• Преподавателю
  • Математика
  • Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе."Классификация треугольников" Основной целью курса «Предметно практическая деятельность» является пропедевтика предмета геометрии, развитие эвристического мышления учащихся, развитие пространственного воображения, расширение представлений о геометрических фигурах и телах, обобщение имеющихся у них наглядно образных представлений об окружающих предметах. Данный курс знакомит учащихся с геометрическими фигурам...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе.



Тема: Классификация треугольников.

Цели:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме треугольники;

  • развивающие: формировать умение анализировать; обобщать, развивать математическое мышление; совершенствовать опыт индивидуальной и коллективной деятельности;

  • воспитательные: формировать навыки самоконтроля, самооценки и саморегуляции деятельности; воспитывать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

Коррекционные задачи:

  1. Закрепить умение работать по образцу; формировать элементы алгоритмической культуры.

  2. Способствовать развитию наблюдательности, умению сравнивать, делать выводы.

Оборудование. На столах у учащихся различные модели треугольников, подвижная каркасная модель, деревянная панель для построения фигур, карточки с заданиями, ножницы, линейки.

Подготовка к уроку. Выполнение творческого задания:

1.Придумать сказку, стихотворение, загадку о треугольнике.

2.Нарисовать сказочную карту страны «Треугольников» с планеты «Геометрических фигур».

Ход урока.

I. Организационный момент.


Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука-

Это математика!

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие. Помните, что в путешествие берут внимательных, аккуратных и дружных ребят. А путешествовать мы будем по стране «Треугольников» с планеты «Геометрических фигур», и рассмотрим при этом классификацию треугольников.


  1. Что такое классификация?

Классификация фигур или предметов - это разделение их по группам (по классам) так, чтобы каждый предмет попал только в какой-нибудь один класс.

С различными видами классификации мы встречаемся в нашей жизни очень часто. Например, в школе учеников разделяют по возрасту на классы: 1-ый, 2-ой, 3-ий класс и т.д. - это одна классификация всех учащихся школы, а можно всех учащихся разделить на две группы: мальчики и девочки - это другая классификация всех учеников школы.

Рассмотрим ещё один пример. Представьте, что вам нужно расставить книги в шкафу по полкам. Какие могут быть способы?

  1. По жанру: на одной полке «Детективы», на другой «Фантастика и приключения», на третьей «Исторические романы», на четвёртой - различного рода словари и справочники и т. д.;

  2. По высоте: на одну полку поставить самые высокие книги, а на вторую самые низкие и т. д.;

  3. По цвету корешков: на первую полку поставить книги с красными корешком, на вторую - с зелёным корешком, на третью - с синим корешком и т.д.;

  4. Без всякого порядка.

Приведите ещё пример какой-нибудь классификации книг, используя которую можно расставить книги по полкам (например, в библиотеке). Приведите также примеры классификаций, с которыми вы встречались на уроках русского языка и биологии.

III. Изучение нового материала.

Классификация треугольников.


Ребята, давайте рассмотрим треугольник. У вас на партах лежат наборы треугольников. Возьмите любой треугольник из набора. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы показывайте называемые мной элементы на своей модели.

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Трудное дело, которое нам сейчас предстоит выполнить, заключается в создании классификации треугольников.

Вопрос: Ребята, подумайте, как можно классифицировать треугольники?

Давайте рассмотрим первый случай зависимость от длины сторон.

В зависимости от того, как связаны между собой длины сторон какого-нибудь треугольника, их можно разделить на классы:

1. Разносторонние.

2. Равнобедренные делятся на равносторонние и неравносторонние.

Ребята, на доске весят листы с названием треугольников, выберете из своего набора треугольники и с помощью магнитов прикрепить их к соответствующей таблице.

Треугольники

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.

рОткрытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.азносторонние равнобедренные

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.

неравносторонние равносторонние

Рассмотрим ещё одну классификацию треугольников, в зависимости от видов углов этих треугольников, но сначала давайте вспомним, какие бывают углы? Показываем на каркасной модели:

  1. Прямой угол;

  2. Острый угол;

  3. Тупой угол;

  4. Развёрнутый угол.

Задание №1: ребята, а теперь давайте построим с помощью подвижной каркасной модели все эти углы.

Задание №2: ребята, постройте на панели с помощью резинок три вида треугольников: один треугольник с тупым углом, другой - с прямым углом, а третий - с острым.

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.

Задание №3: Теперь попробуем построить треугольник, в котором было бы два тупых (или два прямых, или два острых) угла. Работаем с подвижной каркасной моделью.

Начнём с первого случая. По одну сторону от прямой отложим два каких- нибудь тупых угла. Мы видим, что треугольник не получается, стороны построенных углов не пересекаются, так как неограниченно удаляются друг от друга. Значит, в треугольнике не может быть два (а тем более три) тупых угла.

Попробуем построить треугольник с двумя прямыми углами. И опять получается, что стороны построенных углов не пересекаются, значит, такой треугольник построить тоже нельзя.

А теперь попробуем построить треугольник, в котором одним угол - тупой, а другой - прямой. Получили, что такой треугольник тоже построить нельзя. Это значит, что нет треугольников, в которых только один угол острый.

Построим треугольник, в котором будет два острых угла. Его построить можно. Ребята, а каким может быть третий угол?

Демонстрация у доски с выдвижной моделью.

Итак, в треугольнике могут быть три или два острых угла.

Ребята, давайте составим классификацию треугольников по углам.

Виды треугольников, в зависимости от углов:

  • Остроугольные, если все углы острые

  • Тупоугольные, если есть тупой угол

  • Прямоугольные, если есть прямой угол


Ребята, сколько в треугольнике может быть тупых углов, прямых углов?

Мы составили новую классификацию треугольников: каждый треугольник обязательно попадёт в какой-нибудь класс (т.е. является прямоугольным, тупоугольным или остроугольным), но ни какой треугольник не попадает сразу в два класса.

Задание № 4: Дайте два названия треугольнику (треугольник выбирает учитель)

IV. Физкультминутка.

Раз, два, три треугольник рассмотри

Пять, шесть, семь - он теперь известен всем.

Раз, два, три - на вершины посмотри,

А на стороны с углами

Мы теперь похожи сами.

V. Практические задания: (на готовых моделях)

1.Разделите квадрат на два равных треугольника. Какие фигуры можно сложить из полученных треугольников?

2. Разрежьте треугольник по пунктирным линиям на три треугольника. Из полученных треугольников сложите квадрат.

3. Из треугольников сложите квадрат.

4Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.. Определите сколько на рисунке треугольников?

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.



Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.

Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.





Открытый урок предметно-практической деятельности (математика) в 5 классе. Классификация треугольников.



5. Игра «Флексагон». У каждого на парте лежит игрушка и заготовка. Домашнее задание сделать из заготовки игрушку.


V. Закрепление изученного материала:

1. Какой треугольник называется равносторонним?

2. Какой треугольник называется равнобедренным?

3. Какой треугольник называется остроугольным?

4. Какой треугольник называется тупоугольным?

5. Какой треугольник называется прямоугольным?


VI. Подведение итогов урока.

Вот и закончился наш урок. Что мы сегодня изучали? Проводится фронтальный обзор основных этапов урока. Спасибо вам, дети, за урок.

© 2010-2022