- Преподавателю
- Математика
- Урок - семинар в 9 кл: Решение задач методом арифметической прогрессии и с помощью законов физики
Урок - семинар в 9 кл: Решение задач методом арифметической прогрессии и с помощью законов физики
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серебренникова Г.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алгебра 9 кл. Урок семинар
Тип урока: Урок семинар
Цель урока: Рассмотреть способы решения текстовых задач с использованием арифметической прогрессии и знаний физических законов движения.
Задачи урока:
-
Образовательные - повторение основных формул арифметической и геометрической прогрессии и физических формул на нахождение скорости движения и перемещения при равноускоренном движении.
-
Развивающие - вырабатывать умения находить закономерности, сходства и различия в подходах к решению одной и той же задачи в разных дисциплинах, подмечать закономерности, формировать умение строить математическую и физическую модель некоторой ситуации, расширять представления о возможных подходах к решению задачи.
-
Воспитательные - воспитывать интерес к физика - математическим дисциплинам, умение общаться, аргументировано свои взгляды.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Учебные пособия: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворов. Алгебра 9: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, 17- е изд.- М:Просвещени, 2014
План урока:
-
Организационный момент, сообщение темы, цели, мотивация
-
Актуализация знаний, устная работа
-
Решение задач
-
Подведение итогов урока
-
Домашнее задание
Класс предварительно делится на группы: одни группы представляют решение задач с помощью арифметической прогрессии, другие - с помощью законов физики.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка задачи.
Приветствие. На доску проецируются формулы арифметической прогрессии и формулы физических законов.
Тема нашего урока - решение текстовых задач с использованием арифметической прогрессии и на основе знаний физических законов движения. Мы рассмотрим задачи, которые можно решить разными способами. На одну и ту же задачу мы посмотрим с разных точек зрения: с точки зрения математики и физики.
II. Актуализация знаний, устная работа.
1) По какой формуле можно найти первый член арифметической прогрессии?
2)Как находится сумма n первых членов арифметической прогрессии?
3)По какой формуле находится модуль скорости равноускоренного движения?
4) По какой формуле находится высота свободного падения?
III. Решение задач
Задача №582-решаем с использованием арифметической прогрессии.
Поезд, отойдя от станции, равномерно увеличивал скорость на 50 м в мин. Какова была скорость поезда в конце 20 минуты?
1 мин: 50 м
2 мин: 50м + 50м
3 мин: 50м + 50м + 50м
Дано:
Решение
d = 50
Ответ: скорость поезда в конце 20-й минуты 60км/ч
Второй способ: использование формул физики
Дано:
Решение
t = 20 мин
км/ч
υ = ?
Ответ: 60 км/ч
№614 При свободном падении тело прошло в первую секунду 5 метров, а в каждую следующую на 10 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 секунд после падения.
Решаем с использованием арифметической прогрессии.
1с: 5м
2с: 5м + 10м = 15м
3с: 15м + 10м = 25м
Глубина шахты равна сумме 5 членов арифметической прогрессии
Дано:
Решение
n = 5
h =
Ответ: глубина шахты 125 м
2 способ - с использованием формул физики:
Тело движется под действием силы тяжести с ускорением свободного падения g≈10м/
Дано:
Решение
g≈10м/
Высота падения равна глубине шахты, следовательно,
t = 5 с
h =?
, т.к. тело свободно падает, то
; h =125 м
Ответ: h =125 м
№ 615 Какое расстояние пройдет свободно падающее тело
а) за пятую секунду после начала падения б) за 5 секунд после начала падения
Решаем с использованием арифметической прогрессии. Воспользуемся результатом предыдущей задачи
Дано:
Решение
- 5-ый член арифметической прогрессии т.е. расстояние пройденное за пятую секунду.
n = 5
- сумма пяти членов арифметической прогрессии, расстояние пройденное за 5 сек после начала падения.
Ответ: 45 м и 125 м
Второй способ: использование формул физики:
а) воспользуемся закономерностью для свободно падающего тела: модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательно равные промежутки времени, относятся как ряд последовательных нечетных чисел: 1:3:5:7:9, …
т.к. за первую секунду тело совершает перемещение равное 5 метрам, соответственно
за пятую секунду перемещение равно 5 ·9 = 45(м)
б)Тело движется под действием силы тяжести с ускорением свободного падения g≈10м/, поэтому за 5 минут тело пройдет расстояние равное высоте падения: ; h =125 м
Ответ: 45м и 125м.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель проводит анализ и оценивает успешность достижения цели.
V. Рефлексия: осмысливание деятельности на уроке, удалось ли узнать что - то новое, проводится самооценка деятельности на уроке.
Используемая литература:
Алгебра: Учебник для 9 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, 17- е изд.- М:Просвещени, 2014