Урок по математике Буквенные выражения

Раздел Математика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор материала:Толебаева Жаслана Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Чаган-Узунская СОШ им. П.И.Оськиной»

Математика . 2 класс. Программа «Школа России» учебник М.И. Моро.

Технологическая карта урока «Буквенные выражения».

Цель: создать условия для формирования знания о буквенных выражениях.

Личностные результаты: смыслообразование, формирование границ собственного знания и «незнания», развитие познавательных интересов, учебных мотивов , самоопределение: формирование адекватной позитивной самооценки, самопринятие.

морально-этическая ориентация: толерантность, умение общаться в группе, выслушивать чужое мнение, выстраивать и вести конструктивный диалог, осуществление взаимоконтроля, самоконтроля, взаимопомощи.

УУД (метапредметные): РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

  • Принятие и сохранение учебной задачи

  • Адекватное восприятие оценки учителя

  • Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • Внесение необходимых корректив в действие после его завершения

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

  • Знаково-символические: кодирование, декодирование, моделирование

  • Логические (анализ объекта, синтез и классификация, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения)

  • Постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • Построение речевых высказываний для регуляции своих действий и действий партнёра (-ов)

  • Учёт разных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве

  • Понимание возможности различных позиций людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • Формулирование собственного мнения, позиции

Работа с использованием различных форм взаимодействия (группа, мини-группа, коллектив)

Предметные результаты: осознанная необходимость введения и использования переменной в буквенном выражении, кодирование и декодирование математических записей - подготовительный этап к решению уравнений, основанном на взаимосвязи компонентов и результата арифметических действий

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ресурсы: доска, экран, проектор, конверты с заданиями, листы бумаги и маркеры для работы на местах; тетрадь, учебник.

Структура урока

Этап урока

Ход урока

Орг. момент.

Рады слышать мы звонок.

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Проверим готовность к уроку

Мин чистописания

Сегодня у нас в гостях цифры:

  • посмотрите внимательно, красиво запишите цифру 3;

  • посмотрите, запишите в соседней клетке цифру 5

  • аналогично работаем со следующей цифрой

  • Какое число получилось? Диктовка по цепочке; … ряд.. (называем разрядный состав числа, комбинаторика… - н-р в числе 358 - 3 сотни, 5 десятков, 8 единиц, в числе 853….)

Актуализация

Сейчас я предлагаю вам провести небольшое соревнование: нужно найти значения выражений, записанных на листе, выполнив вычисления и записав свой результат, быстро передать листок «по цепочке».

Закончив свой этап работы, внимательно посмотрите на экран:

  • Устный счёт (3 группы) по 3 выр-я - наблюдение за взаимосвязью компонентов и результатов…по цепочке

7+5 9+6 15-6

8+5 9+5 15-7

9+5 9+4 15-8

  • Что интересного увидели в выражениях первой группы? (изменялось - увеличивалось 1 слагаемое, что должно произойти с результатом?) Назовите следующее выражение, которое могло быть записанным в этом столбике.

  • Что интересного увидели в выражениях второй группы? (уменьшалось второе слагаемое - вывод: сумма должна тоже уменьшиться)

  • Что интересного увидели в выражениях третьей группы? (вычитаемое увеличивалось, значит, значение разности должно уменьшиться, потому что «чем больше берём, тем меньше остаётся»)

  • Контролёры сверяют результаты своей группы с ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась с заданием….

Постановка проблемы:

  • Посмотрите на доску:

143+82

143+83

143+84

143+85

143+86

………………..

  • Что записано? (числ. выр-я) Дайте определение числового выр-я - математическая запись, состоящая из чисел, знаков арифметических действий и (иногда) скобок

  • Кто может назвать и записать следующее числовое выражение? (один реб-к записывает на доске)

- почему именно это выражение? - (второе слагаемое увеличивается на 1).

  • А следующее выражение?

  • Сколько таких выражений с постепенным увеличением второго слагаемого мы можем составить? (очень много)

А сколько времени нам для этого потребуется? (предполагаемый ответ - много)

Это удобно? (предполагаемый ответ - нет)

- Что нам нужно сделать? (найти более удобный короткий способ записи выражений, в котором меняет значение один из компонентов)

Моделирование:


  • У вас на парте лежит полоска бумаги - ПОПРОБУЙТЕ С СОСЕДОМ по парте ПРИДУМАТЬ КАКОЕ-ТО СВОЁ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ЧИСЛА, запишите получившееся выражение

  • ПРОЙТИ ПО КЛАССУ (чтобы отследить повторы, помочь в случае затруднения…) на доску ребята выставляют получившиеся модели (чем больше - тем интереснее)

  • Посмотрите, сколько разных обозначений для числа, которое меняется, вы предложили. Это и…., и…, и… Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть

Физминутка подвижная

  • Музыкальный фрагмент, дежурные проводят физминутку. (Обеспечить режим проветривания или поступления свежего воздуха)

Введение нового материала:

.



Работа с учебником



  • Но у нас опять получилось много вариантов решения поставленной задачи. Как быть? (предполагаемый ответ - выбрать ОДИН способ записи)

  • У нас урок математики, и, наверное, не совсем правильным было бы использование в записи…, (если предложены звёздочки, цветочки, сердечки….), поэтому математики договорились, что число, которое в выражении будет изменяться, будут обозначать строчной буквой латинского алфавита.

  • Называем буквы (УКАЗКА,..со слайда) хоровое чтение; на доске пары: печатные и письменные буквы латинского алфавита для сравнения (до этого времени запись была скрыта от глаз учащихся - за доской или закрыта листом бумаги)

  • 8+а 9+b с-5

  • Прочитайте эти выражения разными способами. Что обозначают буквы а, b и с? ( числа, которые изменяются)

  • Дополнительный вопрос: какие значения может принимать число С? (все, которые больше 4), НЕ МОЖЕТ??? (от 0 до 5 - пока мы не сумеем сосчитать значения таких выражений)

  • Составьте несколько числовых выражений, подставив вместо «с» свои значения, найдите значение выражения.

(три варианта с записью на доске)

  • Как бы вы назвали такие выражения с буквами? (Буквенные)

  • Дайте определение буквенного выражения (пытаются дать самостоятельную формулировку)

  • Откройте учебник на с. 76; найдите и зачитайте определение буквенного выражения (для сравнения самостоятельно данного определения и формулировки учебника)

Практическая работа


  • на доске 2 столбика числовых выражений

80 +15 90 - 10

80+16 90 - 15

80+24 90 - 29

….. ……

  • Какой компонент меняется? (второе слагаемое)

  • Отступите 2 кл. вниз; Продиктуйте выражение, заменив изменяющееся слагаемое буквой; ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ НА ДОСКЕ учителем (обратить ещё раз внимание на различие написания письменной и печатной буквы)

  • Какой компонент меняется? (уменьшаемое) Представьте эту запись в виде буквенного выражения (работает ребёнок)

80+а 90-х (с записью в тетради и на доске)

ФИЗМИНУТКА д/глаз

Упражнения показывает учитель (либо использование схемы)

Работа с практической задачей


  • Поднимите руки те, кто уже совершал в магазине самостоятельные покупки. Представьте, пожалуйста, следующую ситуацию:

Мама попросила Марину ежедневно заходить в магазин, чтобы покупать домой необходимые продукты. Каждый день девочке оставляли 50 рублей. Скажите, ЧТО может купить Марина на предложенную сумму?

….

  • Что, помимо покупок, должна принести домой Марина? (сдачу)

  • Используя опорные слова, составьте задачу, учитывая, что Марина купила хлеб.

У Марины было 50 рублей. Она истратила на покупку хлеба 17 рублей. Сколько денег осталось у Марины?

  • Определите вид задачи. (на нахождение остатка) Решите задачу. Кто первым запишет решение и ответ задачи, выходит к доске и записывает получившееся решение. Поднимите руку, кто согласен с этим решением… (Какая запись получилась у тебя - если другое решение)

  • Посмотрите на слайд, составьте похожую задачу (кто-то про покупку молока, бананов).

  • Что из продуктов могла купить Марина на свои 50 рублей? запишите решение своей задачи. (задача по выбору)

(Пройдя по рядам, выбрать нужный вариант записи, например: «50-35» - что купила Марина… а у тебя какую покупку совершила Марина ? Продиктуй решение своей задачи

(ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДИКТОВКУ УЧЕНИКА либо сам ребёнок записывает решение) 50-35=15(р.)
Устно назови ответ

ПОДНИМИТЕ РУКУ, У КОГО ТАКОЕ ЖЕ РЕШЕНИЕ.

  • У КОГО ПОЛУЧИЛАСЬ ДРУГАЯ ЗАДАЧА? Продиктуйте своё решение. (ЗАПИСЫВАЮ ПОД ДИКТОВКУ) 50-48

ЧТО КУПИЛА МАРИНА? Сколько денег у неё осталось? (назвали ответ) Поднимите руку, у кого получилось такое же решение.

Почему Марина не купила конфеты? (потому что не хватило денег.)

  • Посмотрите, какие выражения у нас получились:

50-17

50-35

50-48

  • Какой компонент меняется? Что будет происходить с разностью?

  • Составьте буквенное выражение. (30сек) Поменяйтесь, проверьте, согласны ли вы с работой своего соседа? (на полях поставьте плюс, если согласны или минус); верните тетради друг другу.

Итог урока


  • Итак, подведём итог: Что нового узнали? (предполагаемые ответы - определение буквенного выражения, узнали некоторые буквы лат. алфавита, читали и составляли буквенные выражения…)

Домашнее задание

(страницы и номера указаны на слайде)

  • Дома вы найдёте значение буквенного выражения, подставив данное значение, и решите задачу, схожую с той, что мы решали в классе. Задание запишем позже, а сейчас

Рефлексия

Я предлагаю вам поиграть: у вас в конвертах даны выражения; необходимо распределить их в 2 группы; работаем в парах, а я посмотрю, какая пара работает слаженно и быстро.

  • По какому принципу вы распределили записи - буквенные и числовые

  • А какие ещё варианты распределения получились? (по знакам арифметических действий «плюс-минус», действиям - сложение-вычитание)

  • Назовите буквенные выражения

  • Все ли карточки вы использовали?

3+Х=16 - карточка не использована, т.к. это равенство… поэтому убираем в шкатулочку… (все вопросы, примеры, задания, с которыми мы на сегодняшний день не знаем как справиться, убираются нами в шкатулку, которая в дальнейшем помогает нам в работе - в открытии новых знаний)

Оценивание

Сегодня на уроке моими активными помощниками были… …. и … (идёт выставление отметок в журнал)

Конец урока

Урок окончен. Спасибо за работу.



© 2010-2022