Урок по математике на тему: «Сравнение, умножение, сложение и вычитание единиц времени» ( 3 класс)

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мельникова Наталья Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №6 г. Воронежа

Тема урока:

«Сравнение, умножение, сложение и вычитание единиц времени»

Цель: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Задачи:

1)Деятельностная: формирование способности к сравнению, умножению, сложению и вычитанию единиц времени.

2)Воспитательные:

  • Формирование системы ценностей, направленных на максимальный личностный вклад в коллективное взаимодействие.

  • Воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

  • Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности.

  • Воспитание уверенности в своих силах.

3) Образовательные:

  • Продолжение работы над сравнением, умножением, сложением и вычитанием единиц времени на основе построенной таблицы мер, отработка более сложных случаев, требующих прочного знания таблицы мер времени, выполнения всех арифметических действий, перехода через разряд при сложении и вычитании.

  • Закрепление умения выполнять проверку решения уравнений

  • Решение текстовых задач с именованными числами.

4) Развивающая:

  • Способствовать развитию многообразия психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи.

1.Самоопределение к учебной деятельности:

ЦЕЛЬ:

  1. мотивировать учащихся к деятельности через ситуацию, отражающую личный опыт детей;

  2. определить содержательные рамки урока: единицы времени, соотношения между ними.

У меня сегодня отличное настроение и очень радостный день, потому что мы будем общаться с вами целый урок. А какой урок у вас по расписанию? (Математика)

Математика сложна,

Но скажу с почтением,

Математика нужна

Всем без исключения!

В рамках жизненных ситуаций вам приходится использовать знания по математике?

А теперь скажите, какую тему вы изучали на предыдущем уроке? («Часы»)

Девиз нашего урока: Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой своей дорожи!

Как вы понимаете смысл пословицы?(Работать с душой, беречь время)

2. Актуализация знаний:

ЦЕЛЬ:

  1. актуализировать знания о времени и соотношениях между единицами измерения времени;

  2. тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

  3. зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее сложность случаев перехода от одних единиц времени к другим.

Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя».

Что слышится в этом слове? Повторите несколько раз «вертемя», «вертемя». Ясно слышится и «время» и «вертеть».

А как в природе заметно, что «вертится» время? А как еще говорят о движении времени «время идет, бежит, стоит, летит». И наш урок пролетит незаметно, если вам будет интересно.

А теперь внимание,

Слушайте задание!

Время не может замедлить свой бег,

Сто лет пробежит - и закончится …(век).

Именно с одного века начинается «Таблица мер времени», которую мы сейчас заполним, учитывая соотношение между единицами времени.

  1. век - 1 - 1 - 1 - 1 - 1 - 1. (1 век - 1 год - 1 месяц - 1 сутки - 1 час - 1 минута - 1 секунда)

Эта таблица будет верным помощником на уроке. Используя знания таблицы, сравните (задание №3 с.63).

1 век…360 лет 1 сут. 20 ч….120 ч

1 год…360 сут. 4 мин 2 с…42с

1 мес. 7 сут….27 сут. 3 ч 5 мин…35 мин

Все согласны?(сигнальные карточки, обратная связь)

Что нам помогло выполнить задание?(знание Таблицы единиц времени).

(Соотношения между единицами времени не являются десятичными. При переходе к новым единицам времени мы делим или умножаем не на 10, 100, 1000 и т.д., как обычно, а на 24, 60 и т.д.)

  1. Постановка проблемы:

ЦЕЛЬ:

  1. Организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднений - более сложный случай преобразования единиц времени;

  2. Согласовать и зафиксировать цель и тему.

А пригодятся эти знания

Для выполнения задания.

Каждой группе выдаётся лист с заданием:

3 сут. 12 ч 45 мин = … мин

Мы работали коллективно, теперь мы поработаем в группах и самостоятельно. Перед вами часы, какие они?(песочные) Они отсчитают время выполнения задания. Поработайте в группах и совместно преобразуйте именованные числа. (3 мин)

Открою маленький секрет:

Задание то же, а ответ?

И так, какие у вас получились ответы?

Почему задание вызвало затруднение? (не преобразовывали такие сложные случаи). Именно сегодня мы поработаем над преобразованием подобных именованных чисел.

Какие операции (или арифметические действия ) вам потребовались для преобразования? (сложение, умножение). Какая операция обратная сложению? (вычитание). Так какие операции можно осуществлять с именованными числами? О чём же мы будем говорить на уроке? Уточните тему урока. «Сложение, вычитание, умножение, сравнение единиц времени».

4. Проектирование и фиксация нового знания.

ЦЕЛЬ:

  1. Сформировать представление о переходе от одних единиц времени к другим, о сравнении, сложении, вычитании, умножении единиц времени;

  2. Зафиксировать новый способ действия в речи и знаково.

Исследование: Какие преобразования с именованными числами по теме «Время» выполняли в группах? (сутки - часы; часы - минуты)

А такие сложные случаи встречались вам ранее?.

Критика: Как вы думаете, в какой последовательности можно преобразовывать именованные числа? Лучше по порядку, от больших к меньшим единицам измерения, есть варианты.

На что надо умножать или делить при переходе к новым единицам времени?

5.Первичное закрепление.

ЦЕЛЬ: зафиксировать во внешней речи способ перевода одних единиц времени в другие.

Для закрепления материала выполним №2 (с.63) 1 «столбик» с проговариванием. Будьте внимательны, потому что подобная работа ждёт нас дома. Как действовали?

2 сут.15 ч =….ч

5ч38мин=.....мин

2мин8с=…….с

6.Самоконтроль и самопроверка по эталону.

ЦЕЛЬ:

  1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

  2. Проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение преобразовывать единицы времени.

Алогично выполните №2 (с.63) 2 «столбик», но уже самостоятельно.

7сут.3ч=…ч

8ч7мин=…мин

6мин24с=…с

Сверьте выполнение задания по образцу.(зеркальная проверка) Повторите, на что нужно делить или умножать при переходе к новым единицам времени. Чья деятельность оказалась успешной? Я желаю вам новых успехов на следующих этапах урока.

ВНИМАНИЕ: №2 3-«столбик» на дом.

При этом вы можете самостоятельно составить 3 подобных задания, зашифровав название реки, которая протекает через г. Воронеж, расположив ответы в порядке возрастания.

Если кто-то испытает затруднения, обратитесь к разъяснениям в учебнике на с.62.

ФИЗМИНУТКА: Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-

Убегайте, мыши, вон!

7.Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛЬ:

  1. Тренировать способность к сложению. Вычитанию, умножению и сравнению единиц времени;

  2. Тренировать способность к решению задач с именованными числами.

Полученные знания мы используем для выполнения действий в выражениях №4 с.63

5ч28мин-2ч16мин

4ч53мин+1ч45мин

1ч21мин48с:4

Что объединяет эти выражения? (Действия с именованными числами). У доски с комментированием, остальные в тетрадях выполняем первую строчку. Для правильного выполнения задания на что мы должны обратить внимание?(знание таблицы мер времени) Потребуется ли преобразование в первом выражении? Как выполнить вычитание?

Что интересного заметили во втором выражении? Обратите внимание на оформление.(выполняем в столбик)

Сможем ли сразу 1 ч 21 мин 48 с разделить на 4? Что требуется сначала?

Оставшиеся выражения переходят на дом.

Итак, что надо знать при переходе от одних единиц времени к другим? Всегда ли при выполнении арифметических действий требуется преобразование именованных чисел? От чего это зависит?

Действия с именованными числами выполняются не только при вычислении значений выражений, но и при решении задач. Мы удостоверимся в этом, решив №6 с.63(Обратить внимание, что значит 4 ч 10 мин дня).

Соревнования по теннису закончились в 4 часа 10 мин дня.В котором часу они начались, если длились 5ч 40 мин?

Итак, с какими числами мы работали? Какие операции можно осуществлять с именованными числами? На сколько умножают или делят при переходе к новым единицам времени?

Итак, мы решали примеры и задачи благодаря знанию чего?(таблицы мер времени) А сейчас мы приоткроем завесу к теме следующего урока («Переменная»). В этом нам поможет №11 с.64.

X*80=640

4200:X=6

X:50=500

Назовите неизвестные компоненты в каждом уравнении. Как найти? Решите по рядам самостоятельно. (Самопроверка по образцу). Что-то вызвало затруднения? Отличных успехов я вам желаю и в освоении следующей темы.

8. Рефлексия деятельности.

ЦЕЛЬ:

  1. Зафиксировать достижение поставленных целей;

  2. Оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;

  3. Обсудить домашнее задание.

Минуты нашего урока истекают. Не даром говорят: «Не дорого начало, а похвален конец». Вспомните, с какой проблемой вы столкнулись в начале урока? Что мы делали для усвоения темы? Где может пригодиться новое знание?

Вспомните девиз урока. Перед вами сердце, которое покажет наши успехи.:

  • красное сердечко- вам многое удалось и вы смогли справиться с трудностями;

  • розовое сердечко - вы испытывали затруднения ,но смогли найти правильное решение;

  • фиолетовое сердечко - вы расстроены, у вас не всё получилось. Но я желаю всем успехов!

Посмотрите, как ярко горит наше сердце. Значит мы действительно работали с душой.

Я желаю вам много добра и в подарок от своих ребят и от себя лично оставляю каждому из вас свиток с познавательными заданиями по теме: «Единицы времени». В свободную минутку попробуйте выполнить все задания. Удачи! (Свитки вручаются под песню о добре).

Разминка с часами


  1. Сколько времени будет отсутствовать дома человек, вышедший из дома в полдень, а вернувшийся в полночь?

  2. Какая цифра на циферблате механических часов противоположна двойке?

  3. Если минутная стрелка часов передвинулась на прямой угол, то, сколько прошло времени? А если то же самое сделала часовая?

  4. Сумма двух рядом стоящих цифр на циферблате механических часов равна 21. Какие это цифры?

  5. Сумма двух противоположных цифр равна 12. Назовите эти цифры.

  6. Сумма двух рядом расположенных на циферблате цифр равна 7. Что это за цифры?

  7. Как называются Кремлёвские часы?

  8. Через 60 минут после полуночи?

  9. Сейчас 20 часов ровно. Меняем часовую и минутную стрелки местами. Который сейчас час?

  10. Когда сутки короче - летом или зимой?


Список используемой литературы

1.Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособи для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития» 1997

2.Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

3.Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов педвузов и колледжей, слушателей ИПК. - Ростов - н/Д: Изд. «Учитель», 2006.

4.Открытые уроки в начальной школе, проведенные в рамках конкурса «Учитель года - 2006» ЮАО г. Москва/ Сост. Е.С. Гостинская. - М.: 5 за знания, 2006.

5.Петерсон Л.Г.Математика,3 кл.Ч.2-М.:Издательство «Ювента»,2005

6.Погарский М. Королевство минуток. - М.: Вечерняя Москва. 1993

7.Сценарии уроков к учебнику « Математика 3 кл.». Авторы: С.И. Сабельникова, А.А. Санина, Л.В. Селькина, Н.П. Холина и др. Под ред. Л.Г.Петерсон. - М.: УМЦ - « Школа 2000…», 2005.


© 2010-2022