- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему: «Сравнение, умножение, сложение и вычитание единиц времени» ( 3 класс)
Урок по математике на тему: «Сравнение, умножение, сложение и вычитание единиц времени» ( 3 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Н.Б. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мельникова Наталья Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №6 г. Воронежа
Тема урока:
«Сравнение, умножение, сложение и вычитание единиц времени»
Цель: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Задачи:
1)Деятельностная: формирование способности к сравнению, умножению, сложению и вычитанию единиц времени.
2)Воспитательные:
-
Формирование системы ценностей, направленных на максимальный личностный вклад в коллективное взаимодействие.
-
Воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
-
Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности.
-
Воспитание уверенности в своих силах.
3) Образовательные:
-
Продолжение работы над сравнением, умножением, сложением и вычитанием единиц времени на основе построенной таблицы мер, отработка более сложных случаев, требующих прочного знания таблицы мер времени, выполнения всех арифметических действий, перехода через разряд при сложении и вычитании.
-
Закрепление умения выполнять проверку решения уравнений
-
Решение текстовых задач с именованными числами.
4) Развивающая:
-
Способствовать развитию многообразия психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи.
1.Самоопределение к учебной деятельности:
ЦЕЛЬ:
-
мотивировать учащихся к деятельности через ситуацию, отражающую личный опыт детей;
-
определить содержательные рамки урока: единицы времени, соотношения между ними.
У меня сегодня отличное настроение и очень радостный день, потому что мы будем общаться с вами целый урок. А какой урок у вас по расписанию? (Математика)
Математика сложна,
Но скажу с почтением,
Математика нужна
Всем без исключения!
В рамках жизненных ситуаций вам приходится использовать знания по математике?
А теперь скажите, какую тему вы изучали на предыдущем уроке? («Часы»)
Девиз нашего урока: Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой своей дорожи!
Как вы понимаете смысл пословицы?(Работать с душой, беречь время)
2. Актуализация знаний:
ЦЕЛЬ:
-
актуализировать знания о времени и соотношениях между единицами измерения времени;
-
тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
-
зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее сложность случаев перехода от одних единиц времени к другим.
Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя».
Что слышится в этом слове? Повторите несколько раз «вертемя», «вертемя». Ясно слышится и «время» и «вертеть».
А как в природе заметно, что «вертится» время? А как еще говорят о движении времени «время идет, бежит, стоит, летит». И наш урок пролетит незаметно, если вам будет интересно.
А теперь внимание,
Слушайте задание!
Время не может замедлить свой бег,
Сто лет пробежит - и закончится …(век).
Именно с одного века начинается «Таблица мер времени», которую мы сейчас заполним, учитывая соотношение между единицами времени.
-
век - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1. (1 век - 1 год - 1 месяц - 1 сутки - 1 час - 1 минута - 1 секунда)
Эта таблица будет верным помощником на уроке. Используя знания таблицы, сравните (задание №3 с.63).
1 век…360 лет 1 сут. 20 ч….120 ч
1 год…360 сут. 4 мин 2 с…42с
1 мес. 7 сут….27 сут. 3 ч 5 мин…35 мин
Все согласны?(сигнальные карточки, обратная связь)
Что нам помогло выполнить задание?(знание Таблицы единиц времени).
(Соотношения между единицами времени не являются десятичными. При переходе к новым единицам времени мы делим или умножаем не на 10, 100, 1000 и т.д., как обычно, а на 24, 60 и т.д.)
-
Постановка проблемы:
ЦЕЛЬ:
-
Организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднений - более сложный случай преобразования единиц времени;
-
Согласовать и зафиксировать цель и тему.
А пригодятся эти знания
Для выполнения задания.
Каждой группе выдаётся лист с заданием:
3 сут. 12 ч 45 мин = … мин
Мы работали коллективно, теперь мы поработаем в группах и самостоятельно. Перед вами часы, какие они?(песочные) Они отсчитают время выполнения задания. Поработайте в группах и совместно преобразуйте именованные числа. (3 мин)
Открою маленький секрет:
Задание то же, а ответ?
И так, какие у вас получились ответы?
Почему задание вызвало затруднение? (не преобразовывали такие сложные случаи). Именно сегодня мы поработаем над преобразованием подобных именованных чисел.
Какие операции (или арифметические действия ) вам потребовались для преобразования? (сложение, умножение). Какая операция обратная сложению? (вычитание). Так какие операции можно осуществлять с именованными числами? О чём же мы будем говорить на уроке? Уточните тему урока. «Сложение, вычитание, умножение, сравнение единиц времени».
4. Проектирование и фиксация нового знания.
ЦЕЛЬ:
-
Сформировать представление о переходе от одних единиц времени к другим, о сравнении, сложении, вычитании, умножении единиц времени;
-
Зафиксировать новый способ действия в речи и знаково.
Исследование: Какие преобразования с именованными числами по теме «Время» выполняли в группах? (сутки - часы; часы - минуты)
А такие сложные случаи встречались вам ранее?.
Критика: Как вы думаете, в какой последовательности можно преобразовывать именованные числа? Лучше по порядку, от больших к меньшим единицам измерения, есть варианты.
На что надо умножать или делить при переходе к новым единицам времени?
5.Первичное закрепление.
ЦЕЛЬ: зафиксировать во внешней речи способ перевода одних единиц времени в другие.
Для закрепления материала выполним №2 (с.63) 1 «столбик» с проговариванием. Будьте внимательны, потому что подобная работа ждёт нас дома. Как действовали?
2 сут.15 ч =….ч
5ч38мин=.....мин
2мин8с=…….с
6.Самоконтроль и самопроверка по эталону.
ЦЕЛЬ:
-
Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
-
Проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение преобразовывать единицы времени.
Алогично выполните №2 (с.63) 2 «столбик», но уже самостоятельно.
7сут.3ч=…ч
8ч7мин=…мин
6мин24с=…с
Сверьте выполнение задания по образцу.(зеркальная проверка) Повторите, на что нужно делить или умножать при переходе к новым единицам времени. Чья деятельность оказалась успешной? Я желаю вам новых успехов на следующих этапах урока.
ВНИМАНИЕ: №2 3-«столбик» на дом.
При этом вы можете самостоятельно составить 3 подобных задания, зашифровав название реки, которая протекает через г. Воронеж, расположив ответы в порядке возрастания.
Если кто-то испытает затруднения, обратитесь к разъяснениям в учебнике на с.62.
ФИЗМИНУТКА: Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Убегайте, мыши, вон!
7.Включение в систему знаний и повторение.
ЦЕЛЬ:
-
Тренировать способность к сложению. Вычитанию, умножению и сравнению единиц времени;
-
Тренировать способность к решению задач с именованными числами.
Полученные знания мы используем для выполнения действий в выражениях №4 с.63
5ч28мин-2ч16мин
4ч53мин+1ч45мин
1ч21мин48с:4
Что объединяет эти выражения? (Действия с именованными числами). У доски с комментированием, остальные в тетрадях выполняем первую строчку. Для правильного выполнения задания на что мы должны обратить внимание?(знание таблицы мер времени) Потребуется ли преобразование в первом выражении? Как выполнить вычитание?
Что интересного заметили во втором выражении? Обратите внимание на оформление.(выполняем в столбик)
Сможем ли сразу 1 ч 21 мин 48 с разделить на 4? Что требуется сначала?
Оставшиеся выражения переходят на дом.
Итак, что надо знать при переходе от одних единиц времени к другим? Всегда ли при выполнении арифметических действий требуется преобразование именованных чисел? От чего это зависит?
Действия с именованными числами выполняются не только при вычислении значений выражений, но и при решении задач. Мы удостоверимся в этом, решив №6 с.63(Обратить внимание, что значит 4 ч 10 мин дня).
Соревнования по теннису закончились в 4 часа 10 мин дня.В котором часу они начались, если длились 5ч 40 мин?
Итак, с какими числами мы работали? Какие операции можно осуществлять с именованными числами? На сколько умножают или делят при переходе к новым единицам времени?
Итак, мы решали примеры и задачи благодаря знанию чего?(таблицы мер времени) А сейчас мы приоткроем завесу к теме следующего урока («Переменная»). В этом нам поможет №11 с.64.
X*80=640
4200:X=6
X:50=500
Назовите неизвестные компоненты в каждом уравнении. Как найти? Решите по рядам самостоятельно. (Самопроверка по образцу). Что-то вызвало затруднения? Отличных успехов я вам желаю и в освоении следующей темы.
8. Рефлексия деятельности.
ЦЕЛЬ:
-
Зафиксировать достижение поставленных целей;
-
Оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;
-
Обсудить домашнее задание.
Минуты нашего урока истекают. Не даром говорят: «Не дорого начало, а похвален конец». Вспомните, с какой проблемой вы столкнулись в начале урока? Что мы делали для усвоения темы? Где может пригодиться новое знание?
Вспомните девиз урока. Перед вами сердце, которое покажет наши успехи.:
-
красное сердечко- вам многое удалось и вы смогли справиться с трудностями;
-
розовое сердечко - вы испытывали затруднения ,но смогли найти правильное решение;
-
фиолетовое сердечко - вы расстроены, у вас не всё получилось. Но я желаю всем успехов!
Посмотрите, как ярко горит наше сердце. Значит мы действительно работали с душой.
Я желаю вам много добра и в подарок от своих ребят и от себя лично оставляю каждому из вас свиток с познавательными заданиями по теме: «Единицы времени». В свободную минутку попробуйте выполнить все задания. Удачи! (Свитки вручаются под песню о добре).
Разминка с часами
-
Сколько времени будет отсутствовать дома человек, вышедший из дома в полдень, а вернувшийся в полночь?
-
Какая цифра на циферблате механических часов противоположна двойке?
-
Если минутная стрелка часов передвинулась на прямой угол, то, сколько прошло времени? А если то же самое сделала часовая?
-
Сумма двух рядом стоящих цифр на циферблате механических часов равна 21. Какие это цифры?
-
Сумма двух противоположных цифр равна 12. Назовите эти цифры.
-
Сумма двух рядом расположенных на циферблате цифр равна 7. Что это за цифры?
-
Как называются Кремлёвские часы?
-
Через 60 минут после полуночи?
-
Сейчас 20 часов ровно. Меняем часовую и минутную стрелки местами. Который сейчас час?
-
Когда сутки короче - летом или зимой?
Список используемой литературы
1.Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособи для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития» 1997
2.Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
3.Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов педвузов и колледжей, слушателей ИПК. - Ростов - н/Д: Изд. «Учитель», 2006.
4.Открытые уроки в начальной школе, проведенные в рамках конкурса «Учитель года - 2006» ЮАО г. Москва/ Сост. Е.С. Гостинская. - М.: 5 за знания, 2006.
5.Петерсон Л.Г.Математика,3 кл.Ч.2-М.:Издательство «Ювента»,2005
6.Погарский М. Королевство минуток. - М.: Вечерняя Москва. 1993
7.Сценарии уроков к учебнику « Математика 3 кл.». Авторы: С.И. Сабельникова, А.А. Санина, Л.В. Селькина, Н.П. Холина и др. Под ред. Л.Г.Петерсон. - М.: УМЦ - « Школа 2000…», 2005.