- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка Электронная таблица в математике
Методическая разработка Электронная таблица в математике
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антяскина О.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра информатики и вычислительной техники
Конспект урока по информатики
для учащихся 8 класса
средних образовательных учреждений.
Выполнила : студентка группы МДМ -210
Антяскина Ольга
Саранск 2014
Тема урока: «Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.»
Цель урока:
-образовательная: формирование у учащихся знаний о назначении и основных возможностях электронной таблицы
Задачи урока:
1. Показать обучающимся применения электронных таблиц .
2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;
3. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
- развивающая: развитие памяти, логического мышления, внимания, самостоятельности у учащихся
- воспитательная: воспитания нравственных качеств личности, аккуратности, чувство ответственности, усидчивости, уверенности в своих действиях.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: индуктивно-репродуктивный
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать: основные возможности программы MSExcel
Учащиеся должны уметь: запускать программу MSExcel,уметь пользоватьсяосновными возможностями программы MS Excel.
Оборудование урока:
посадочные места, компьютеры с Windows 7 и пакет Microsoft Office, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Литература:
1.Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 5 изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний,2010- 205 с.
2. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2010. - 920 с.
3.Интернет источники: txtbooks.ru/informatika/8-klass/136-8-klass- -informatika-bazovyj-kurs-2010g.html
План урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Изучение нового материала (20 мин)
3. Первичное закрепление нового материла (20 мин)
4. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин)
Ход урока:
1)ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.
2) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программным прикладным средством обработки числовой информации на примере электронных таблиц MICROSOFT EXCEL.Тема нашего урока звучит следующим образом:(слайд 1)«Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц». Открывайте тетради, запишите число, классная работа, тема.
Запись на доске (в тетради):
Число. Классная работа.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.
Учитель: Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица - это наиболее удачный вид расположения информации. Мы рассматривали таблицы в главе 3 , когда рассматривали тему кодирование и обработка текстовой информации (слайд 2) . Главное отличие электронных таблиц, в отличие от таблиц на бумаге, при изменении исходных данных в электронной таблице автоматически меняются зависимые величины. Электронные таблицы просты в обращении, быстро осваиваются непрофессиональными пользователями компьютера. При освоении пользователем, работы с электронными таблицами, он может самостоятельно решать различные задачи, не прибегая к услугам программиста. Итак запишем, со слайда
(слайд 3)
Запись в тетрадях :
Достоинства электронных таблиц:
1.Данные, хранящиеся в электронных таблицах более наглядны.
2.С ними проще производить расчеты (быстро и точно производятся автоматические вычисления).
3.Электронные таблицы помогают моделировать реальные ситуации и оценивать получающиеся результаты.
Учитель: (слайд 4) Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную. В математике при построении графиков функций. В географии для построения диаграмм. В физике для выполнения расчетов в лабораторных работах.
Для того чтобы (слайд 5) начать работать с электронной таблицей необходимо запустить Excel. Кто скажет, как запустить Excel?
Ученик: Для этого запускаем главное меню
"Пуск" →"Все программы"→"MicrosoftOffice" → "Microsoft Office Excel".
Учитель: проделаете эту же операцию на своих компьютерах.
Ученик: (ученики запускают Excel )
Учитель:(учитель одновременно проговаривает и показывает ученикам) для сохранения таблицы нужно нажать комбинацию клавиш Shift + F12.Кто еще знает как сохранить электронную таблицу ?
Ученик: на стандартной панели инструментов нажать кнопку СОХРАНИТЬ или в горизонтальном меню выбрать Файл ->Сохранить.
Учитель:Проделаете эту операцию со своей открытой таблицей.
Ученик: (проделывают эту операцию)
Учитель:(учитель одновременно проговаривает и показывает ученикам) для открытия существующего документа, нужно щелкнуть на изображении этого документа в проводнике или окне папки. Проделаете эту операцию со своей открытой таблицей.
Ученик: (проделывают эту операцию)
Учитель: Запишем в тетради, что мы называем электронные таблицы(слайд 6).Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах
(запись в тетради и на доске)
Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах
Учитель: Как вы уже заметили, электронная таблица состоит из столбцов и строк. Посмотрите на таблицу, и скажи мне, как именуются столбцы?
Ученик: Столбцы обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке.
Учитель: А как именуются строки?
Ученик: Строки обозначаются числами.
Учитель: Давайте посмотрим, что же у нас образуется на пересечении столбцов и строк (слайд 7)?
Ученик:на пересечении столбцов и строк образуется ячейка
Учитель:А что мы называем адресом ячейки?
Ученик:Адресом это объединение номеров столбца и строки без пробела.
Учитель: Запишите в тетрадь с доски, что мы называем адресом ячейки(слайд 8). На пересечении столбца и строки находятся ячейка, которая имеет индивидуальный адрес. Адрес ячейки состоит из буквенного имени столбца и номера строки, например А1,В5. Ввод и редактирование данных производится в активной ячейке. Активная ячейка выделяется жирной рамкой.
( запись в тетради и на доске)
Учитель: Для ввода данных в ячейку необходимо, выделить нужную ячейку и ввести с клавиатуры нужную информацию. Вводимая информация одновременно отображается и в строке формул. Закончить ввод можно нажатием клавиши ENTER.
Учитель:так же можно изменить ширину ячейки?
Ученик:Для этого нужно навести указатель мыши на вертикальную границу ячейки . Указатель примет вид "Схватить" мышью границу и перемещать ее до нужного размера. Если вместо этого выполнить двойной щелчок, то программа установит оптимальную с ее точки зрения ширину ячейки. Учитель: проделаете эту операцию на своих компьютерах.
(Учащиеся обращаются за помощью к учителю)
Учитель: как можно изменить высоту ячейки?
Ученик:для это наводим указатель мыши на горизонтальную границу ячейки. Указатель примет вид "Схватить" мышью границу и перемещать ее до нужного размера.
Учитель: проделаете эту операцию на своих компьютерах.
Учащиеся обращаются за помощью к учителю)
Учитель: В процессе работы с электронными таблицами достаточно часто требуется выделить несколько ячеек - диапазон ячеек. (слайд 9)Адрес диапазона ячеек задается указанием ссылок первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ - двоеточие. Для того чтобы его выделить нужно схватив мышью с начала диапазона протянуть до последней ячейки диапазона, или в строке формул в поле имени ввести через двоеточие номер первой и последней ячеек диапазона. Примеры диапазонов - A1:A100; B12:AZ12; B2:K40. Запишите с доски в тетрадь.
Диапазон - это выделение нескольких ячеек. Диапазон задается адресами ячеек верхней и нижней границ диапазона, разделенными двоеточием. Примеры диапазонов-A1:A100; B12:AZ12; B2:K40.
( запись в тетради и на доске)
Учитель: Как вы думаете, что мы можем поместить в ячейку?
Ученик: В ячейку мы можем помещать, тест, числа, какие - либо формулы.
Учитель: С помощью чисел задаются различные количественные характеристики. Например, компьютерный класс его ширина и высота. Попробуйте привести пример
Ученик: Количественная характеристика ширина класса -4 метра, высота -3 метра.
Учитель: И последнее что мы сказали это формула. (слайд 10) как вы думаете с чего должна начинаться формула?
Ученик: формула должна начинаться со знака равенства
Учитель: так же формула может включать в себя числа, имена ячеек, функции и знаки математических операций. Давайте в ячейку А1 введем число 2 ,а в ячейку В1 введем число 5,а ячейке С1 нам нужно найти их сумму. Для этого мы делаем ячейку активной, затем ставим равно и нажимаем на ячейку А1 потом ставим +далее нажимаем на ячейку В1.
(Ученики вводят в ячейку данные по указанию учителя)
Учитель: В процессе ввода формулы она отображается как в самой ячейке, так и в строке формул. Как показано на доске. После окончания ввода, которое обеспечивается нажатием клавиши ,ENTER ,в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле, т.е. их сумма равна 7.У кого возникли трудности?
(Учащиеся обращаются за помощью к учителю)
Учитель: а как можно редактировать и просматривать формулу?
Ученик: Далее, для просмотра формулы необходимо выделить ячейку с формулой в строке формул появиться введенная ранее формула. Для редактирования формулы необходимо щелкнуть по ячейке или строке формул и провести редактирование.
Учитель: Так же важным моментом является то, что при измени содержимого любой ячейки происходит автоматический перерасчет значений во всех ячеек таблицы ,в которых есть ссылки данных.Например в место 2 в ячейки А1 вводим число 6 и нажимаем на клавиатуре кнопочку Enter .Мы видим, что сумма в Ячейки С1 поменялась на 11. У кого возникли трудности?
(Учащиеся обращаются за помощью к учителю)
Учитель:Далее какие арифметические операции вы знаете?
Ученик: Арифметические операция сложение, вычитание, умножение, деление.
Учитель: Запомните и запишите, что при вычислении по формуле используется порядок операций, принятый в математике. И вы уже должны знать, что для него его изменения можно применять круглые скобки. Запишите с доски.
( запись в тетради и на доске)
В электронной таблице при вычислении по формуле используется порядок операций, такой, что и в математике.
4) Закрепление изученного материала.
Учитель: Для понимания того, что мы только что с вами изучили, разобрали, я предлагаю вам выполнить задания, которое представлено на доске (слайд 11)
(Ученики сами проговаривают алгоритм решения задания)
Учитель: . Давайте вспомним, что мы с вами узнали на уроке. Ответим на вопросы. (слайд 12).как вы поняли что такое Электронная таблицы - это ?
Ученик: Электронные таблицы - это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
Учитель: Как обозначаются столбцы и строки в электронной таблицы?
Ученик: Столбцы обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке. Строки обозначаются числами.
Учитель:Что такое диапазон ячеек?
Ученик:Диапазон - это выделение нескольких ячеек.
Учитель:(слайд 13)Назовите имя активной ячейки изображенной на доске?
Ученик:Адрес ячейки D3
5) Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с понятием электронная таблица, рассмотрели назначение и основные возможности табличного процессора MS Excel. Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?(выставляет оценки)
(ученики записывают домаш. зад.)