- Преподавателю
- Математика
- Конспект открытого урока по математике
Конспект открытого урока по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Харайбатова О.А. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №7»
Методическая разработка открытого урока по математике
«Логарифм числа и его свойства»
Выполнила:
Преподаватель математики
Харайбатова О.А.
Якутск 2014 г.
Аннотация к методической разработке открытого урока «Логарифм числа и его свойства» для всех специальностей лицея преподавателя ГБОУ «Профессиональный лицей №7» Харайбатова О.А.
Данная методическая разработка открытого мероприятия (урока) по дисциплине «Математика» составлена для преподавателей математики, студентов не только для всех специальностей лицея, но и других учебных заведений в плане обмена опытом. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта преподавателя.
Цель и задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятие логарифма, десятичного и натурального логарифмов;
- рассмотреть основные свойства логарифма, научить применять их при нахождении значений выражений;
- развивать умения применять теоретические знания при решении практических задач.
Развивающие:
- формирование аналитического и логического мышления студентов;
- развитие навыков исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, обобщение);
- развитие познавательного интереса студентов к математике;
- развитие навыков коммуникативной компетенции
Воспитательные:
- способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию;
- воспитывать культуру общения, культуру труда, навыки самоконтроля.
Тип урока - комбинированный.
Применение компьютерных технологий, исследовательского метода и групповой формы работы способствовало достижению цели урока, формированию таких ключевых компетентностей как: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, коммуникативная, готовность к социальному взаимодействию, а также предметных компетентностей: самостоятельная познавательная деятельность, математический язык, умения применять математические знания в нестандартной ситуации.
«Логарифм числа и его свойства»
Тип урока: комбинированное, занятие усвоения новых знаний
Цели занятия:
Образовательные:
-сформировать понятие логарифма, десятичного и натурального логарифмов;
-рассмотреть основные свойства логарифма, научить применять их при нахождении значений выражений;
-развивать умения применять теоретические знания при решении практических задач.
Развивающие:
-формирование аналитического и логического мышления студентов;
-развитие навыков исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, анализ, обобщение);
-развитие познавательного интереса студентов к математике;
-развитие навыков коммуникативной компетенции
Воспитательные:
-способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию;
-воспитывать культуру общения, культуру труда, навыки самоконтроля.
Основные методы обучения: фронтальный, проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, информационно-коммуникационная технология.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный момент
- приветствие студентов;
- проверка отсутствующих;
- проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Проводится фронтальный опрос (вопросы и правильные ответы высвечиваются на доске):
1. Продолжите формулы:
2. Возведите в степень:
3. Самостоятельная работа по слайду презентации с последующей проверкой и обсуждением результатов:
Вычислите значения выражения:
3. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели урока
Мотивация может быть основана на необходимости решения уравнения вида ax=b при условии, что правая часть не представима в виде степени. Такие уравнения могут быть получены при решении следующих задач:
1. Однолетнее растение дает 100 семян, из которых на следующий год прорастает половина. Через сколько лет прорастут 10000 семян?
2. Банк начисляет на вклад 10% в год. Через какое время вклад вырастет в 10 раз?
Математические модели данных задач имеют следующий вид: 50x=10000; 1,1x = 10
Проблема, которую предстоит решить, можно сформулировать следующим образом: «Как с достаточной степенью точности решить уравнение вида ax=b?».
Тема урока «Логарифм функции».
Цель урока - определить понятие логарифма, изучить его свойства, научиться применять их при нахождении значений выражений
4. Изучение нового материала
4.1. Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов с целью установления связи между производной функции и ее монотонностью.
Решаем показательное уравнение 2x =8 . Так как 8 = 23, то 2х = 23. Уравнение имеет единственное решение х=3. А теперь рассмотрим аналогичное уравнение 2x =6.
Учащиеся с преподавателем ищут ответы на следующие вопросы:
- Что представляет собой левая часть уравнения?
- Что представляет собой правая часть уравнения?
- Какие способы решения уравнений известны?
- В чем заключается графический способ решения уравнения?
Применяя графический способ решения, по чертежу устанавливаем, что уравнение так же имеет единственное решение (по чертежу видим, что он заключен в промежутке от 2 до 3). Однако в отличие от предыдущего уравнения это решение является числом иррациональным. Поэтому для обозначения такого корня вводится новое понятие и новый символ - логарифм.
Очень часто приходится решать подобную задачу: известно, что ax=b. Необходимо найти показатель степени х, то есть решать задачу, обратную возведению числа в степень. При нахождении этого показателя степени х и возникает понятие логарифма числа b по основанию а. Обозначается x = logab. Даем определение логарифма.
Далее, анализируя общий вид уравнения ax=b, устанавливаем, каким условиям должны удовлетворять параметры а и b?
Определение: Логарифмом числа по основанию называется показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число b. Это число обозначается символом logab .
Из определения следует .
Это равенство называется основным логарифмическим тождеством.
Операцию нахождения логарифма числа называют логарифмированием.
Предлагается студентам по слайду презентации прочитать определение логарифма вслух и про себя.
Далее студентам предлагается вернуться к проблемной ситуации и решить задачи, используя понятие логарифма.
4.2. Объяснение свойств логарифмов (по слайдам презентации)
Рассмотрим основные свойства логарифмов.
1.
Пример:
2.
Пример:
3.
Пример:
4. Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов множителей.
где а > 0, а≠ 0, b>0,c>0.
На примере посмотрим ,как применяется данное свойство.
1).
2)
Рассмотрим второе свойство:
5. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя.
, где a>0,a ≠ 0, b>0, c> 0.
Примеры:
1) .
6) .
6. Логарифм степени с положительным основанием равен показателю степени, умноженному на логарифм основания.
, где a > 0, a ≠ 0, b >0 ,
5. Этап закрепления знаний
5.1 Решение задач с целью усвоения понятия логарифма.
Студентам предлагаются следующие задания:
1.Записать следующие равенства в виде логарифма:
2. Записать следующие равенства в виде показательных:
При выполнении задания мы встретились с логарифмом, имеющим основанием число 10. Такие логарифмы называются десятичными и имеют специальное обозначение lg. Например: lg100 = 2, .
3. Записать числа -3, -1, 0, 1, 3 в виде логарифма с основанием 2.
4. Найдите х:
5.2. Решение задач с целью усвоения свойств логарифма.
Найдите значение выражения:
Для тех, кто быстро и верно решает, подготовлены дополнительные задания на карточках:
Вычислите:
6. Рефлексия
На этом этапе проговариваются выводы, сделанные учащимися в ходе работы, отмечаются позитивные моменты урока, и, обязательно, надо отметить то, что каждый ученик на уроке занимался исследовательской деятельностью, создавая свой интеллектуальный продукт.
В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. Поэтому использование компьютера и компьютерных технологий, а также мультимедийного проектора и интерактивной доски может сделать урок неординарным, динамичным и весьма запоминающимся. Урок с использованием компьютерных демонстраций, интерактивных тренажеров дает возможность творческого подхода к процессу обучения.
Планы реализованы полностью. Цели урока достигнуты.
Уровень качества проявленных знаний, умений и навыков высокий.
Применение компьютерных технологий, исследовательского метода и групповой формы работы способствовало достижению цели урока, формированию таких ключевых компетентностей как: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, коммуникативная, готовность к социальному взаимодействию, а также предметных компетентностей: самостоятельная познавательная деятельность, математический язык, умения применять математические знания в нестандартной ситуации.