- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс математики в 9 классе
Элективный курс математики в 9 классе
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бовт Л.В. |
Дата | 20.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» в 9 классе составлена на основе авторской программы И.Н Данковой, Т.Е. Бондаренко, Л.Л. Емелиной ,О.К. Плетневой « Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». М.2006г,ИЗД. «5 за знание».
В рабочей программе элективного курса заложена возможность углубить и дополнить школьный материал. Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Часть из них приводится с полным решением, иллюстрирующим тот или иной метод. Другие предлагаются для самостоятельной работы. Правильность выполнения этих заданий контролирующие посредством приведенных ответов. Изложение практических приёмов решения сопровождается необходимыми теоритическими сведениями. В элективном курсе предусмотрена возможность дифференциального обучения, как путем использования задач различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, рабочая программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.
Сроки реализации рабочей программы элективного курса 1 год (2014-2015) учебный год.
ЦЕЛИ :
-
обеспечить углубленное изучение отдельных разделов программы полного общего образования;
-
создать условия для существенной дифференциации обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
-
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разными категориями обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
-
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
ЗАДАЧИ:
-
постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
-
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
-
формировать умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Избранные вопросы математики» включает углубление отдельных тем общеобразовательной программы, а так же их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки.
В процессе реализации предметно - ориентированного курса решаются следующие задачи:
-
реализация учеником интереса к математике;
-
готовность и способность к освоению расширенных знаний;
-
создание условий для подготовки к итоговой аттестации.
В процессе реализации межпредметного курса предполагает изучение расширение учебной программы по математике.
Реализация элективного курса предусматривает использовать разнообразные подходы к организации занятий: как лекции, семинары, уроки, так и проектная , исследовательская деятельность, практические занятия, , применение ИКТ.
Элективный курс посвящен важным темам:
1. Уравнение второй степени с параметром. 8 ч
2. Преобразование графиков элементарных функций. 8ч
3. Геометрия архитектурной гармонии. 10ч
4. Алгебра модуля. 8ч
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный курс в 9 классе «Избранные вопросы математики» входит в вариативную часть УП МОУ-СОШ №13. Учебный план отводит 34 часа в год
( 1 час в неделю). Преемственность изучения элективного курса углубляет и расширяет теоретические сведения, приёмы и методы решения задач полученные учащимися на уроках математики.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Уравнение второй степени ( 8 часов)
Тема 1. Квадратные уравнения. 1 час
Определения уравнения с параметром, области определения уравнения с параметром. Определения квадратного трехчлена и квадратного уравнения. Решение уравнений выделением квадратного двучлена. Решение квадратных уравнений по формуле.
Тема 2. Неполные квадратные уравнения. 1 час
Определение неполного квадратного уравнения. Методы решения неполных квадратных уравнений.
Тема 3. Теорема Виета. 1час
Формулировка теоремы Виета. Примеры применения теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.
Тема 4. Знаки корней квадратного уравнения. 1час
Определение знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра.
Тема 5. Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от параметра. 2 часа
Теорема о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка.
Тема 6. Наименьшее и наибольшее значения квадратичной функции. 1 час
Алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений квадратичной функции.
Зачет. 1 час
Преобразование графиков элементарных функций (10 часов)
Тема 1. Понятия функции и графика. 2 часа
Выявляются и систематизируются знания о функциональной зависимости.
Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей обучающихся. Используется разнообразие наглядного материала.
Тема 2. Преобразование графиков. 3 часа
При построении графиков многих функций можно избежать проведения подробного исследования. Изложению методов, упрощающих аналитическое выражение функции и облегчающих построение графиков с помощью эскизов.
Тема 3. Действия над функциями. 2 часа
Графики суммы ( разности) произведения и частного двух функций так же можно построить без применения методов математического анализа, используя определенные правила. Особенно эффективен этот метод в случае, когда исходные функции являются элементарными. В этой же теме рассматривается построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Тема 4. Дополнительный материал. 2 часа
В качестве дополнительного материала рассматриваются приёмы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Выводится понятие обратной функции, определяются ее область определения и множество значений и устанавливается связь графиков прямой и обратной функций.
Итоговая диагностика . 1 час
Геометрия архитектурной гармонии (8 часов)
Тема 1. Символ бессмертия и золотая пропорция. 1 час
Основные законы гармонии, универсальность математических закономерностей. Пирамиды Египта, геометрические отношения и прпорции, которые скрыты в памятниках древней архитектуры.
Тема 2. Прочность, польза, красота - формула архитектурного целого по Витрувию. 1час
Определение и свойства правильных многоугольников, сформулировать теорему о биссектрисе внутреннего угла треугольника. Подготовить доклады о решении градостроительных проблем в Древнем Риме и Греции, что свойства геометрических фигур зодчие использовали в своих архитектурных проектах.
Тема 3. Об одном несложном строительном задании и величайшей математической задаче. 1 час.
Знакомство обучающихся с одной из величайших задач - удвоение объема куба, которую иногда называют делосской. Рассмотреть задачу с помощью параболы и гиперболы. Повторить уравнения параболы и гиперболы, а так же свойство высоты треугольника, проведенной из вершины прямого угла.
Тема 4. Арки, купола, фасады и иррациональности. 1 час
Наглядный пример памятник древней архитектуры - римский Колизей, внешняя стена которого построена в виде четырех ярусов арок.
Самостоятельно решить задачу по определению соотношения радиусов двух разных окружностей, вписанных в полуциркульную арку. Получить ответ в виде иррационального числа и сделать вывод.
Тема 5. Геометрия горящей свечи. Мерный « Вавилон» в Древней Руси. 1 час
Обратить внимание учеников на то, что в Древней Руси основной единицей длины, использовавшейся при строительстве была сажень. Кроме того, вся система строительных размеров в саженях, применявшаяся русскими зодчими, основана на пропорциях человеческого тела. Основой для таких разработок служили геометрические фигуры, как квадрат и треугольник.
Тема 6. Геометрия Храма. 1 час
Геометрические преобразования, которые были положены в основу архитектурных проектов при построении крестно - купольных храмов.
Тема 7. Решение задач. 2 час
Применить математические знания и умения в практической деятельности.
Алгебра модуля ( 8 часов)
Тема 1. Определение модуля числа и его применение при решении уравнений. 1 час
Пользуясь приведенным определением модуля, решать уравнения и неравенства, содержащих модуль.
Тема 2. Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль. 1 час
Иллюстрированное решение методом интервалов.
Тема 3. Решение неравенств вида ׀х׀a, ׀х׀a посредством равносильных переходов. 1 час
Рассмотреть теорему и доказательство. Применить в решении.
Тема 4. Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств. 1 час
Рассмотреть примеры со свойством равенства, свойство со знаком неравенства.
Тема 5. Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. 1 час
Рассмотреть примеры и иллюстрации решения.
Тема 6. Модуль и преобразование корней. 1 час
Понятие модуля находит применение при оперировании арифметическими корнями.
Тема 7. Модуль и иррациональные уравнения. 1 час
Использование модуля при решении иррационального уравнения.
Тема 8. Контрольная работа. 1 час
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рабочая программа элективного курса позволяет обучающимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор обучения в старшей школе.
Степень новизны для обучающихся. Рабочая программа элективного курса включает новые знания, не содержащиеся в общеобразовательной программе.
Мотивирующий потенциал программы. Рабочая программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес к математике.
Научность содержания. В рабочую программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности обучающего.
Практическая направленность курса. Рабочая программа позволяет осуществить и сформировать практическую деятельность школьников в математике.
Степень контролируемости. Рабочая программа обладает достаточной для проведения контроля:
-
самостоятельного - подготовка докладов, выполнения презентаций;
-
конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Амелькин В.В. Задачи с параметрами. Минск 1996.
-
Беляев Э.С. Уравнения и неравенства второй степени с параметрами и к ним сводимые: Пособие для учителей и учащихся. Воронеж,2000.
-
Виленкин Н.Я. Функция в природе и технике. М.,1978.
-
Вирченко Н.А. Графики функций. Справочник. Киев, 1981.
-
Ершов Л.В. Построение графиков функций:Книга для учителя. М.,1994.
-
Азевич А.И. двадцать уроков гармонии. Математика вшколе.М.1990.
-
Васютинский Н. Золотая пропорция. М.1990.
-
Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителей.М.,1968.
Дата по плану
Дата по
факту
К-во
часов
Тема занятия
Виды деятельности
учащихся
Уравнение второй степени с параметром 8 ч
1
Квадратные уравнения
1
Неполные квадратные уравнения
1
Теорема Виета
1
Знаки корней квадратного уравнения
1
Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от параметра
1
Решение задач
1
Наименьшее и наибольшее значения квадратичной функции
1
Зачет
Презентация
Преобразование графиков элементарных функций 10 ч
1
Понятие функции и графика
Устный опрос
1
Построение графиков функций
Практикум
1
Преобразование графиков
1
Перенос вдоль оси абсцисс и ординат
Самостоятельная работа
1
Сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс и ординат
Самостоятельная работа
1
Действия над функциями
Математический диктант
1
Функции, содержащие операцию взятия модуля
Взаимопроверка
1
Суперпозиция функций
1
Обратная функция
1
Итоговая диагностика
Построение графиков в программе GeoGebra
Геометрия архитектурной гармонии 8ч
1
Символ бессмертия и золотая пропорция
Доклад
1
Прочность, польза, красота - формула архитектурного целого по Витрувию
Доклад
1
Об одном несложном строительном задании и величайшей математической задаче
1
Арки, купола, фасады и иррациональность
Лекция
1
Геометрия горящей свечи. Мерный «Вавилон» в Древней Руси
Доклад
1
Геометрия Храма
Доклад,
презентация
1
Решение задач. Построение с помощью линейки и циркуля.
Практикум
1
Решение задач с помощь программы GeoGebra
Творческая работа
Алгебра модуля 8ч
1
Определение модуля числа и его применение при решении уравнений
Лекция
1
Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль
Практикум
1
Решение неравенств вида ׀х׀а,
׀х׀а посредством равносильных переходов
1
Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств
1
Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой
1
Модуль и преобразование корней
1
Модуль и иррациональные уравнения
1
Итоговый урок