Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)

Сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся с ОВЗ. Сказки нужны. На уроках, на внеклассных мероприятиях, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на разных мероприятиях присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)

Проект «математические сказки»

Проект, памятки, сборник математических сказок учащихся

14 марта 2016 г.

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»

Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)

Проект «Математические сказки», 5 - 9 классы

Учитель: Кочева Е. В.


  1. Введение

  2. Проект: тип, цели, гипотезы, задачи, продукт, возраст учащихся, действия, вывод

  3. Памятки «Как сочинить математическую сказку»

  4. Сборник математических сказок учащихся «Екатеринбургской школы-интернат «Эверест»:

  1. Мир геометрических фигур.

  2. Важная дробь.

  3. Сказка о нуле.

  4. Кто любимый?

  5. Как поссорились цифры 1 и 2.

  6. Плюс и минус в цифровом городе.

  7. Дружба цифр.

  8. Сказка о нуле.

  9. Дружба фигур.

  10. Важный ноль.

  11. Игра «Три фигуры» в математической стране.

  12. Необыкновенное происшествие в математической стране.

  13. Земля круглых чисел.

Проект «Математическая сказка»

  1. Введение.

"Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования", - говорится в объяснительной записке программы по математике.

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, подготовки школьников к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления и перестройки школьного образования лежит и проблема развития творческой личности учащегося, которая предполагает полное обеспечение возможностей для ее самораскрытия и самосовершенствования. При таком подходе ребенок рассматривается как уникальный, саморазвивающийся индивид.
Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.

Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создание детьми математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества. Обучаться математике необходимо, но мысль должна идти "изнутри". Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся.

Предлагаемая работа по созданию математических сказок должна идти параллельно с теми или иными формами специального обучения, содержательно дополняя его. Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а так же уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.

Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по созданию математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.

Обычно работа по формированию умения сочинять математические сказки начинается с чтения готовой математической сказки. Потом предлагается желающим придумать свою математическую сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. Домашнее задание написать математическую сказку является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес у детей. Каждому учащемуся хочется проверить: а сможет ли он реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники? Написать математическую сказку берутся многие, но не все и не у каждого получается удачно. Учащимся необходимо напомнить структуру сказки, несмотря на то, что это они уже изучали на уроках литературы. Для этого учащимся предлагается памятка: «Как сочинить математическую сказку».
Математические сказки являются средством для развития дальнейшего математического творчества. Они же являются средством для более прочного усвоения базовых математических понятий. Создание математических сказок является процессом творческим, как для ученика, так и для педагога.

Цель нашего воспитания - вырастить творческую личность, которая сможет развить и претворить в жизнь все свои способности.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время это важное средство умственного развития. Если бы не составление сказок, то, возможно, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление - беспорядочным. Между творческим мышлением и словарным запасом учащегося существует прямая связь. Чем больше волнует ребенка слово, тем больше оно запоминается, поэтому многие сказки запоминаются детьми, как бы сами собой. От такого запоминания память не перегружается, а становится еще острее.

Сказка, поэзия…

Казалось бы, сказка и математика - понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся с ОВЗ.

Сказки нужны. На уроках, на внеклассных мероприятиях, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на разных мероприятиях присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное - ученики учатся математике.


  1. Проект.

Тип проекта: межпредметный, творческий.

Цели проекта:

  1. вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды творческой деятельности;

  2. развивать умение проектировать свою деятельность;

  3. развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

  4. развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый;

  5. воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы;

  6. развивать презентационные умения, т.е. умение предъявлять свою работу другим;

  7. привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности).

Гипотезы:

  • Сказочный творческий игровой подход мешает усвоению математических формул, правил и законов, на уроках математики не приемлем.

  • Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки.

Задачи: познакомиться с правилами и специальным планом по выполнению сочинения математической сказки.

Продукт: сборник сочинений по теме.

Возраст участников проекта: учащиеся 5 - 9 классов.

Действия:

  1. Познакомиться с написанными математическими сказками. Определить тему своей сказки.

  2. Сформулировать основную мысль будущей сказки, определить с какой целью ее будешь писать и чему она должна научить слушателей.

  3. Построить рассказ по схеме (смотри памятку), подобрать рисунки из интернета или выполнить рисунки самостоятельно.

  4. Получить консультацию у учителя.

  5. Привлечь к предстоящей работе (по желанию) членов своей семьи.

  6. Оформить сочинение, распечатать на компьютере.

  7. Предоставить на выставку. Подвести итоги деятельности. Обсудить, что было сделано хорошо, а что не удалось. Какие работы понравились?

Вывод.

Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе».

Проведенное нами исследования показали, что «человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», как уверял С.В. Образцов. Мало просто вложить знания в душу ученика, их надо укрепить в ней, так чтобы знания остались на всю жизнь.

Сказки в математике позволяют сделать это. Когда ученики писали свои сказки, они применили свои знания, полученные на уроках математики. Когда учитель рассказывает какое-то правило еще и в рифмованном варианте, оно легче запоминается. В работу включается не только логическое, но и творческое мышление.

Итак, на основании всего изложенного в нашей работе, мы приходим к выводу, что нашла подтверждение вторая гипотеза, о том, что сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки.



  1. Памятка: «Как сочинить математическую сказку».

Сказка - это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.

  • Первое, что нужно сделать - это определить тему, то есть то, о чем будет наша сказка.

  • Второе - обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

  • И третье - непосредственно построить рассказ по следующей схеме:

  1. Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)

  2. Завязка действия (с чего все началось)

  3. Развитие действия

  4. Кульминация (самые важные моменты)

  5. Спад действия

  6. Развязка (чем все закончилось)

  7. Концовка

С чего начать? Сказку можно начать «Однажды...» или «Жили-были...». Можно начать с описания главного героя или с описания места, где происходят события.

Работа по написанию математической сказки начинается с выбора её героев и сюжета. В ней действующими лицами будут математические понятия (точка, прямая, числа, цифры, знаки, различные геометрические фигуры …).

Сказочному персонажу стоит придумать особое сказочное имя. И не забыть рассказать хоть немного про его характер. И про его внешность. Очень важно переживать за своего главного героя, сочувствовать ему.

Кроме главного героя будут и другие персонажи. О них тоже полезно позаботиться. Как они выглядят? Какие у них внутренние особенности? Могут быть такие, что и сочувствоватьим нечего, но описать всё равно надо.

Самое главное, чтобы в сказке была основная мысль, связанная с правилами математики. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».





  1. Сборник математических сказок.


Авторы: учащиеся СКОШИ «Эверест»


Учитель: Кочева Е. В.


  1. Мир геометрических фигур.

  2. Важная дробь.

  3. Сказка о нуле.

  4. Кто любимый?

  5. Как поссорились цифры 1 и 2.

  6. Плюс и минус в цифровом городе.

  7. Дружба цифр.

  8. Сказка о нуле.

  9. Дружба фигур.

  10. Важный ноль.

  11. Игра «Три фигуры» в математической стране.

  12. Необыкновенное происшествие в математической стране.

  13. Земля круглых чисел.


Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)



Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)





  1. Математическая сказка. «Мир геометрических фигур»


Сочинил: Старков В.

8 «В» класс





Математическая сказка.

«Мир геометрических фигур»


Жили - были геометрические фигуры. В мире геометрических фигур треугольник был царем. Однажды собрались все жители мира геометрических фигур и решили помериться силой.

В соревнованиях участвовали лучшие из лучших представителей данного мира: треугольник, квадрат и круг. Первым показывал свою силу треугольник. Какие бы тяжести он не поднимал, все равно оставался в своей форме: в форме треугольника.

Вторым участником соревнования вызвался квадрат. Он очень старался показать себя сильным и выносливым, но не смог остаться квадратом под действием разных тяжестей. То он превращался в прямоугольник, то - в параллелограмм, то - в ромб. Квадрату пришлось признать, что он проиграл и треугольник был сильнее него.

Третьим участвовал в соревновании круг. Он тоже старался, как мог, но при поднятии разных тяжестей он всегда превращался в овал. После многочисленных попыток круг признал свое поражение.

Все единогласно решили, что в честном соревновании победителем становится треугольник: самый сильный, выносливый, прочный из всех геометрических фигур. Ведь не случайно треугольник считают жёсткой фигурой. Не зря его выбрали царём в мире геометрических фигур!

Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)







Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)





Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)




  1. Математическая сказка. «Важная дробь»


Сочинила: Акутина Алёна

6 «А» класс



Математическая сказка.

«Важная дробь»


Жила-была Дробь и были у нее слуги: числитель и знаменатель. Дробь помогала им, как могла, и жили они в мире и согласии.

Однажды Дробь решила, что пора показать всем, что она особенная и важная в мире математики.

- Я самая главная! Чтобы вы без меня делали? - говорила она им.

Особенно она любила ругать знаменатель. И чем больше она его ругала, тем меньше становился он.

Сначала Дробь стала такой большой, как стол, потом как дом и наконец - как земной шар.

Когда знаменатель стал совсем незаметным, то Дробь принялась за числитель, решив, что её подвластно всё.

И он тоже превратился в пылинку. Когда - то Дробь была огромной и важной, а сейчас стала очень маленькой и незаметной. Её это очень огорчило, и она задумалась о том, что она сделала, решив больше не ругать никого, так как это имело неприятные последствия для такой важной особы.

Числитель и знаменатель сказали Дроби, что ее величина зависит напрямую от них и ссориться не надо.

- Ты можешь и возвыситься и стать незаметной благодаря нам! - заявили они Дроби.

- В мире математики есть понятия, которые тесно связаны между собой! Надо очень внимательно относиться к своим действиям.


Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)

  1. Математическая сказка.

«Сказка о нуле».

Мальчик Вася учился в третьем классе. Однажды ему приснился удивительный сон: он попал в страну чисел.

Цифры в этой стране играли, веселились, как обыкновенные дети. Мальчик стал с ними играть. Васе было очень весело. Он заметил, что цифра ноль сидит в сторонке и скучает. Мальчик подошел к нему и спросил, почему тот не играет с другими цифрами.

И ноль рассказал, что другие цифры не хотят с ним дружить. Они говорят, что он ничего не значит. Васе стало жаль его. У мальчика в школе были одни пятерки, и он - то знал, что ноль в математике очень важен. Вася решил подружить всех с цифрой ноль.

Он подошел к цифре девять и попросил взять ноль в игру, но она только посмеялась в ответ. И так было со всеми другими цифрами. Все отказывались дружить с нулем и считали просьбу Васи странной.

Когда мальчик совсем уже, отчаялся, то подумал о единице. Она ведь тоже очень маленькое число и почти ничего не значит. Единица подумала и согласилась.

Когда все остальные цифры увидели вместе единицу и ноль, очень удивились. Получилось, что такие маленькие цифры вместе составили число десять, которое больше любой однозначной цифры, взятой в отдельности.

И теперь все захотели дружить с нулем. Цифры пообещали Васе, что никогда больше не обидят нуль.


























  1. Математическая сказка


«Кто любимый?»


Сочинил: Неуймин Артем


6 «А» класс





Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)





Математическая сказка

«Кто любимый?»


Жила - была Царица - математика. В ее царстве было много домиков. Домики с цифрами, знаками, фигурами, дробями, формулами.

Однажды Математика принесла цифрам красивое одеяло. Когда они легли спать, каждая цифра стала тянуть одеяло больше на себя, почему-то думая, что это подарок именно ей.

Дошло дело до большой ссоры. Между собой поругались цифра 2 и 5.

- Меня любят все ученики, а тебя нет! - сказала 5.

- Зато я красивая и похожа на лебедя,- ответила 2.

Цифры 1,4,7 назвали цифры 3,6,8,9 толстыми, а бедный 0 сидел в уголке и плакал.

Когда утром пришла Царица Математика, все цифры подбежали к ней с вопросом о том, кого она любит больше

всех. Улыбнулась Царица, поцеловала всех. Объяснила, что

любит всех одинаково.

- Каждая из вас красива и полезна по - своему. Все вместе вы - сила. Нужно относиться к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе другие! - промолвила великая царица Математика.

Успокоились цифры, обнялись. Поняли, что им вместе идти по жизни. Это был полезный урок для жителей всего математического царства.
















Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)





  1. Математическая сказка

«Как поссорились цифры 1 и 2»

Жили - были в сказке цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Однажды цифра 1 поссорилась с цифрой 2.

Единица позвала другие цифры на помощь,

которые стали уговаривать 1 и 2 помириться.

Они говорили, что в математике цифры дружны

и необходимы для записи разных чисел и примеров.

Знаки «+», «-», «×», «:» решили помочь цифрам 1 и 2.

Все вместе составили примеры:

1 + 2 = 3, 2 - 1 = 1, 2 × 1 = 2, 2 : 1 = 2.

Цифры 1 и 2 поняли, что не надо ссориться,

потому что в математике нужны и важны все

без исключения цифры и числа.














Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)




  1. Математическая сказка.

«Плюс и минус в цифровом городе».

Однажды одним прекрасным днем «Плюс» гулял по цифровому городу. Вдруг он встретил другой знак и странно так на него посмотрел.

- Как тебя зовет незнакомец? - спросил «Плюс».

- Меня зовут «Минус». А как тебя называть?

- Мое имя «Плюс».

Решили знаки лучше узнать друг друга и помериться силой. Они позвали на помощь цифры 2 и 5. Знаки придумали соревнование на составление примеров, чтобы в результате получилось большее число.

Свой пример составил «Плюс»: 2 + 5 = 7, а у «Минуса» получилось: 5 - 2 = 3. «Минус» остался недоволен результатом и предложил найти другие числа для примеров.

Долго ходили знаки в цифровом городе, но ничего в соревновании знаков не изменилось. У «Плюса» всегда получалось больше, а у «Минуса» - меньше. Потому что «Плюс» увеличивает, а «Минус» уменьшает.


Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)






Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)





  1. Математическая сказка «Сказка о нуле»

Сочинил: Мамин Кирилл


Класс:6 «А»

Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)

Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)Математическая сказка

«Сказка о нуле»

Как-то в маленькой стране чисел собрались однозначные цифры и стали рассуждать, кто из них важнее:

-Я хоть и одна, но всегда прихожу первой, - говорит гордая цифра 1.

-А хоть и не первая, зато для ученика - приятная оценка, - говорит любимая цифра 5.

-А ты, ноль, что означаешь? Ты ничего не означаешь? - спрашивает вредная цифра 8.

-Ничевочка, ничевочка! - закричали цифры.

-Я может, ничего не означаю, но если я встану возле любой цифры, то увеличу её в 10 раз. Какой же я ничевочка? - обиделся ноль на цифру 8.

С тех пор ноль стали уважать и стали приглашать к себе в гости, чтобы увеличить своё число, добро, богатство в 10 раз.

И стали они жить поживать да добра наживать.



Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)



  1. Математическая сказка «Дружба фигур»


Жили-были в геометрической стране круг, квадрат и треугольник. Они дружили и никогда не ссорились. Очень часто они собирались вместе и создавали разные фигуры, предметы.

Вот что у них получилось: из круга сделали мячик, стороны куба составили их квадратов. Дом составили из квадратов и круга, а из треугольника - крышу дома. Из кругов нарисовали снеговика.

Друзьям понравилось такое совместное творчество, и они решили чаще собираться вместе для составления других рисунков. В результате у них получились самые разнообразные рисунки, состоящие из геометрических фигур: поезд, ракета, вертолет.

Чем больше друзья использовали геометрических фигур, тем больше получалось разных рисунков. Потому что эти фигуры были настоящими друзьями.



Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)



Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)

Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)





  1. Математическая сказка

«Игра «Три фигуры» в математической стране»


Жили-были в математической стране геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг и цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Они любили играть вместе. Особенно геометрическим фигурам нравилась игра «Три фигуры».

Однажды собрались на игре все жители математической страны. Геометрические фигуры играли против цифр.

Треугольник, квадрат и круг всегда могли сделать рисунок из трех фигур. Получались разные варианты рисунков: дом, снеговик, пирамида или машина, человечек, ракета или самолет, подводная лодка, башня.

Как бы цифры не старались, у них не получилось составить новую фигуру или новый рисунок. В конце игры подсчитали очки и оказалось, что выиграли фигуры со счетом «3 : 0».

Цифры немного огорчились. Жители математической страны решили, что эта игра интересная, и она подходит только для геометрических фигур.


Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)


  1. Математическая сказка.

«Необыкновенное происшествие в математической стране».


В одной чудесной стране жили, да не тужили цифры. Была у них королева « Математика». Правила она честно и справедливо.

И вот в один прекрасный день на эту страну напали разбойники « Х» и « У».

Собралась вся стана цифр на битву. А 1, 2 и 3 подумали, что страна цифр проиграет и спрятались. Пришли знаки «<» и «>». Начали они спорить кто сильнее, страна цифр или разбойники. Знак «>» говорит, что разбойники сильнее, а знак «<» считает, что страна цифр сильнее. Не могут они решить кто сильнее.

И вот началась битва. Цифры 5, 6, 7, 8 и 9 очень старались победить. Знаки «+» увеличат, «─» уменьшат, «:» разделят, а «×» умножат. Да только ничего у них не получается. Ведь «Х» и «У» - неизвестные. Как их победить?

Вскоре жители математической страны решили уравнение и узнали, какие цифры скрываются под маской «Х» и «У». Победили цифры.

Королева « Математика» хотела выгнать разбойников, но пришел знак «=» и всех помирил. Королева простила всех разбойников и стали все жить весело и дружно.










Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)


Проект по математике на тему Математические сказки (5 - 9 классы)



  1. Математическая сказка

«Земля круглых чисел»


Сочинила: Шурова Татьяна

6 «А» класс





Математическая сказка

«Земля круглых чисел»


Давным-давно в математическом государстве жили-были король с королевой. Звали короля «100», а королеву «200».

У них родились двое детей. Дочери дали имя «300», а сыну - «400». Жили они дружно и счастливо.

У королевской семьи были еще сказочные животные. У коня была кличка «500», у пони - «600», у свиньи - «700», у козы - «800», у барана - «900». Жили они вместе дружно, счастливо и не ссорились друг с другом. Потому что это было государство «Круглых сотен».

А соседние государства имели на звание «Круглые тысячи», «Круглые десятки тысяч» и т.д.

Все эти страны находились на земле «Круглых чисел» и жили в мире и согласии. Потому что с каждым годом количество стран увеличивалось, а «Земля круглых чисел» процветала.



© 2010-2022