- Преподавателю
- Математика
- Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса
Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Торская Е.С. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Научно обоснованный анализ урока - важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.
Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать
-
само построение учебного процесса на уроке,
-
выявить оптимальность задач,
-
рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.
Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
-
Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
-
Краткий - достижения основных целей и задач;
-
Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;
-
Аспектный - отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
-
дидактический,
-
психологический,
-
методический,
-
организационный,
-
воспитательный и т.д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.
Схема анализа урока
-
Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
-
Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
-
Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
-
Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
-
Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
-
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
-
научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
-
наглядность - использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
-
последовательность - логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
-
связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
-
-
Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения - разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
-
Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
-
Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения - усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность - стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
-
Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
-
Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний - контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
-
Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
-
Выводы.
-
выполнение плана урока;
-
достижение целей урока;
-
особенно интересное и поучительное на уроке;
-
что произвело на уроке наибольшее впечатление;
-
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
-
оценка урока.
-
Анализ посещенного урока
ФИО учителя
«+»
«-»
Примечание
Основные компоненты урока
-
Организация урока.
-
Постановка цели.
-
Выделение главного на уроке.
-
Своевременный контроль.
-
Активная занятость учащихся.
-
Самостоятельная работа.
-
Практическая работа.
-
Четкая структура урока.
-
Плотность урока.
-
Результативность.
-
Уровень обучения.
Формы и методы работы.
-
Проблемно-поисковые.
-
Словесно-наглядные.
-
Новые формы и методы.
-
Индивидуальный дифференцированный подход.
-
Использование ТСО.
Личность
-
Умение владеть классом.
-
Личная культура.
-
Педагогический такт.
-
Эрудиция.
-
Взаимоотношения с учащимися.
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)
(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)
2 вариант общей схемы анализа урока.
-
Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
-
Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
-
Организационное начало урока:
-
готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
-
подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
-
подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
-
-
Организационная структура урока:
-
мобилизующее начало урока;
-
последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
-
насыщенность урока и темп его проведения и т.д
-
-
Анализ содержания учебного материала урока:
-
обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
-
соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
-
соотношение практического и теоретического материала;
-
связь с жизнью и практикой и т.д.
-
-
Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
-
цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
-
обоснование выбора методов обучения;
-
пути реализации дидактических принципов в обучении;
-
индивидуализация и дифференциация в обучении;
-
взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
-
-
Деятельность учителя;
-
научность и доступность изложения новых знаний;
-
использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
-
организация закрепления учебного материала;
-
организация самостоятельной работы учащихся;
-
проверка и оценка знаний и умений учащихся;
-
вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
-
отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
-
задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
-
пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
-
эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
-
контакт учителя с классом и т.д.
-
-
Деятельность учащихся:
-
подготовка рабочего места;
-
поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
-
интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
-
состояние их устной и письменной речи;
-
знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
-
отношение учащихся к учителю;
-
степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
-
-
Выводы:
-
выполнение плана урока;
-
достижение целей урока;
-
особенно интересное и поучительное на уроке;
-
что произвело на уроке наибольшее впечатление;
-
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
-
оценка урока.
-
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
-
Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
-
Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
-
Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
-
Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
-
На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
-
Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
-
Как отбирались для урока формы обучения?
-
Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
-
Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
-
За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
-
Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.
При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
-
в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
-
оценка рациональности избранной формы опроса,
-
правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
-
оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
-
четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
-
удалось ли ее реализовать в полной мере,
-
стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
-
активное участие в нем всех учеников,
-
умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
-
насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
-
как обращалось внимание на усвоение главного,
-
на логичность плана ответа,
-
на прочность знаний и умение их применять на практике.
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
-
были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
-
доступность изложения учебного материала,
-
выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
-
оптимальным ли был темп изучения нового,
-
проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что
-
содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
-
оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
-
дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
-
выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения
При сообщении домашнего задания обратить внимание
-
оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
-
прокомментировано ли домашнее задание,
-
требования к оформлению,
-
дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ проведенного урока.
№
Вопросы для итогового анализа
Оценка оптимальности действия учителя
1
Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?
Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач
2
Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?
3
Как можно оценить избранное содержание урока?
4
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля
-
при опросе
-
при изучении нового материала
-
при закреплении
-
при обобщении изученного
5
Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?
6
Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?
7
Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:
-
составление опорных схем, конспектов
-
использование обучающих программ;
-
составление заданий и задач с развивающим содержанием;
8
Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?
9
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?
10
Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?
11
Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?
Примерная схема записи урока.
-
Школа, класс, предмет, учитель, дата.
-
Тема урока.
-
Цель уроков и его задачи (узнать у учителя до начала урока).
-
Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.
9