Элективный курс математики в 9 классе

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» в 9 классе составлена на основе авторской программы И.Н Данковой, Т.Е. Бондаренко, Л.Л. Емелиной ,О.К. Плетневой « Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». М.2006г,ИЗД. «5 за знание».        В рабочей программе элективного курса заложена возможность углубить и дополнить школьный материал. Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Часть из них приводится с полным решением, иллюстрирующим тот или иной метод. Другие предлагаются для самостоятельной работы. Правильность выполнения этих заданий контролирующие посредством приведенных ответов. Изложение практических приёмов решения сопровождается необходимыми теоритическими ...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» в 9 классе составлена на основе авторской программы И.Н Данковой, Т.Е. Бондаренко, Л.Л. Емелиной ,О.К. Плетневой « Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». М.2006г,ИЗД. «5 за знание».

В рабочей программе элективного курса заложена возможность углубить и дополнить школьный материал. Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные задачи. Часть из них приводится с полным решением, иллюстрирующим тот или иной метод. Другие предлагаются для самостоятельной работы. Правильность выполнения этих заданий контролирующие посредством приведенных ответов. Изложение практических приёмов решения сопровождается необходимыми теоритическими сведениями. В элективном курсе предусмотрена возможность дифференциального обучения, как путем использования задач различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, рабочая программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.

Сроки реализации рабочей программы элективного курса 1 год (2014-2015) учебный год.

ЦЕЛИ :

  • обеспечить углубленное изучение отдельных разделов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разными категориями обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

ЗАДАЧИ:

  • постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

  • формировать умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Избранные вопросы математики» включает углубление отдельных тем общеобразовательной программы, а так же их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки.

В процессе реализации предметно - ориентированного курса решаются следующие задачи:

  • реализация учеником интереса к математике;

  • готовность и способность к освоению расширенных знаний;

  • создание условий для подготовки к итоговой аттестации.

В процессе реализации межпредметного курса предполагает изучение расширение учебной программы по математике.

Реализация элективного курса предусматривает использовать разнообразные подходы к организации занятий: как лекции, семинары, уроки, так и проектная , исследовательская деятельность, практические занятия, , применение ИКТ.

Элективный курс посвящен важным темам:

1. Уравнение второй степени с параметром. 8 ч

2. Преобразование графиков элементарных функций. 8ч

3. Геометрия архитектурной гармонии. 10ч

4. Алгебра модуля. 8ч

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Элективный курс в 9 классе «Избранные вопросы математики» входит в вариативную часть УП МОУ-СОШ №13. Учебный план отводит 34 часа в год

( 1 час в неделю). Преемственность изучения элективного курса углубляет и расширяет теоретические сведения, приёмы и методы решения задач полученные учащимися на уроках математики.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Уравнение второй степени ( 8 часов)

Тема 1. Квадратные уравнения. 1 час

Определения уравнения с параметром, области определения уравнения с параметром. Определения квадратного трехчлена и квадратного уравнения. Решение уравнений выделением квадратного двучлена. Решение квадратных уравнений по формуле.

Тема 2. Неполные квадратные уравнения. 1 час

Определение неполного квадратного уравнения. Методы решения неполных квадратных уравнений.

Тема 3. Теорема Виета. 1час

Формулировка теоремы Виета. Примеры применения теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.

Тема 4. Знаки корней квадратного уравнения. 1час

Определение знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значения параметра.

Тема 5. Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от параметра. 2 часа

Теорема о расположении корней квадратного трехчлена относительно заданной точки или заданного числового промежутка.

Тема 6. Наименьшее и наибольшее значения квадратичной функции. 1 час

Алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений квадратичной функции.

Зачет. 1 час

Преобразование графиков элементарных функций (10 часов)

Тема 1. Понятия функции и графика. 2 часа

Выявляются и систематизируются знания о функциональной зависимости.

Определяется понятийный аппарат, круг доступных задач, предоставляется дополнительная информация для расширения возможностей обучающихся. Используется разнообразие наглядного материала.

Тема 2. Преобразование графиков. 3 часа

При построении графиков многих функций можно избежать проведения подробного исследования. Изложению методов, упрощающих аналитическое выражение функции и облегчающих построение графиков с помощью эскизов.

Тема 3. Действия над функциями. 2 часа

Графики суммы ( разности) произведения и частного двух функций так же можно построить без применения методов математического анализа, используя определенные правила. Особенно эффективен этот метод в случае, когда исходные функции являются элементарными. В этой же теме рассматривается построение графиков функций, содержащих знак модуля.

Тема 4. Дополнительный материал. 2 часа

В качестве дополнительного материала рассматриваются приёмы построения графиков суперпозиций простейших функций и их свойства. Выводится понятие обратной функции, определяются ее область определения и множество значений и устанавливается связь графиков прямой и обратной функций.

Итоговая диагностика . 1 час

Геометрия архитектурной гармонии (8 часов)

Тема 1. Символ бессмертия и золотая пропорция. 1 час

Основные законы гармонии, универсальность математических закономерностей. Пирамиды Египта, геометрические отношения и прпорции, которые скрыты в памятниках древней архитектуры.

Тема 2. Прочность, польза, красота - формула архитектурного целого по Витрувию. 1час

Определение и свойства правильных многоугольников, сформулировать теорему о биссектрисе внутреннего угла треугольника. Подготовить доклады о решении градостроительных проблем в Древнем Риме и Греции, что свойства геометрических фигур зодчие использовали в своих архитектурных проектах.

Тема 3. Об одном несложном строительном задании и величайшей математической задаче. 1 час.

Знакомство обучающихся с одной из величайших задач - удвоение объема куба, которую иногда называют делосской. Рассмотреть задачу с помощью параболы и гиперболы. Повторить уравнения параболы и гиперболы, а так же свойство высоты треугольника, проведенной из вершины прямого угла.

Тема 4. Арки, купола, фасады и иррациональности. 1 час

Наглядный пример памятник древней архитектуры - римский Колизей, внешняя стена которого построена в виде четырех ярусов арок.

Самостоятельно решить задачу по определению соотношения радиусов двух разных окружностей, вписанных в полуциркульную арку. Получить ответ в виде иррационального числа и сделать вывод.

Тема 5. Геометрия горящей свечи. Мерный « Вавилон» в Древней Руси. 1 час

Обратить внимание учеников на то, что в Древней Руси основной единицей длины, использовавшейся при строительстве была сажень. Кроме того, вся система строительных размеров в саженях, применявшаяся русскими зодчими, основана на пропорциях человеческого тела. Основой для таких разработок служили геометрические фигуры, как квадрат и треугольник.

Тема 6. Геометрия Храма. 1 час

Геометрические преобразования, которые были положены в основу архитектурных проектов при построении крестно - купольных храмов.

Тема 7. Решение задач. 2 час

Применить математические знания и умения в практической деятельности.

Алгебра модуля ( 8 часов)

Тема 1. Определение модуля числа и его применение при решении уравнений. 1 час

Пользуясь приведенным определением модуля, решать уравнения и неравенства, содержащих модуль.

Тема 2. Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль. 1 час

Иллюстрированное решение методом интервалов.

Тема 3. Решение неравенств вида ׀х׀Элективный курс математики в 9 классеa, ׀х׀Элективный курс математики в 9 классеa посредством равносильных переходов. 1 час

Рассмотреть теорему и доказательство. Применить в решении.

Тема 4. Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств. 1 час

Рассмотреть примеры со свойством равенства, свойство со знаком неравенства.

Тема 5. Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой. 1 час

Рассмотреть примеры и иллюстрации решения.

Тема 6. Модуль и преобразование корней. 1 час

Понятие модуля находит применение при оперировании арифметическими корнями.

Тема 7. Модуль и иррациональные уравнения. 1 час

Использование модуля при решении иррационального уравнения.

Тема 8. Контрольная работа. 1 час



ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рабочая программа элективного курса позволяет обучающимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор обучения в старшей школе.

Степень новизны для обучающихся. Рабочая программа элективного курса включает новые знания, не содержащиеся в общеобразовательной программе.

Мотивирующий потенциал программы. Рабочая программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес к математике.

Научность содержания. В рабочую программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности обучающего.

Практическая направленность курса. Рабочая программа позволяет осуществить и сформировать практическую деятельность школьников в математике.

Степень контролируемости. Рабочая программа обладает достаточной для проведения контроля:

  • самостоятельного - подготовка докладов, выполнения презентаций;

  • конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Амелькин В.В. Задачи с параметрами. Минск 1996.

  2. Беляев Э.С. Уравнения и неравенства второй степени с параметрами и к ним сводимые: Пособие для учителей и учащихся. Воронеж,2000.

  3. Виленкин Н.Я. Функция в природе и технике. М.,1978.

  4. Вирченко Н.А. Графики функций. Справочник. Киев, 1981.

  5. Ершов Л.В. Построение графиков функций:Книга для учителя. М.,1994.

  6. Азевич А.И. двадцать уроков гармонии. Математика вшколе.М.1990.

  7. Васютинский Н. Золотая пропорция. М.1990.

  8. Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителей.М.,1968.

Дата по плану

Дата по

факту

К-во

часов

Тема занятия

Виды деятельности

учащихся

Уравнение второй степени с параметром 8 ч

1

Квадратные уравнения

1

Неполные квадратные уравнения

1

Теорема Виета

1

Знаки корней квадратного уравнения

1

Расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от параметра

1

Решение задач

1

Наименьшее и наибольшее значения квадратичной функции

1

Зачет

Презентация

Преобразование графиков элементарных функций 10 ч

1

Понятие функции и графика

Устный опрос

1

Построение графиков функций

Практикум

1

Преобразование графиков

1

Перенос вдоль оси абсцисс и ординат

Самостоятельная работа

1

Сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс и ординат

Самостоятельная работа

1

Действия над функциями

Математический диктант

1

Функции, содержащие операцию взятия модуля

Взаимопроверка

1

Суперпозиция функций

1

Обратная функция

1

Итоговая диагностика

Построение графиков в программе GeoGebra

Геометрия архитектурной гармонии 8ч

1

Символ бессмертия и золотая пропорция

Доклад

1

Прочность, польза, красота - формула архитектурного целого по Витрувию

Доклад

1

Об одном несложном строительном задании и величайшей математической задаче

1

Арки, купола, фасады и иррациональность

Лекция

1

Геометрия горящей свечи. Мерный «Вавилон» в Древней Руси

Доклад

1

Геометрия Храма

Доклад,

презентация

1

Решение задач. Построение с помощью линейки и циркуля.

Практикум

1

Решение задач с помощь программы GeoGebra

Творческая работа

Алгебра модуля 8ч

1

Определение модуля числа и его применение при решении уравнений

Лекция

1

Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль

Практикум

1

Решение неравенств вида ׀х׀Элективный курс математики в 9 классеа,

׀х׀Элективный курс математики в 9 классеа посредством равносильных переходов

1

Свойства модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств

1

Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой

1

Модуль и преобразование корней

1

Модуль и иррациональные уравнения

1

Итоговый урок





© 2010-2022