- Преподавателю
- Математика
- Конспект
Конспект
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернова Е.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Математика 5 класс
Урок: «Экологические проблемы на уроке математики»
в рамках семинара «Формирование экологической компетенции в образовательном процессе через урочную и внеурочную деятельность»
Учитель: Чернова Е.В.
Северодвинск
13.10.2010г.
Тема: «Экологические проблемы на уроке математики»
Цель: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации; учить видеть и понимать экологических проблем и находить пути решения этих проблем.
Задачи урока:
обучающие:
-
повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
-
применить знания при решении задач экологического содержания;
-
познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
-
развивающие:
-
учить анализировать, размышлять, делать выводы;
-
развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
-
воспитательные:
-
воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения:
-
беседа,
-
рассказ (словесный),
-
решение задач (практический),
-
проблемный метод,
-
исследовательский метод.
Формы организации учебной деятельности:
-
фронтальная работа;
-
индивидуальная (самостоятельная) работа.
Подготовительная работа: Группа учеников 5 класса провели мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
-
Задача № 1.
-
Задача № 2.
-
Итог урока. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На доске прикреплены плакаты с изображением лесных просторов и высказывания о бережном отношении к лесу.
Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, "Леса учат человека понимать прекрасное" - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.
Но лес - это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.
3. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.
Задача № 1. У ребят на партах выданы листы с задачей.
Этапы работы над задачей:
1. Измерить с помощью линейки размеры страницы учебника.
2. Вычислить площадь одной страницы учебника.
3. Умножить результат на количество листов в учебнике.
4-5. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж).
6. Выразить результат в квадратных метрах.
7. Чтобы получить 4000 м2 бумаги, требуется вырубить 1 га лесных угодий.
Сколько необходимо вырубить леса, чтобы создать тираж учебника?
Сделайте вывод.
Задача №1
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать тираж учебника "Математика" авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина", 2008.
1. Определить размеры одной страницы учебника:
длина = ………………; ширина = …………….
2. Вычислить площадь одной страницы учебника:
S = ……….……см2
3. В учебнике ………. страниц или ………. листов
4. Найти площадь всех страниц ………………. см2
5. Тираж учебника …………. экземпляров
6. Умножить площадь всех страниц на тираж учебника:
………………………………. см2,
или …………………………… дм2,
или …………………………… м2
7. Чтобы получить 4000 м2 бумаги, требуется вырубить 1 га лесных угодий.
Сколько необходимо вырубить леса, чтобы создать тираж учебника?
………… га (1 га = 10 000 м2 ) или ………………. м2
Вывод:
Решение.
Размеры одной страницы учебника 16см на 21 см.
Площадь равна 16∙21=336 см2.
В учебнике 280 страниц или 140 листов, значит площадь всех листов учебника 47040 см2.
На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется 2352000000 см2, или 23520000дм2 , или 235200 м2.
Чтобы получить 4000 м2 бумаги, требуется вырубить 1 га лесных угодий. Значит, 235200 : 4000≈58 га.
Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
4. Группа учеников нашего класса проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 780 г бумаги. Другая группа учеников сосчитала количество учеников в школе. Продолжим их исследование.
Задача № 2. Работает со второй карточкой.
Задача №2
За день школьники школы №11 выбрасывают 780 г бумажного мусора.
1. В 30-ти школах г. Северодвинска обучаются 17 303 ученика, в том числе в школе №11 - 363 ученика, т.е. в городе в ….. раз больше учеников, чем в нашей школе.
2. Сколько бумажного мусора может быть выброшено в школах города за 1 день? ……………… г
3. В учебном году 210 учебных дней. За это время ученики выкинут в мусор
…………….. г бумаги, или ……… кг…...... г, или ……. т ….. кг…… г
4. По данным Федеральной службы Государственной статистики в нашей стране производится в год 3655 тыс. т бумаги, т.е. ………….. т.
Вывод:
Решение.
-
17303 : 363 ≈ 48. В нашем городе примерно в 48 раз больше учеников, чем нашей школе.
-
780 ∙ 48 = 37440 г. бумажного мусора выбрасываем за 1 день.
-
37440 ∙ 210 = 7862400 г = 7862 кг 400 г = 7 т 862 кг 400 г.
-
В нашей стране в год производится 3655000 т бумаги.
Сделать вывод о необходимости экономить бумагу и альтернативах использования бумаги.
5. Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают" как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного - бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков - важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его - это долг каждого российского человека.
Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным.
Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.
Домашнее задание:
Задача: В это жаркое лето сгорело 10 тыс. га леса. Сколько саженцев надо высадить на 1 га, если их высаживать через 3 метра друг от друга?
Литература
-
Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. М. : Мнемозина, 2008.
-
Интернет-ресурсы.