Дидактический театр Великие открытия Пифагора

Современное образование предполагает использование новых педагогических технологий, применение которых способствует формированию личности, максимально приспособленной к проживанию в современном обществе.При подготовке школьники и педагог собирают информацию, пишут сценарий, подбирают костюмы, организуют репетиции. В ходе деятельности у школьников открываются совершенно неожиданные таланты и задача педагога состоит в том, чтобы направить направить на полезную деятельность личные качества ученика....
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

почте. Перед тем как переслать статью, скопируйте эту форму её и отошлите нам вместе со статьёй по электронному или почтовому адресу. Авторам в начал Титульный лист

  1. Номинация « Дидактические игры».

  2. Тема « Великие открытия Пифагора»

3.Конкурсант Полякова Лариса Николаевна.







Дидактический театр и математика.

Создание дидактического театра в процессе преподавания математики является одним из важных средств интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников, в ходе которой реализуются не только образовательные, но и воспитательные функции образования. Интегрированный урок - хорошая находка для творчески работающего педагога, использование таких уроков открывает широкие возможности для развития качеств личности. В ходе реализации задач интеграции учебной и внеучебной деятельности, педагог может проводить урок, используя нестандартные формы преподавания. Большие возможности в данном направлении открывает одна из педагогических технологий - дидактический театр. Возможно написать сценарий вместе со школьниками, а затем поставить театрализованное представление, где в ходе совместной деятельности педагога и детей реализуются поставленные задачи. Такой вариант является авторским и способствует развитию творческих способностей учащихся. Применение данной технологии является очень продуктивным действием в организации учебно-воспитательного процесса. При подготовке дидактического спектакля педагогу следует обратить внимание на основные моменты, которые связаны с организационным процессом.

  1. Выбор темы.

  2. Написание сценария.

  3. Распределение ролей.

  4. Оформление.

  5. Репетиции.

  6. Постановка.

  7. Анализ.

При создании сценария спектакля необходимо выбирать сюжет, в основе которого лежит загадка, тайна. И школьникам в процессе работы по реализации постановки предстоит совместно с педагогом найти решение, предложить свои способы для выяснения загадки. Для учителя большое значение имеет процесс организации и постановки спектакля. Чем больше школьников проявляет интерес, тем большую ценность для педагога представляет функционирование дидактического театра. В этот плодотворный период возникают наилучшие условия для развития мыслительного процесса, расширения кругозора, углубления знаний, формирования новых навыков. Школьникам нужно переработать большой объем информации, применить полученные знания, узнать мнение специалистов. Вся эта деятельность способствует сплочению коллектива, позволяет выражать свое мнение, выслушивать точку зрения других участников и находить правильное решение. Координатором всех этих действий является педагог, роль которого очень велика. Постановка спектакля требует не только хорошей организации, но и наличия знаний в предметной области. Спектакль является зрелищным событием, на него надо пригласить родителей, учащихся из других классов, школы. Такая ситуация создает непередаваемую атмосферу и напоминает обстановку в настоящем театре перед премьерой. Созданное настроение воодушевляет школьников, которые видят свою деятельность в новом качестве. Постановка спектакля - важное событие в жизни учащихся и мобилизует их на проявление своих талантов, которые на уроке не всегда заметны, некоторые личности могут открыться совершенно с иной стороны. После спектакля обязательно проводится анализ. Тема может найти свое продолжение на последующих уроках.

Дидактическая игра «Великие открытия Пифагора».

Цель:

  • Знакомство с историей науки, научных открытий.

  • Формирование исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

  • Воспитывать интеллектуально развитых, имеющих собственные познавательные интересы учащихся.

Ведущий: Пифагор родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море у берегов Малой Азии около 570г. до нашей эры. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик, был сказочно красив, а вскоре проявил и незаурядные способности. Увлекался музыкой и поэзией. Мудрый Ферекид - один из учителей Пифагора однажды сказал: «Ты вырос из Самоса, отправляйся путешествовать - только так ты утолишь жажду познаний. Помни: путешествие и память - суть два средства, возвышающие человека и открывающие ему врата мудрости».

Для жителей Самоса все дороги вели в Мелет (греческую колонию). Там юный Пифагор встречается с Фалесом, мудрецом, слава о котором гремела по всей Элладе. Под его руководством Пифагор изучает математику и небесную механику.

По совету Фалеса двадцатилетний Пифагор принимает решения отправиться в Египет. Там он прожил 11 лет, Пифагор овладевает премудростям и тайнами египетских жрецов и достигает высших ступеней в Храмовой иерархии.

В 526 году до нашей эры в Египет вторглись войска персидского царя Камбуза, и Пифагор вместе с другими жрецами попал в плен. Так он попал в Вавилон, где и прожил ещё 12 лет. Через 12 долгих лет Пифагор принял решение вернуться на Родину. Вернувшись на остров Самос, он так поразил знаниями своих соотечественников, что его считали полубогом. Пифагор открывает свою школу в Кротоне на юге Италии.

Сцена 1(звучит музыка) На сцене табличка «ПИФАГОРА И ЧИСЛА»

Ученики: (выходят на сцену) «Добрый день, наш великий учитель!»

Пифагор: «О, мои ученики, вы выполнили распорядок дня: встали до восхода солнца? (да!). Вы встречали рассвет на морском берегу? (да!) Вы делали гимнастические упражнения? (да!) Хорош ли был ваш завтрак? (да!)

Ну, что ж, вы прошли очищение музыкой и аскетической жизнью. Я перевожу вас из акусматиков в математики, разрешаю надеть пентаграмму (звёздчатый пятиугольник). Сущность всех вещей и причиной всего является число (подходит к счётам).

Число 2 соотносим с женским нагалом

Число 3- с мужским.

Вообще все числа чётные - женские, а нечётные- мужские.

Число 4 полагаем наиболее совершенным, находящимся в соответствии с человеческой душой.

Число 5, как сумму первого женского и первого мужского числа, отождествляем с браком.

Число 6- число холода.

Число7- число разума и здоровья.8-любви и дружбы. А что вы можете добавить, мои математики, о числах?»

1-ый ученик: «Линейные числа (т.е. простые) - числа, которые делятся на 1, на себя, их можно представить в виде последовательности точек, выстроенных в линию…..,например, число 5(показывает на доске)».

2-ой ученик: Плоские числа- числа, представленные в виде произведения двух сомножителей:::: или …(число 6)

3-ий ученик: Треугольные числа, к ним относим число 3, 6(которое равно сумме 3+6)

Пифагор: Число - это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Всё упорядочивается в соответствии с числами - вот основа моего учения.(окончание действия; все замирают на сцене).

Ведущий: Фигурное представление чисел помогло пифагорейцам открывать закон арифметики. Так, представляя плоские числа в двух формах, легко увидеть переместительный закон умножения. Одной из главных частей пифагорейской арифметики было много фантазии и мистики. чётные числа они считали несчастными, а нечётные - счастливыми числами. Прошли века и люди в знак дружбы и любви дарят друг другу нечётное число цветов, а чётное число означает - смерть.

Сцена 2 (на сцене табличка «Пифагор и музыка»). За сценой звучит музыка( аккорд на гитаре).

Ученик: О, мой учитель, что это за приятные моему слуху звуки?

Пифагор: Это приятные слухи созвучия - консомы - они получается лишь тогда, когда длины струн, издающие эти звуки, относятся как целые числа первой четвёрки, т.е. 1:2:3:4;(показывает на струне, а звуки звучат за сценой).

Солнце, луна и планеты располагаются на небесных сферах, совершают круговое вращение. Как и все движущиеся тела, в результате трения об эфир издают звуки, которые соединяются в музыкальные созвучия. Так рождается чудесная «мировая музыка» или «гармония сфер»- музыка, без которой мир распался бы на части. Земная музыка является отражением «мировой музыки».

Ведущий: Пифагорейцы верили в гармоническое устройство Мироздания, в его стройную организованность, рациональную упорядоченность, симметрию, а значит и красоту. Вот почему Вселенную пифагорейцы первыми назвали «космос», что в буквальном переводе означает строй, порядок, прекрасное устроение.

Более 25 веков отделяют новый век от времени Пифагора. Но его теория музыки прошла через века и сейчас мы слышим эти приятные слуху звуки консоносмы (новое название).

Звучит гитара.

Сцена 3. (Табличка. Теорема «нимфа»). Звучит музыка.

На сцене Пифагор, к нему подбегает ученик.

-О, великий мудрец! Разлившийся Нил уничтожил наши участки. Пришла пора обрабатывать землю, а мы не можем найти свои участки. Помоги нам, о, мудрый Пифагор!

Пифагор: (подходит к ученику). Встань добрый человек. Я помогу вам и разобью землю на участки с помощью моего прямоугольного треугольника со сторонами 3,4,5.

Ученик: Пусть Боги пошлют тебе удачу. А мы будем ждать тебя после восхода солнца.

(Пифагор сидит и пером чертит на листе). Звучит топот быков.

(вбегает ученик).

Ученик: О, великий учитель, ты велел принести в жертву 100 быков? Зачем, ведь сегодня не день жертвоприношения?

Пифагор: Да, мой ученик, ты прав, сегодня великий праздник в честь моей нимфы. Вот посмотри (показывает рисунок), правда, похож на бабочку. Значит, она ведь ещё называлась «теоремой невесты», она отличается своей простотой, красотой и значимостью. Она станет самой чувственной теоремой, ведь без неё нельзя будет решить некоторые задачи (все замирают на сцене).

Ведущий: Теорема Пифагора - важнейшее утверждение геометрии. Даже те, кто в своей жизни навсегда «распрощался» с математикой, сохраняют воспоминания о «пифагоровых штанах». Изучение вавилоновских, древнекитайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Его же заслуга состояла в том, что он доказал эту теорему.

Пифагор: Да, многое люди не знают обо мне, но одно им известно, что всё моё учение и деятельность моих учеников была нацелена на познание окружающей действительности, попытку создать реальную картину Мироздания, объяснить его гармоническую обустроенность. Я доказал, что жизнь в гармонии звуков, планет, отношения людей, и не забывайте заповеди:

  1. Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

  2. Не гоняйся за счастьем; оно всегда находится в тебе самом.

  3. Не пекись о снискании великого знания; из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучают.



© 2010-2022