Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г.Рязани»

Сложение и вычитание алгебраических дробей

с одинаковыми знаменателями

план-конспект урока в 8 классе

2014-2015 уч. год




Е.А. Денисова,

учитель математики

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Рациональные дроби»;

- продолжить формирование умений и навыков сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями;

- научить складывать и вычитать рациональные дроби с противоположными знаменателями;

- развивать самостоятельность в мышлении и в учебной деятельности, формировать познавательный интерес;

- учить находить выход из проблемной ситуации;

- воспитывать сознательное отношение к труду.

Формируемые УУД:

- предметные: повторение теоретического материала по данной теме; формирование знаний и умений по изучаемому материалу, закрепление навыков сложения и вычитания рациональных дробей с противоположными знаменателями;

- личностные: формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению;

- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, выявление отклонений от эталона в своей работе, понимание причины ошибок;

- познавательные: умение заменять термины определениями, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- коммуникативные: регулирование собственной деятельности посредством речевых действий, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коррекционная составляющая урока:

- дробный способ подачи и усвоения информации;

- развитие зрительно-слухового внимания;

- автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.

Ожидаемый результат: в ходе урока происходит обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, что создаёт более целостную картину изученного, формирует умение в многообразии заданий находить рациональный, обоснованный способ решения.

Тип урока: закрепление знаний.

Принципы обучения:

- научности;

- системности и последовательности;

- наглядности;

- комфортности.

Методы обучения: проблемный, индивидуальный, фронтальный, групповой, словесно-наглядный.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование: портрет Р. Декарта, плакат с высказыванием, карточки для индивидуальной и коллективной работы учащихся; раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока и постановка целей и задач, формулировка темы урока.

3. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

4. Основной этап урока:

- закрепление знаний;

- минута отдыха;

- проблемная ситуация;

- физкультминутка;

- тестовые задания.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1) Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.

(Слайд 2) Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

II. Мотивация.

бралега(Слайд 3) - Отгадайте, какое записано слово?

ильчелтис

бродь

- Как вы думаете, с какими выражениями мы сегодня будем работать?

- Есть такая поговорка «Попасть в дробь», что означает попасть в тупик, трудное положение. Это объясняется тем, что долгое время действия с дробными числами, которые иногда называли "ломаными", считались по праву очень сложными. Но сейчас принято рассматривать не только числовые дроби.

- Какими дробями мы занимаемся на последних уроках?

Ответ учеников.

- Именно им мы и посвятим сегодняшний урок. Какие действия мы уже умеем выполнять с алгебраическими дробями?

Ответ учеников.

- Скажите, как же можно сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь, а затем ставят цели и формулируют задачи.

- Пусть девизом нашего урока станут слова известного философа и математика Рене Декарта «Для того, чтобы совершенствовать свой ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». Будем совершенствовать свой ум, будем рассуждать, думать, искать простые и красивые решения, узнавать что-то новое и в то же время закреплять свои прошлые знания. А ещё сегодня на уроке нам пригодятся (Слайд 4):

  • хорошее настроение;

  • уважение друг к другу;

  • знание материала;

  • желание открыть истину;

  • добросовестная работа;

  • осмысление произведённой деятельности.

III. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос (Слайд 5):


  • Какая дробь называется рациональной?

  • Когда рациональная дробь не имеет смысла?

  • Когда рациональная дробь равна нулю?

  • Сформулировать основное свойство рациональной дроби.

  • Что значит сократить дробь?

  • Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  • Сформулировать правило изменения знака перед дробью.

- Молодцы! Просто знать правило мало, надо уметь применять его на практике.

2. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

3. Устная работа.

(Слайд 7) - При каких значениях переменной дробь не имеет смысла?

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

(Слайд 8) - Найдите значения переменной, при которых дробь равна нулю.

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

(Слайд 9) - Верно ли выполнено сложение и вычитание рациональных дробей?

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

При верно выполненном задании учащиеся вытягивают руки вперёд, при неверно выполненном поднимают вверх.

(Слайд 10) - К каждой дроби найдите равную ей дробь.

А. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) Б. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) В. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

1. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 2. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 3. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

IV. Основной этап урока.

1. Закрепление знаний - самостоятельная работа по карточкам разного уровня сложности.

Карточка 1.1. Заполнить таблицу:

Дроби

Действия

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Сложение


Вычитание


Карточка 1.2. Заполнить таблицу:

Дроби

Действия

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Сложение


Вычитание


Карточка 1.3. Заполнить таблицу:

Дроби

Действия

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Сложение


Вычитание


(Слайд 11) Проверка по слайду, самооценка.

2. Минута отдыха.

Сообщения учащихся.

(Слайд 12)

  • Английский физик и математик Исаак Ньютон в своей книге « Всеобщая арифметика» ввел понятие дроби следующим образом: « Запись одной из двух величин под другой, ниже которой между ними проведена черта, обозначает частное или же величину, возникающую при делении верхней величины на нижнюю. Так,Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) означает величину, возникающую при делении 6 на 2, т.е. 3.

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)- есть величина, возникающая при делении а на b. Величины такого рода называют дробями».

(Слайд 13)

  • Лев Николаевич Толстой сравнивал дробь с человеком:

"Человек есть дробь. Числитель - это достоинства человека; знаменатель - это оценка человека самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о самом себе и этим уменьшением приблизится к совершенству".

3. Проблемная ситуация.

Письменная работа по учебнику № 61 (а, б), № 62 (д). 1 ученик - у доски, остальные - в тетрадях.

Задание. Сложить дроби:

Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)+ Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

Учащиеся сталкиваются с проблемой: знаменатели дробей неодинаковые.

- Какими выражениями являются знаменатели дробей?

- Можно ли их сделать одинаковыми?

Учащиеся приходят к выводу, что чтобы воспользоваться известным правилом сложения дробей с одинаковыми знаменателями, надо изменить знак перед второй дробью и знак знаменателя.

4. Физкультминутка.

Во всех делах умеренность нужна,

Пусть будет главным правилом она.

Гимнастикой займись, коль мыслил долго,

Болезни чтоб прогнать и сохранить здоровье.

Гимнастика не изнуряет тела,

Но очищает организм всецело!

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте - вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

5. Тестовые задания.

Карточка 2.


  • Выберите выражение, которое является суммой дробей Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) :

1. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 2. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 3. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 4. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)


  • Найдите разность дробей Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) и Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) .

1. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 2. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 3. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 4. 3


  • Упростите выражение Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) + Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) .

1. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 2. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 3. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс) 4. Конспект урока Сложение и вычитание алгебраических дробей (8 класс)

V. Домашнее задание. (Слайд 14)

1. Прочитать материал п.5.

2. Решить № 62 (б, г, е), 63.

3. Найти информацию о математиках, имена которых мы сегодня услышали (по желанию).

VI. Итог урока. (Слайд 15)

- Трудным ли для вас был материал урока?

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Работали ли вы на уроке в полную меру сил?

Учитель оценивает работу класса и выделяет наиболее активных.

VII. Рефлексия.

- В заключении я хочу рассказать вам такую притчу:

«Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горючим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: ʺА что ты делал целый день? ʺ И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: ʺА что ты делал целый день?ʺ, и тот ответил: ʺА я добросовестно выполнял свою работуʺ. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: ʺА я принимал участие в строительстве храма!ʺ

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

(Слайд 16) Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


© 2010-2022