Конспект

Урок проводить можно в 5 или 6 классах в рамках экологических декад или как исследовательскую работу.Тема: «Экологические проблемы на уроке математики»   Цель: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации; учить видеть и понимать экологических проблем  и находить пути решения этих проблем.    Задачи урока: обучающие: ·        повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы; ·        применить знания при решении задач экологического содержания; ·        познакомить учащихся с экологическими проблемами местности. ·        развивающие: ·        учить анализировать, размышлять, делать выводы; ·        развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации. ·        воспитательные: ·        воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика 5 класс











Урок: «Экологические проблемы на уроке математики»


в рамках семинара «Формирование экологической компетенции в образовательном процессе через урочную и внеурочную деятельность»












Учитель: Чернова Е.В.












Северодвинск

13.10.2010г.



Тема: «Экологические проблемы на уроке математики»

Цель: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации; учить видеть и понимать экологических проблем и находить пути решения этих проблем.

Задачи урока:

обучающие:

  • повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;

  • применить знания при решении задач экологического содержания;

  • познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.

  • развивающие:

  • учить анализировать, размышлять, делать выводы;

  • развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

  • воспитательные:

  • воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения:

  • беседа,

  • рассказ (словесный),

  • решение задач (практический),

  • проблемный метод,

  • исследовательский метод.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная работа;

  • индивидуальная (самостоятельная) работа.

Подготовительная работа: Группа учеников 5 класса провели мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Задача № 1.

  4. Задача № 2.

  5. Итог урока. Домашнее задание.





1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На доске прикреплены плакаты с изображением лесных просторов и высказывания о бережном отношении к лесу.

Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, "Леса учат человека понимать прекрасное" - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Но лес - это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

3. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.

Задача № 1. У ребят на партах выданы листы с задачей.

Этапы работы над задачей:

1. Измерить с помощью линейки размеры страницы учебника.

2. Вычислить площадь одной страницы учебника.

3. Умножить результат на количество листов в учебнике.

4-5. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).

6. Выразить результат в квадратных метрах.

7. Чтобы получить 4000 м2 бумаги, требуется вырубить 1 га лесных угодий.

Сколько необходимо вырубить леса, чтобы создать тираж учебника?

Сделайте вывод.

Задача №1

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать тираж учебника "Математика" авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина", 2008.

1. Определить размеры одной страницы учебника:

длина = ………………; ширина = …………….

2. Вычислить площадь одной страницы учебника:

S = ……….……см2

3. В учебнике ………. страниц или ………. листов

4. Найти площадь всех страниц ………………. см2

5. Тираж учебника …………. экземпляров

6. Умножить площадь всех страниц на тираж учебника:

………………………………. см2,

или …………………………… дм2,

или …………………………… м2

7. Чтобы получить 4000 м2 бумаги, требуется вырубить 1 га лесных угодий.

Сколько необходимо вырубить леса, чтобы создать тираж учебника?

………… га (1 га = 10 000 м2 ) или ………………. м2

Вывод:

Решение.

Размеры одной страницы учебника 16см на 21 см.

Площадь равна 16∙21=336 см2.

В учебнике 280 страниц или 140 листов, значит площадь всех листов учебника 47040 см2.

На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется 2352000000 см2, или 23520000дм2 , или 235200 м2.

Чтобы получить 4000 м2 бумаги, требуется вырубить 1 га лесных угодий. Значит, 235200 : 4000≈58 га.

Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)

4. Группа учеников нашего класса проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 780 г бумаги. Другая группа учеников сосчитала количество учеников в школе. Продолжим их исследование.

Задача № 2. Работает со второй карточкой.

Задача №2


За день школьники школы №11 выбрасывают 780 г бумажного мусора.

1. В 30-ти школах г. Северодвинска обучаются 17 303 ученика, в том числе в школе №11 - 363 ученика, т.е. в городе в ….. раз больше учеников, чем в нашей школе.

2. Сколько бумажного мусора может быть выброшено в школах города за 1 день? ……………… г

3. В учебном году 210 учебных дней. За это время ученики выкинут в мусор

…………….. г бумаги, или ……… кг…...... г, или ……. т ….. кг…… г

4. По данным Федеральной службы Государственной статистики в нашей стране производится в год 3655 тыс. т бумаги, т.е. ………….. т.

Вывод:

Решение.

  1. 17303 : 363 ≈ 48. В нашем городе примерно в 48 раз больше учеников, чем нашей школе.

  2. 780 ∙ 48 = 37440 г. бумажного мусора выбрасываем за 1 день.

  3. 37440 ∙ 210 = 7862400 г = 7862 кг 400 г = 7 т 862 кг 400 г.

  4. В нашей стране в год производится 3655000 т бумаги.

Сделать вывод о необходимости экономить бумагу и альтернативах использования бумаги.

5. Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают" как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков - важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его - это долг каждого российского человека.

Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным.

Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.

Домашнее задание:

Задача: В это жаркое лето сгорело 10 тыс. га леса. Сколько саженцев надо высадить на 1 га, если их высаживать через 3 метра друг от друга?




Литература



  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. М. : Мнемозина, 2008.

  2. Интернет-ресурсы.



© 2010-2022