- Преподавателю
- Математика
- Организация учебной деятельности в условиях ФГОС
Организация учебной деятельности в условиях ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петренко Н.А. |
Дата | 08.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация учебной деятельности в условиях ФГОС
Учитель математики
МБОУ «ТСШ №2»
Петренко Н.А.
Свое выступление я хочу начать со слов Ушинского:
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский Слайд2.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Слайд 3.
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? Слайд 4. С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Итак: Как обучать? (Слайд 5)
Мы все уже прекрасно знаем, что в основе современного принципа обучения лежит деятельностный подход.
В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы (слайд 6):
Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам
Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
С помощью чего учить? (Слайд 7)
Существует несколько методик, предполагающих инструменты обучения. Одна из них предлагает следующие уроки: слайд 8
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Остановлюсь еще раз на структуре деятельностного метода на уроке
Слайд 9.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 10 Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?". Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.
Пример 1: Урок по теме "Умножение десятичных дробей." -математика 5 класс УМК Зубаревой И.И, Мордкович А.Г.
Слайд 12.
-Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Найти периметр и площадь Бресткой крепости, если ее размеры выражены числами: 1,5 км и 2,8 км и она имеет форму прямоугольника.
-Побуждающий диалог.
Учитель: - С каким из предложенных заданий вы можете справиться?
Ученик: - Найти периметр.
Учитель: Какое задание вызывает затруднение?
Ученик: Найти площадь. (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: - Как выполнить умножение десятичных дробей?
-Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
-Выполните групповую работу по карточкам, на которых нужно решить предложенную задачу в других единицах измерения
-Запишите ответ в квадратных километрах.
-Можно ли решить эту задачу, без перевода в другие единицы измерения?
-выполните это действие
-Попробуйте сделать вывод по постановке запятой в ответе.
-Сформулируйте правило умножения десятичных дробей
- Сверим вывод с учебником.
Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.
Как проверить достижение новых образовательных результатов? (Слайд 12)
В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД: Слайд 13.
Личностные: самоопределение и смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция ? способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.
На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности. Планируемые результаты подразделяют на
три основные группы результатов
слайд 14 (прочитать по слайду)
Для проверки уровня сформированности УУД можно использовать диагностики:
-Уровень сформированности компонентов учебной деятельности.
-Уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения (тест "Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении").
-Уровень сформированности способностей к дифференциации, конкретного или абстрактного мышления (тест "Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных").
Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
-
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
-
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
-
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
-
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
-
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
-
Продумать форму подведения итогов урока.
-
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
В результате проектирования урока будет пакет документов, который содержит план урока или его схему, документы с содержательным компонентом урока и т.п.