- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике: алгебра 9 класс
Рабочая программа по математике: алгебра 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орешко О.И. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено»
На заседании МС
Протокол № _1__
от«_09» 09__2014___г.
« Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
Протокол № _2__
«_13_»____09___2014г___
«Утверждаю»
Руководитель МБОУ СОШ № 1 с.Троицкое
_________М.В.Смирнова
ФИО
Приказ№173___ от «_16_»__09.__ 2014___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Орешко Оксаны Иосифовны, учителя
первой квалификационной категории
по алгебре для 9 класса
2014 - 2015 учебный год
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике (алгебре) для обучающих 9»Б» образовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004г.), Примерной программы по математике ,Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 класс под редакциейГ.В. Дорофеев,И.В.Шарыгин и др.-М.: Просвещение ,2009г и обеспечена учебно- методическим комплектом под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина , С.Б. Суворовой и др., положения МБОУ СОШ №1 «О структуре , порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).»
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы связан с тем, что данная программа подходит к учебнику Алгебра. Учеб.для 9кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Г.В. Дорофеева. - М.: Просвещение, 2012г
Программа выполняет две основные функции:
• Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся.
• Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цель рабочей программы - создание условий для планирования организации и управления образовательным процессом по алгебре.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 с. Троицкое на 2014-2015 учебный год в 9 классе на алгебру отводится 3 часа в неделю. По авторской программе рассчитано на проведение алгебры 102 часа. В 2014 -2015 учебном году в 9 классе 34 учебные недели, таким образом, планируется проведение 102 часов. В авторскую программу внесены следующие изменения: из повторения выделить один час для полугодовой контрольной работы и три часа для проведения пробного экзамена по математике в новой форме.
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
● продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
● продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
● продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
● продолжить воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
• решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х- m) 2), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
-
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
-
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
-
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результата.
Требования к подготовке учащихся по алгебре в 9 классе в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представлении
Контроль
Предусмотрено 5 тематических контрольных работ: "Неравенства", "Квадратичная функция", "Уравнения", "Системы уравнений", "Арифметическая и геометрическая прогрессии".Планируется проведение 8 самостоятельных работ и 18 проверочных работ.
Виды контроля: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Формы организации уроков.
Уроки алгебры чаще всего, комбинированные (смешанные). Их основные структурные элементы: подведение к изучению нового материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, самостоятельная работа, проверка домашнего задания, подведение итогов урока и объявление поурочного балла, лекция, беседа, зачет.
Для разработки и проведения уроков используются методические, дидактические, наглядно-иллюстрированные материалы, информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы.
Технологии
В ходе проведения уроков использую технологию уровневой дифференциации, проблемного обучения, построения логико-смысловых модулей, технологию формирующую оценку образовательных результатов учащихся, информационно- коммуникативные технологии.
Для подготовки и проведения уроков используются: персональный компьютер, электронные и методические пособия, демонстрационные и раздаточные материалы, тренировочные упражнения, учебно-лабораторное оборудование, комплект таблиц.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-
готовность к самообразованию;
-
готовность к использованию информационных ресурсов;
-
готовность к социальному взаимодействию
-
коммуникативная компетентность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
-
Неравенства (19 часов)
Действительные числа. Общие свойства неравенств. Решение линейных неравенств. Доказательства неравенств. Что означает "с точностью до…".
Основная цель - познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
-
Квадратичная функция (20 часов)
Какую функцию называют квадратичной. График функции . Сдвиг графика функции вдоль осей координат. График функции . Квадратные неравенства.
Основная цель - познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
3. Уравнения и системы уравнений (25 часов)
Рациональные выражения. Целые уравнения. Дробные уравнения. Решение задач. Системы уравнений с двумя переменными. Решение задач. Графическое исследование уравнений.
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (17 часов)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма первых nчленов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма первых nчленов геометрической прогрессии. Простые и сложные проценты.
Основная цель - расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
5. Статистические исследования (6 часов)
Как исследуют качество знаний школьников. Удобно ли расположена школа? Куда пойти работать?
Основная цель - сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
6.Итоговое повторение(15 часов из них 4 часа для срезовый работ)
Алгебраические выражения. Уравнения. Системы уравнений. Неравенства и системы неравенств. Функции и графики. Решение задач. Практикум решения экзаменационных задач.
Основная цель - систематизировать знания учащихся по алгебре.
3. Структура учебной программы.
четверть
№
учебного занятия
Раздел, тема
Часы
Формы контроля результата
1четверть
(1.09-1.11)
1-19
Неравенства
19
П.Р., П.Р., Зачет №1
20-27
Квадратичная функция
8
П.Р., С.Р., С.Р., П.Р., П.Р., С.Р., П.Р., С.Р., П.Р., Зачет № 2
2четверть
(11.11-27.12)
28-39
Квадратичная функция
12
40-48
Уравнения и системы уравнений
9
П.Р., С.Р., С.Р., П.Р., П.Р., С.Р., Зачет №3, С.Р., П.Р., П.Р., Зачет №4
3 четверть
(13.01-21.03)
49-64
Уравнения и системы уравнений
16
65-78
Арифметическая и геометрическая прогрессии
14
П.Р., П.Р., П.Р., П.Р., П.Р., Зачет № 5
4 четверть (1.04-25.05)
79-81
Арифметическая и геометрическая прогрессии
3
82-87
Статистические исследования
6
П.Р.
88-102
Повторение
15
С.Р
Самостоятельная работа
П.Р.
Проверочная работа
-
-
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
количество
Самостоятельная работа
1
5
2
0
8
Проверочная работа
3
5
9
1
18
Контрольная работа
1
1
2
1
5
-
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
-
По теме «Неравенства»
-
-
- знать понятия о действительных числах как бесконечных десятичных дробях;
-
- овладеть систематическими сведениями о неравенствах и их свойствах;
-
- уметь доказывать числовые и алгебраические неравенства;
-
- овладеть систематическими сведениями о системах неравенств;
-
- уметь решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
-
По теме «Квадратичная функция»
-
-
- уметь строить график функции у = ах2 + bх + с;
-
- знатьсвойства квадратичной функции:возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение;
-
- уметь читать по графику свойстваквадратичной функции;
-
- уметь использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
-
По теме «Уравнения и системы уравнений»
-
-
- овладеть систематическими сведениями о рациональных выражениях и уравнениях;
-
- знатьнекоторые приемы решения уравнений высших степеней;
-
- уметь решать дробные уравнения;
-
- уметь решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными;
-
- уметь решать текстовые задачи;
-
- уметь применять графики для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
-
По теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
-
-
- овладеть систематическими сведениями о числовых последовательностях;
-
- знать определения арифметической и геометрической прогрессий;
-
- знатьформулы п-гочлена и суммы пчленов арифметической и геометрической прогрессий;
-
По теме«Статистические исследования»
-
-
- овладеть систематическими сведениямио статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
-
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Учебно-методический комплект включает в себя:
-
1. Алгебра. Учеб.для 9кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Г.В. Дорофеева. - М.: Просвещение, 2008.
2. Евстафьева,Л.Р. и др. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Л. П. Евстафьева, А.П. Карп; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2009.
3. Суворова, С.Б. и др. Алгебра. Книга для учителя. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева]; Рос.акад. наук, рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011.
4. Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений 7-9 класс, составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2010.
5. Минаева, С.С., Рослова, Л. О. Алгебра. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях / С.С. Минаева, Л.О. Рослова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение".- М.: Просвещение, 2011.
6. Кузнецова, Л.В. и др. Алгебра. Контрольные тесты. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2010.
7. Кузнецова, Л.В. и др. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс / [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др.]; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Математика в школе: науч.-теор. и метод. журн. -.: Школа-Пресс, 2004 - 2010.
2. Математика: учеб.-метод. газ. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004 - 2010.
3. Комплект таблиц по алгебре 9 класс.
-
Технические средства обучения:
-
1. Компьютер;
-
2. Проектор;
-
3. Доска.
-
Программные средства:
-
1. Операционная система WindowsХР;
-
2. Редактор презентаций MicrosoftPowerPoint.
-