Методическая разработка Электронная таблица в математике

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Электронная таблица в математикеФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра информатики и вычислительной техники



Конспект урока по информатики

для учащихся 8 класса

средних образовательных учреждений.





Выполнила : студентка группы МДМ -210

Антяскина Ольга

Саранск 2014

Тема урока: «Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.»

Цель урока:

-образовательная: формирование у учащихся знаний о назначении и основных возможностях электронной таблицы

Задачи урока:

1. Показать обучающимся применения электронных таблиц .

2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;

3. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

- развивающая: развитие памяти, логического мышления, внимания, самостоятельности у учащихся

- воспитательная: воспитания нравственных качеств личности, аккуратности, чувство ответственности, усидчивости, уверенности в своих действиях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: индуктивно-репродуктивный

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать: основные возможности программы MSExcel

Учащиеся должны уметь: запускать программу MSExcel,уметь пользоватьсяосновными возможностями программы MS Excel.

Оборудование урока:

посадочные места, компьютеры с Windows 7 и пакет Microsoft Office, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Литература:

1.Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 5 изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний,2010- 205 с.

2. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2010. - 920 с.

3.Интернет источники: txtbooks.ru/informatika/8-klass/136-8-klass- -informatika-bazovyj-kurs-2010g.html

План урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Изучение нового материала (20 мин)

3. Первичное закрепление нового материла (20 мин)

4. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин)

Ход урока:

1)ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

2) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программным прикладным средством обработки числовой информации на примере электронных таблиц MICROSOFT EXCEL.Тема нашего урока звучит следующим образом:(слайд 1)«Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц». Открывайте тетради, запишите число, классная работа, тема.

Запись на доске (в тетради):

Число. Классная работа.

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

Учитель: Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица - это наиболее удачный вид расположения информации. Мы рассматривали таблицы в главе 3 , когда рассматривали тему кодирование и обработка текстовой информации (слайд 2) . Главное отличие электронных таблиц, в отличие от таблиц на бумаге, при изменении исходных данных в электронной таблице автоматически меняются зависимые величины. Электронные таблицы просты в обращении, быстро осваиваются непрофессиональными пользователями компьютера. При освоении пользователем, работы с электронными таблицами, он может самостоятельно решать различные задачи, не прибегая к услугам программиста. Итак запишем, со слайда

(слайд 3)

Запись в тетрадях :

Достоинства электронных таблиц:

1.Данные, хранящиеся в электронных таблицах более наглядны.

2.С ними проще производить расчеты (быстро и точно производятся автоматические вычисления).

3.Электронные таблицы помогают моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты.

Учитель: (слайд 4) Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную. В математике при построении графиков функций. В географии для построения диаграмм. В физике для выполнения расчетов в лабораторных работах.

Для того чтобы (слайд 5) начать работать с электронной таблицей необходимо запустить Excel. Кто скажет, как запустить Excel?

Ученик: Для этого запускаем главное меню

"Пуск" →"Все программы"→"MicrosoftOffice" → "Microsoft Office Excel".

Учитель: проделаете эту же операцию на своих компьютерах.

Ученик: (ученики запускают Excel )

Учитель:(учитель одновременно проговаривает и показывает ученикам) для сохранения таблицы нужно нажать комбинацию клавиш Shift + F12.Кто еще знает как сохранить электронную таблицу ?

Ученик: на стандартной панели инструментов нажать кнопку СОХРАНИТЬ или в горизонтальном меню выбрать Файл ->Сохранить.

Учитель:Проделаете эту операцию со своей открытой таблицей.

Ученик: (проделывают эту операцию)

Учитель:(учитель одновременно проговаривает и показывает ученикам) для открытия существующего документа, нужно щелкнуть на изображении этого документа в проводнике или окне папки. Проделаете эту операцию со своей открытой таблицей.

Ученик: (проделывают эту операцию)

Учитель: Запишем в тетради, что мы называем электронные таблицы(слайд 6).Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах

(запись в тетради и на доске)

Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах

Учитель: Как вы уже заметили, электронная таблица состоит из столбцов и строк. Посмотрите на таблицу, и скажи мне, как именуются столбцы?

Ученик: Столбцы обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке.

Учитель: А как именуются строки?

Ученик: Строки обозначаются числами.

Учитель: Давайте посмотрим, что же у нас образуется на пересечении столбцов и строк (слайд 7)?

Ученик:на пересечении столбцов и строк образуется ячейка

Учитель:А что мы называем адресом ячейки?

Ученик:Адресом это объединение номеров столбца и строки без пробела.

Учитель: Запишите в тетрадь с доски, что мы называем адресом ячейки(слайд 8). На пересечении столбца и строки находятся ячейка, которая имеет индивидуальный адрес. Адрес ячейки состоит из буквенного имени столбца и номера строки, например А1,В5. Ввод и редактирование данных производится в активной ячейке. Активная ячейка выделяется жирной рамкой.

( запись в тетради и на доске)

Методическая разработка Электронная таблица в математике

Учитель: Для ввода данных в ячейку необходимо, выделить нужную ячейку и ввести с клавиатуры нужную информацию. Вводимая информация одновременно отображается и в строке формул. Закончить ввод можно нажатием клавиши ENTER.

Учитель:так же можно изменить ширину ячейки?

Ученик:Для этого нужно навести указатель мыши на вертикальную границу ячейки . Указатель примет вид "Схватить" мышью границу и перемещать ее до нужного размера. Если вместо этого выполнить двойной щелчок, то программа установит оптимальную с ее точки зрения ширину ячейки. Учитель: проделаете эту операцию на своих компьютерах.

(Учащиеся обращаются за помощью к учителю)

Учитель: как можно изменить высоту ячейки?

Ученик:для это наводим указатель мыши на горизонтальную границу ячейки. Указатель примет вид "Схватить" мышью границу и перемещать ее до нужного размера.

Учитель: проделаете эту операцию на своих компьютерах.

Учащиеся обращаются за помощью к учителю)

Учитель: В процессе работы с электронными таблицами достаточно часто требуется выделить несколько ячеек - диапазон ячеек. (слайд 9)Адрес диапазона ячеек задается указанием ссылок первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ - двоеточие. Для того чтобы его выделить нужно схватив мышью с начала диапазона протянуть до последней ячейки диапазона, или в строке формул в поле имени ввести через двоеточие номер первой и последней ячеек диапазона. Примеры диапазонов - A1:A100; B12:AZ12; B2:K40. Запишите с доски в тетрадь.

Диапазон - это выделение нескольких ячеек. Диапазон задается адресами ячеек верхней и нижней границ диапазона, разделенными двоеточием. Примеры диапазонов-A1:A100; B12:AZ12; B2:K40.

( запись в тетради и на доске)

Методическая разработка Электронная таблица в математике

Учитель: Как вы думаете, что мы можем поместить в ячейку?

Ученик: В ячейку мы можем помещать, тест, числа, какие - либо формулы.

Учитель: С помощью чисел задаются различные количественные характеристики. Например, компьютерный класс его ширина и высота. Попробуйте привести пример

Ученик: Количественная характеристика ширина класса -4 метра, высота -3 метра.

Учитель: И последнее что мы сказали это формула. (слайд 10) как вы думаете с чего должна начинаться формула?

Ученик: формула должна начинаться со знака равенства

Учитель: так же формула может включать в себя числа, имена ячеек, функции и знаки математических операций. Давайте в ячейку А1 введем число 2 ,а в ячейку В1 введем число 5,а ячейке С1 нам нужно найти их сумму. Для этого мы делаем ячейку активной, затем ставим равно и нажимаем на ячейку А1 потом ставим +далее нажимаем на ячейку В1.

(Ученики вводят в ячейку данные по указанию учителя)

Учитель: В процессе ввода формулы она отображается как в самой ячейке, так и в строке формул. Как показано на доске. После окончания ввода, которое обеспечивается нажатием клавиши ,ENTER ,в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле, т.е. их сумма равна 7.У кого возникли трудности?

(Учащиеся обращаются за помощью к учителю)

Учитель: а как можно редактировать и просматривать формулу?

Ученик: Далее, для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой в строке формул появиться введенная ранее формула. Для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование.

Учитель: Так же важным моментом является то, что при измени содержимого любой ячейки происходит автоматический перерасчет значений во всех ячеек таблицы ,в которых есть ссылки данных.Например в место 2 в ячейки А1 вводим число 6 и нажимаем на клавиатуре кнопочку Enter .Мы видим, что сумма в Ячейки С1 поменялась на 11. У кого возникли трудности?

(Учащиеся обращаются за помощью к учителю)

Учитель:Далее какие арифметические операции вы знаете?

Ученик: Арифметические операция сложение, вычитание, умножение, деление.

Учитель: Запомните и запишите, что при вычислении по формуле используется порядок операций, принятый в математике. И вы уже должны знать, что для него его изменения можно применять круглые скобки. Запишите с доски.

( запись в тетради и на доске)

В электронной таблице при вычислении по формуле используется порядок операций, такой, что и в математике.

4) Закрепление изученного материала.

Учитель: Для понимания того, что мы только что с вами изучили, разобрали, я предлагаю вам выполнить задания, которое представлено на доске (слайд 11)

Методическая разработка Электронная таблица в математике

(Ученики сами проговаривают алгоритм решения задания)

Учитель: . Давайте вспомним, что мы с вами узнали на уроке. Ответим на вопросы. (слайд 12).как вы поняли что такое Электронная таблицы - это ?

Ученик: Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Учитель: Как обозначаются столбцы и строки в электронной таблицы?

Ученик: Столбцы обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке. Строки обозначаются числами.

Учитель:Что такое диапазон ячеек?

Ученик:Диапазон - это выделение нескольких ячеек.

Учитель:(слайд 13)Назовите имя активной ячейки изображенной на доске?

Ученик:Адрес ячейки D3

5) Подведение итогов урока и домашнее задание.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с понятием электронная таблица, рассмотрели назначение и основные возможности табличного процессора MS Excel. Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?(выставляет оценки)

(ученики записывают домаш. зад.)











© 2010-2022