- Преподавателю
- Математика
- Урок математики: Функции, их свойства и графики
Урок математики: Функции, их свойства и графики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Безлюдная И.Б. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок № 1, 2
Тема урока: Функции, их свойства и графики
Цели урока.
-
Обобщить и систематизировать материал вышеуказанной темы; совершенствовать умения учащихся определять свойства функции по ее графику; совершенствовать умения и навыки учащихся строить графики функций; развивать графическую культуру учащихся.
-
Продолжить работу над формированием математической речи, логического мышления, развития творческих способностей учащихся.
-
Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям. Продолжить работу над формированием гуманных отношений на уроке.
Наглядные пособия: мультимедийная доска.
Ход урока
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
На доске изображено решение номеров, заданных на дом. Учитель комментирует это решение. Учащиеся проверяют выполнение домашних упражнений.
В-3 № 14 ( 1 - 4 )
Найдите область значения функции.
1)
Составим уравнение .
Оно равносильно уравнению , которое имеет решение, если a - 9 ≥ 0, т.е. при a ≥ 9 . Все эти числа и составят область значений функции. Таким образом,
E ( f ) = [ 9 ; +∞ ) .
2).
Составим уравнение x² + 3 = a .
Оно равносильно уравнению x² + 3 = a , которое имеет решения, если
a - 3 ≥ 0 , т.е. при a ≥ 3 . . Все эти числа и составят область значений функции. Таким образом,
E ( f ) = [ 3 ; +∞ ) .
3).
Построим график функции
По графику видно, что
E (g) = (−∞ ; 7 ]
4) φ (x)= 3 + 4 x + x²
Составим уравнение 3 + 4 x + x² = a .
Оно равносильно уравнению x² + 4 x + ( 3 - a ) = 0 которое имеет решение при D ≥ 0 .
D = 4² −- 4 · 1 · ( 3 - a ) = 16 - 12 + 4 a = 4 + 4 a ;
4 + 4 a ≥ 0 ; 4 a ≥ -4 ; a ≥ −1 .
Значит, E (φ) = [ −1 ; +∞).
В - 3 №24 ( 1 - 5 ; 8 )
Является ли четной или нечетной функция?
1).
D ( f ) = ( −∞ ; +∞ ).
Область определения данной функции симметрична относительно 0.
Значит, f ( x ) - четная функция.
2).
D ( f ) = ( −∞ ; +∞ ) .
Область определения данной функции симметрична относительно 0.
f ( −-x ) ≠ f ( x ) ; f ( x ) ≠ −- f ( x ) .
значит, f ( x ) не является ни четной, ни нечетной функцией.
3).
x² − 16 ≠ 0 ; |x| ≠ 4 ; x1 ≠ −4 ; x2 ≠ 4 .
Область определения данной функции симметрична относительно 0.
Значит, f (x ) четная функция.
4).
3 − |x| ≥ 0 ; |x| ≤ 3 ; −3 ≤ x ≤ 3 .
Следовательно, D ( f ) = [−3 ; 3] .
Область определения данной функции симметрична относительно 0.
Значит, f (x ) четная функция.
5).
D ( f ) = (−∞ ; +∞ ).
Область определения данной функции симметрична относительно 0.
Значит, f (x ) нечетная функция.
8).
f ( x ) = 16x ; D ( f ) = (−∞ ;+∞).
Область определения данной функции симметрична относительно 0.
f (−x ) = 16 ∙ (−x ) = −16x = −f ( x ) .
Значит, f (x ) нечетная функция.
В-3 № 16 ( 7 )
На рисунке изображен график функции y = f ( x ) , определенной на промежутке [−5 ; 4 ]. Пользуясь графиком, найдите количество корней уравнения f ( x ) = a в зависимости от значения a.
Решение
а) При а = −3 ; уравнение имеет один корень.
б) При a = 1,5 ; уравнение имеет два корня.
в) При уравнение имеет три корня.
г) При уравнение корней не имеет.
III Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель напоминает учащимся, что с понятием функции и свойствами функции они познакомились в курсе алгебры. Эта тема является важной и в курсе начал анализа. На уроках в 10 классе учащиеся расширили и углубили знания о функциях. Сегодня на уроках учащимся предстоит обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции, их свойства и графики»; подготовиться к контрольной работе.
Учитель предлагает каждому из учащихся, соответственно с целью уроков, поставить свои цели, над достижением которых они будут трудиться.
IV Обобщение и систематизация знаний.
Разминка. Учитель разбивает класс на три команды: I ряд - первая команда; II ряд - вторая команда; III ряд - третья команда. Представители команд, поочередно, задают другим командам вопросы по теории, подготовленные заранее.
V Обобщение и систематизация умений и навыков.
1. На доске изображены задания теста-диагностики. Учащиеся в тетради записывают ответы. Затем на доске появляются правильные ответы. Учащиеся выполняют проверку.
Тест
1). Укажите значение функции y = −x2 + 2 , если x = 2.
А) 8 Б) 5 В) −5 Г) −2 Д) 7
2). Функция задана формулой f ( x ) - x2 + 4 x .
Найдите все значения x , для которых f ( x ) = 5 .
А) 0 Б) −5; 1 В) −1 Г) 1 Д) −5
3). Областью определения какой из данных функций является множество действительных чисел?
А) Б) В) Г)
4). У какой из приведенных функций область определения совпадает с множеством значений?
А) y = x2 Б) В) Г)
5). Укажите функцию, график которой проходит через точку A (2 ; 1)
А) y = x + 1 Б) y = x2 В) y = x3 − 7 Г) y = 4 − x2 Д)
6). Укажите эскиз графика функции y = x2 + a x + b ,
если a2 − 4 b > 0 .
7) Какая из приведенных функций является строго убывающей в своей области определения?
А) y = π − 2 x Б) y = x2 + 2 x В)
Г) Д) y = π + 2 x
8) Известно, что y = f ( x ) возрастает на множестве действительных чисел. Укажите верное неравенство.
А) f ( −5) > f ( 5 ) Б) f ( −5 ) ≤ f ( 5 )
В) Г)
9) Найдите нули функции y = −3 x + 2
А) 0,5 Б) ⅔ В) 1,5 Г) −2 Д) 0
10) На каком из рисунков изображен график четной функции?
11) На каком из рисунков изображен график нечетной функции?
12) На рисунке изображен график функции y = f ( x ) , определенный на множестве действительных чисел. Пользуясь рисунком, найдите множество решений неравенства f ( x ) > 0 .
А) (−1 ; 3 )
Б) (−3 ; 2 )
В)
Г)
Ответы к тестовым заданиям
1) Г 5) В 9) Б
2) Б 6) В 10) Б
3) А 7) А 11) В
4) Г 8) В 12) Г
2) Работа в группах
Учитель объединяет учащихся в группы: I группа - парты 1, 3, 5; II группа - парты 2, 4, 6. I группа - «художники»; II группа - «аналитики». Группы получают задания.
Задание для «художников»
Начертите эскиз графика функции, используя следующие сведения об этой функции: f ( x ) - нечетная функция; нули функции x = −6 ; x = 0; x = …; наименьшее значение функции равное −2 достигается при x =−3. При x = 3 достигается наибольшее значение, равное … Функция убывает на промежутках [ −8 ; −3 ] и …; возрастает на промежутке [ −3 ;…].
f ( −8 ) = 1. Область определения функции:
Множество значений функции: .
Задание для «аналитиков»
По графику функции, представленному на рисунке, полностью опишите ее свойства.
Во время работы групп учитель консультирует учеников, отвечает на вопросы, которые у них возникают.
Группы выделяют представителей для презентации решения заданий у доски.
Учащиеся записывают в тетрадях оба задания.
Решение задания «художников»
Решение задания «аналитиков»
Область определения функции: D ( f ) = [−6 ; 6 ].
Множество значений функции: E ( f ) = [−2 ; 4 ].
Функция является четной, т.к. график функции симметричен относительно оси ординат. Нули функции: .
Функция возрастает на промежутке [ −4 ; −2 ] ; [ 0 ; 2 ] ; [ 4 ; 6 ].
Функция убывает на промежутке [ −6 ; −4 ] ; [−2 ; 0 ] ; [ 2 ; 4 ] .
Промежутки знакопостоянства: y > 0 при
; y < 0 при
.
Наибольшее значение функции равно 4 при x = −6 и x = 6.
Наименьшее значение функции равно −2 при x = −4 x = 4.
В то время, как представители команд у доски готовятся к ответу, учитель предлагает учащимся класса устные упражнения.
3) Решение устных упражнений на геометрическое преобразование графиков функций
-
График какой функции изображен на рисунке?
А) y = x2 + 3
Б) y = x2 - 3
В) y = −x2 + 3
Г) y = −x2 − 3
-
График какой функции изображен на рисунке?
А)
Б)
В)
Г)
3) Как надо перенести параллельно график функции , чтобы получить график функции ?
А) на 4 единицы вверх;
Б) на 4 единицы вниз;
В) на 4 единицы вправо;
Г) на 4 единицы влево.
4) График функции y = x2 отобразили симметрично относительно оси абсцисс, а затем параллельно перенесли на 2 единицы вверх вдоль оси ординат. График какой функции получили?
А) y = −( x2 + 2 ) В) y = (−x − 2 )2
Б) y = −x2 + 2 Г) y = −( x − 2 )2
5) На рисунке изображен эскиз графика функции y = f ( x ) .Укажите эскиз функции графика y = f ( x + 2 ) .
-
Среди приведенных графиков определите график функции
y = −( x − 1 )2
7) График функции параллельно перенесли на 4 единицы влево вдоль оси абсцисс, а затем параллельно перенесли на 2 единицы вниз вдоль оси ординат. График какой функции получили?
А) В)
Б) Г)
Ответы к устным упражнениям
1) В 2) Б 3) В 4) Б
5) А 6) Б 7) А
4) Решение письменных упражнений
Дидактический материал: А.Г. Мерзляк; В.Б. Полонский; Е.М.Рабинович; М.С. Якир «Алгебра и начала анализа 10. сборник задач и контрольных работ»; Харьков; «Гимназия»; 2010: В - 1 № 19 ( 2 ) ; № 20 ( 2 ).
В - 1 № 19 ( 2 )
Постройте график функции; укажите промежутки возрастания и промежутки убывания функции:
Решение
1) f ( x ) =−2 x −3 ; x ≤ −4
x
-5
-4
f(x)
7
5
2) f ( x ) = x2 + 2 x −3 ; −4 < x < 2
x
-3
-2
-1
0
1
f(x)
0
-3
-4
-3
0
3) f (x ) = 5 ; x ≥ 2
Функция f ( x ) убывает на промежутке .
Функция f ( x ) возрастает на промежутке .
В - 1 № 20 (2 )
Найдите область определения функции и постройте ее график:
Решение
x2 −5 x ≠ 0 ; x ( x −5 ) ≠ 0 ; x ≠ 0 ; x ≠ 5
Значит, надо построить график функции на области определения
x
-4
-3
-2
-1
1
2
3
4
f( x )
-1
-1⅓
-2
-4
4
2
1⅓
1
5. «Мозговой штурм»
После оглашения условия задания, которое необходимо решить, учитель предлагает всем высказать свои идеи, комментарии, пути решения. Все предложения записываются на доске в порядке их оглашения без комментариев или вопросов. После обговариваются и оцениваются предложенные идеи. Учащиеся записывают в тетрадях решение задания.
Задание На рисунке изображен график функции y = a x2 + bx + c.
Определите знаки параметров a , b , c .
Решение
Так как ветви параболы направлены вниз, то a < 0 . Поскольку
y (0 ) = c , то из рисунка видно, что с > 0 . Абсцисса вершины параболы вычисляется по формуле: ; −b > 0 ; b < 0 .
Значит, a < 0 , b < 0 , c > 0 .
Ответ: a < 0 , b < 0 , c > 0 .
6. Дополнительное задание
При каком наименьшем целом значении m функция
y = 7m x + 6 − 20 x является возрастающей?
Решение
y = 7m x + 6 − 20 x ;
y = (7m − 20) x + 6 − это линейная функция. Она будет строго возрастающей в своей области определения, если 7m − 20 > 0 ;
7 m > 20 ; ; .
Значит, m = 3 − наименьшее целое значение, при котором данная функция является возрастающей.
Ответ: при m = 3 .
VI Итог уроков
Учитель задает классу вопросы.
-
Понравилась ли вам форма проведения урока?
-
Была ли ваша работа на уроке продуктивной?
-
Удалось ли вам заполнить пробелы в знаниях?
-
Достигнута ли цель урока?
-
На какие моменты нужно обратить внимание при подготовке к контрольной работе?
VII Домашнее задание
По сборнику из В-3 № 13 ( 16 ; 17 ; 19 ) ; № 15 ( 3 ; 4 ) ; № 19 ( 2 ) ;
№ 20 ( 2 ) .