Рабочая программа по геометрии 9 класс

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Белёва Тульской области


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №3» г.Белёва


Протокол № __1__


от « » __августа__2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва


_______/С.Н. Морозова /


«___»____________ 2014г.



УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

ПРИКАЗ №____

от «_____» _______2 14г.


Директор школы:


_______ / А. Б. Семенова /





Рабочая программа

по геометрии

9 класс



Составитель:

учитель математики

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

Иванова Елена Семёновна











2014 г.

Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по программе

Геометрия -9 класс 4

3. Учебно-тематический план 5

4. Содержание программы учебного предмета 6

5. Перечень учебно-методических средств обучения 8

6. Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся 9

7. Календарно-тематическое планирование 12

8. Лист корректировки рабочей программы 16














Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для учащихся 9 класса составлена с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по математике, примерной «Программы общеобразовательных учреждений Геометрия. 7-9 классы. Москва. Просвещение.2008 г. составитель: Т.А.Бурмистрова. Рабочая программа полностью соответствует образовательным целям МБОУ «СОШ №3» г.Белёва. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 учебных часов в год. Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и рассчитана на реализацию в 2014/2015 учебном году.

Рабочая программа включает 8 разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, учебно-тематический план, содержание программы с перечнем разделов, перечнем практических и контрольных работ, перечень учебно-методического обеспечения и используемую литературу, формы контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, календарно-тематическое планирование, лист корректировки рабочей программы.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 4. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение разделов: «Векторы. Метод координат», «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», «Длина окружности и площадь круга», «Движения». Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1. Геометрия, 7-9. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010-2014.

2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. -М.: Дрофа, 2010

3.Книга для учителя. Изучение геометрии в 7-9 классах. Авторы: Атанасян Л.С.., Бутузов Москва. Просвещение.2008

Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов



Требования к уровню подготовки выпускников

Уметь

  • изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному;

  • формулировать свойства умножения вектора на число, формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.

  • изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному;

  • строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника;

  • применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами;

  • выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;

  • выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями;

  • доказывать основное тригонометрическое тождество,;

  • доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач;

  • объяснять, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости, уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник;

  • объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости;

Знать

  • определения вектора и равных векторов;

  • законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов двумя способами;

  • законы сложения векторов;

  • какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции;

  • как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, знать формулу для вычисления координат точки;

  • определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать его свойства

  • определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности,

  • формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении и задач;

  • формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач.


Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Контрольных работ

Дата

1

Векторы. Метод координат

18 ч

1

2

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11 ч

1

3

Длина окружности и площадь круга

12 ч

1

4

Движения

8 ч

1

5

Начальные сведения из стереометрии

8 ч

-

6

Об аксиомах планиметрии

2 ч

7

Повторение.

11 ч

Всего

70 ч

4




































Содержание программы учебного предмета


1.Векторы. Метод координат - 18 часов.

знать: определение вектора, различать его начало и конец виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;

уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.

Основные термины по разделу: Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Координаты вектора. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника - 11 часов.

знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;

уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.

Основные термины по разделу: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение. Угол между векторами.

3. Длина окружности и площадь круга - 12 часов.

знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;

уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.

Основные термины по разделу: Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Длина окружности, число p; длина дуги. Площадь круга и площадь сектора..

4. Движения - 8 часов.

знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;

уметь: решать задачи, используя определения видов движения.

Основные термины по разделу :Понятие движения. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Построение образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.

5. Начальные сведения из стереометрии - 8 часов.

знать понятия призмы, параллелепипеда, конуса, пирамиды, цилиндра, сферы, шара и их свойств;

уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве

Основные термины по разделу: Призма, параллелепипед, конус, пирамида, цилиндр, сфера, шар.

6. Об аксиомах планиметрии - 2 часа.

знать аксиомы, связанные с прямыми и плоскостью; аксиомы, связанные с понятием наложения и равенства фигур

уметь решать планиметрические задачи, связанные с аксиомами.

7. Итоговое повторение - 11 часов.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса).
















































Перечень учебно-методических средств обучения

Список литературы.

1. Геометрия, 7-9. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010.

2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. -М.: Дрофа, 2010

3.Книга для учителя. Изучение геометрии в 7-9 классах. Авторы: Атанасян Л.С.., Бутузов Москва. Просвещение.2008

4. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.

5. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с.

Интернет-ресурсы

1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. mathvaz.ru - дocье школьного учителя математики
5. it-n.ru "Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

































Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Формы и виды контроля

Диагностический контроль

Тесты

сентябрь-май

Контрольные и самостоятельные работы

Текущий контроль

Фронтальный и индивидуальный контроль

поурочно

Работа по карточкам

Тематический контроль

Контрольные работы и зачёты

в конце изученной темы

Самостоятельные работы

При оценке устных и письменных ответов учитель должен учитывать полноту, глубину, прочность знаний и умений учащихся, использование их в различных ситуациях. Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются погрешности и недочеты.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел ЗУН программы. К недочетам относятся погрешности, которые свидетельствуют о недостаточно полном усвоении основных знаний или умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла, полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибкой и недочетом считается в некоторой степени условной.

Оценка ответа учащегося при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной системе: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложения и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ и аккуратно записано решение.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне математического развития учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих оценок.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил чертежи, рисунки, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя

возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается оценкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленных по замечанию учителя.

Ответ оценивается оценкой «3», если:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, в использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала»

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках , которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных и контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или 2-3 недочета в выкладках, чертежах, графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки)

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более 2-3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках, на учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

График проведения контрольных работ за 2014-2015 учебный год.

Номера контрольных работ

Тема контрольных работ

Планируемая дата

Фактическая дата

1

«Векторы. Метод координат»

2

«Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

3

«Длина окружности и площадь круга»

4

«Движения»














Согласовано

Заместитель директора

по УВР

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

_________ С.Н.Морозова

«____»__________2014г.



Календарно-тематическое планирование

по геометрии на 2014/2015 учебный год


9 класс








Составитель:

учитель математики

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

Иванова Елена Семёновна

п/п

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Плановые сроки

прохождения

Примечание

Векторы.

8

1

Понятие вектора. Равенство векторов

1

2

Откладывание вектора от данной точки.

1

3

Сумма двух векторов. Правило треугольника.

1

4

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

5

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

6

Произведение вектора на число

1

7

Применение векторов к решению задач.

1

8

Средняя линия трапеции.

1

Метод координат

10

9

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

10

Координаты вектора.

1

11

Связь между координатами вектора и координатами его конца и начала.

1

12

Простейшие задачи в координатах.

1

13

Уравнение окружности.

1

14

Уравнение прямой.

1

15

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач.

1

16

Решение задач на уравнения окружности и прямой.

1

17

Обобщающий урок по теме : «Метод координат»

1

18

Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы. Метод координат»

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

19

Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла.

1

20

Основное тригонометрическое тождество.

1

21

Формулы для вычисления координат точки.

1

22

Теорема о площади треугольника.

1

23

Теорема синусов.

1

24

Теорема косинусов.

1

25

Решение треугольников.

1

26

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

27

Скалярное произведение в координатах.

1

28

Обобщающий урок по теме: « Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

29

Контрольная работа № 2 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1

Длина окружности и площадь круга

12

30

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник.

1

31

Вписанный и описанный правильный многоугольник

1

32

Формулы для вычисления Sn, an, rn правильного многоугольника.

1

33

Решение задач на использование формул правильного многоугольника

1

34

Построение правильных многоугольников.

1

35

Решение задач на построение правильных многоугольников.

1

36

Длина окружности.

1

37

Площадь круга.

1

38

Площадь кругового сектора.

1

39

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

40

Обобщающий урок по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

41

Контрольная работа № 3 по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

Движения

8

42

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя.

1

43

Понятие движения.

1

44

Наложения и движения.

1

45

Параллельный перенос.

1

46

Поворот.

1

47

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот».

1

48

Решение задач по теме: «Движения»

1

49

Контрольная работа № 4 по теме: «Движения»

1

Начальные сведения из стереометрии

8

50

Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранник. Призма.

1

51

Параллелепипед.

1

52

Объём тела.

1

53

Свойства параллелепипеда.

1

54

Пирамида.

1

55

Цилиндр.

1

56

Конус.

1

57

Сфера и шар.

1

Об аксиомах планиметрии

2

58

Аксиомы, связанные с прямыми и плоскостью.

1

59

Аксиомы, связанные с понятием наложения и равенства фигур.

1

Итоговое повторение

11

60

Векторы. Сложение и вычитание векторов.

1

61

Метод координат.

1

62

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

63

Скалярное произведение векторов.

1

64

Формулы для вычисления Sn, an, rn правильного многоугольника

1

65

Длина окружности и площадь круга

1

66

Параллельный перенос. Поворот.

1

67

Многогранники

1

68

Обобщающий урок

1

69

Решение задач ОГЕ

1

70

Решение задач ОГЕ

1

Лист корректировки Рабочей программы

по геометрии

9 класс


п/п

Дата

Содержание корректировки

Примечания
































































































© 2010-2022