- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока математики Сложение чисел с разными знаками (6 класс) ФГОС
Разработка урока математики Сложение чисел с разными знаками (6 класс) ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вакина Л.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Сложение чисел с разными знаками
Технологическая карта
Автор урока (Ф.И.О.)
Вакина Лидия Николаевна
Должность
учитель математики
Образовательное учреждение
МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ № 4»
Предмет
Математика
Класс (профиль класса)
6 (общеобразовательный)
Продолжительность урока (занятия)
45 мин
Тема урока
Сложение чисел с разными знаками
Тип урока (форма урока)
Открытие новых знаний
Цели (результаты) урока:
Предметные (Пр) (ученик научится…, ученик получит возможность научиться…)
Регулятивные (Р)
Познавательные (П)
Коммуникативные (К)
Личностные (Л)
Обучающие: познакомить с правилами сложения положительных и отрицательных чисел; научить применять полученные знания при выполнении различных заданий.
Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления, способствовать развитию математической речи учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств: доброты, взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать, работать в парах и группах. способствовать формированию познавательного интереса;
Регулятивные:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь работать по коллективно составленному плану
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Умение слушать и понимать речь других
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Автор учебника (УМК)
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. - 12-е изд., - М.: Просвещение, 2014
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)
Компьютер, интерактивная доска
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)
Презентация, раздаточный материал
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др. - 12-е изд., - М.: Просвещение, 2014
Ход урока:
Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)
Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов)
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило, ведь «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Дьёрдь Пойа). Но для этого необходим определенный багаж знаний.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность
Организация учебного процесса
Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете зеленую карточку, если же ошибусь - красную.
Игра «Молчанка» (использование сигнальных карточек)
№
Вопрос
Оценка ответа
1
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами
+
2
Для каждого числа есть два противоположных ему числа
-
3
Модуль числа 0 равен 0
+
4
Модуль числа -2 равен 2
+
5
Модуль числа может быть отрицательным
-
6
Противоположные числа имеют разные модули
-
7
Из дух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше
+
8
Нуль меньше любого отрицательного числа
-
9
Нуль меньше положительного числа
+
10
Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится
+
Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-
Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.
-
А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
-
Даны числа: -15; -2; -17; -9; 8;
-16; -26; 28; 32; 0
а) Укажите среди данных чисел - положительные.
б) Укажите среди данных чисел - отрицательные.
в) назовите модуль каждого числа;
г) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
-
Вычислить, подтверждая действие правилом:
-15 + (-23)
-41 + (-32)
-26 + (-87)
- 2 + (-123)
-456 + 287
-
Положительные, отрицательные., ноль;
-
Сравнивать, находить модуль, складывать
-
Отвечают на вопросы.
-
Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
-
последний пример выполнить не могут.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
3. Выявление места и причины затруднения.
-Почему не смогли сложить последние два числа?
Давайте попробуем сложить с помощью координатной прямой
Как же нам быть в подобных случаях?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»
Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или вместе?
Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать
-
Найти правило, которое нам поможет.
-
формулируют тему.
-
Записывают тему урока.
Научиться складывать числа с разными знаками числа и получить правило сложения чисел
-
Вместе.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений.
Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.
Выполните исследовательскую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
Заполните таблицу:
Пример
Сравнить
Знак суммы
- 4 + 3 =
|-4| |3|
6 + (-3) =
|6| |-3|
- 4 + 7 =
|-4| |7|
8 + (-5) =
|-5| |8|
- 6 + 2 =
|-6| |2|
Обратите внимание на знак ответов.
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого_____________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.
Группа 1.
Проводит исследование с помощью координатной прямой.
И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
Группа 2.
Проводит исследование с помощью термометра.
И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
Группа 3.
Проводит исследование с помощью понятий «доходы» и «расходы»
И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
Каждая группа получает задание, но выполняет его разными способами.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану
-
Выполняют исследовательскую работу в группах, делают выводы.
Выполняя исследование разными способами, пришли к одному правилу. Сравнивают его с правилом в учебнике.
5. Реализация построенного проекта.
- Вы составили алгоритм сложения чисел с разными знаками.
- Проверим как он действует
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать с помощью сигнальных карточек?
-12 + 5 = -7 34 + (-49) = 15 -11 + 18 = -7 47 + (-35) = 8 -53 + 19 = -72 -41 + 33 = 8
54 + (-12) = - 42 -8 + 17 = 9
Игра «Математическое лото» на коррекцию правила
Проверяют примеры.
Физкультминутка: Смена деятельности
Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Выполняют упражнения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа по карточкам)
1. Определите знак суммы:
а) -12 + 7; в) 15 + (-8); д) (-24) + 19 ж) 37 + (-84);
б) -8 + 3; г) 6 + (-11); е) 53 + (-35); з) -245 + 300.
Ответы: а) -; б) -; в) +; г) -; д) -; е) +; ж) -; з) +.
2. Выполните действия: Ответы:
а) -19 + 40 1) 59; 2) -59; 3) -21; 4) 21.
б) -34 + 57 1) 23; 2) -23; 3) 91; 4) -91.
в) -56 + (-35 + 56). 1) 35; 2) 25; 3) -35; 4) -25.
Проговаривают правило, решают примеры.
Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполните действия:
-
ВАРИАНТ №1
ВАРИАНТ №2
-35 + 41
37 + ( -45)
16 + ( -31)
-42 + 55
+
+
+ ()
+ ()
+
+
ОТВЕТЫ:
-
ВАРИАНТ №1
5 «+»
отметка 5
4 «+»
отметка 4
3 «+»
отметка 3
ВАРИАНТ №2
6
-8
-15
13
-
Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Найдите наиболее удобный способ решения.
- 48 +34 +26 -7 ⅔ - 34 + 48 + 2⅔ - 1⅖
Высказывают свое мнение
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:
· Сегодня на уроке я научился…
· Мне было интересно…
· Мне было трудно:
· Я понял …
· Я почувствовал, что…
· Больше всего мне понравилось…
· Мне было интересно…
· Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
- Запишите домашнее задание.
Домашнее задание:
А) выучить правило сложения чисел с разными знаками.
Б) №1081(а-е), 1083(а, б), задача 1085 и по желанию найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа.
Отвечают на вопросы.
Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.