не забывай только воды подливать. Затем

Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка равное 1 минуте или 5 минутам. Песочные часы, где из одной колбочки в другую тонкой струйкой пересыпается песок, дожили и до наших дней. (слайд 8) Где мы с вами встречались с такими часами?

Но все эти часы были неудобны, поскольку требовалось периодически заполнять сосуды водой и не забывать переворачивать колбочку с песком. И тогда,

Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел их в 17-м веке. Это были самые точные часы. (слайд 9)

Сейчас существует много разных часов. Есть кварцевые часы, электронные.

Часы, которые стоят на полу называются «напольные», есть настенные. (слайд 10)

Еще есть часы на башнях. Вы знаете как их называют? А когда мы их можем с вами слышать? (Их называют… (башенные). В новогоднюю ночь мы слушаем главные башенные часы - на Красной Площади. Они называются «куранты»). (слайд 11)

А нам сегодня интересно узнать, как же по часам мы можем определить время? у меня есть для вас загадка!

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом

Коротышка только раз

Та, что выше каждый час

-О чем здесь идет речь? (о стрелках)

Давайте посмотрим на стрелки часов! Сколько у ваших часов стрелок? А они одинаковые? а почему они разные? а зачем часам разные стрелки?

Кто уже знаком с часами и умеет определять по ним время- помогите мне! Для чего служит нам маленькая стрелка? (она часовая), а большая? (она показывает минуты)значит она- минутная.

Давайте рассмотрим модель часов. Они у всех у вас есть на партах. В них используются две стрелки: маленькая и большая.

- Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется минутой.

- Давайте сосчитаем на ваших моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого.

- А сколько всего этих чёрточек?(60) Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.

- Так сколько же в часе минут? (60 мин.) (Ответы детей)

(слайд 12)

И записываем в тетрадь: 1 час = 60 мин

Давайте посмотрим, правильно ли мы определили (слайд 13)

4. ФИЗМИНУТКА

А какой звук издают часы? А давайте попробуем их изобразить.

5.Закрепление новой темы

А теперь поработаем в парах.

Перед вами лежит модель часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок: 4 часа, 6 часов 30 минут, 8 часов 30 минут, 2 часа.

Беру песочные часы:

А сейчас посмотрим, сколько примеров вы можете решить за 1 минуту.

(а когда пройдет эта минута - нам подскажут песочные часы)

5.Работа с учебником с 31 №5

-Сколько успели решить примеров?

Кто решил все примеры, поднимите руки! кто решил 3 примера? Вы тоже молодцы! Легко это было вам сделать?

- Минута - небольшое время. Когда мы говорим - «Минутное дело»? Когда говорим о какой-нибудь лёгкой работе. А вот (слайд 14)

- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.

Ребята, а вам интересно было бы узнать, что можно сделать за одну минуту?-

Так вот, оказывается, что (слайд 15)

За 1 минуту в нашей стране выпускают:

1 трактор
4 автомобиля
12 телевизоров
1500 пар обуви

- Минута - это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно

Попробуем решить задачу с. 31 №3

Решение задачи.
Прочитайте задачу номер 3.
О чем говорится в задаче?
Повторите вопрос задачи.
Что сказано про первую партию шахмат?
А про вторую?

Можем сразу ответить на вопрос задачи? (можем)

Кто уже догадался, каким действием мы будем решать эту задачу?
Назови ответ задачи. (20минут заняла вторая партия)

Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. (сколько времени мальчики затратили на обе партии? На сколько минут вторая партия была короче, чем первая?

На сколько минут первая партия была длиннее, чем вторая?) Проверка по образцу на доске. (слайд 16)

О часах и времени существуют не только сказки! А вот Вика для нас приготовила стихотворение! Вы все сегодня молодцы! Я очень хочу чтобы этот урок вам запомнился! А для этого я дарю вам часы! Чтобы вы никогда не теряли счет времени, умели его беречь и разумно использовать! А домашним заданием будет вам вопрос: Определить, сколько же в этих часах минут? А как вы будете узнавать это?
Подведём итог.

Итог:

- Какую роль в жизни человека выполняют часы?

- Чему мы сегодня научились?

- Какое новое знание мы открыли?

Кому было интересно на уроке?

Кому скучно?

А теперь оцените себя сами. (слайд 17)

- Вот какие вы молодцы. Мы так много с вами узнали, потрудились, наступило время отдохнуть. Урок наш подходит к концу и закончить мне бы его хотелось вот такой замечательной пословицей: Давайте ее хором прочитаем! Как вы ее понимаете?

Делу - время, а потехе - час. (слайд 18)

Спасибо за урок! (слайд 19)

© 2010-2022