ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ]

        Методические рекомендации из опыта работы.           Деятельностный подход в реализации ФГОСов         Деятольностный подход составляет методологическую  основу Стандарта. Предлагаю некоторые формы учебной деятельности, позволяющие мне решать учебно - практические задачи, направленные на формирование навыка сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и  саморегуляции.  Развивающая взаимопомощь,свободное домашнее задание, вертикальная педагогика, зачёт сдаёт  учитель,самостоятельные р...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ АКТИВИЗИРОВАТЬ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ



Деятольностный подход составляет методологическую основу Стандарта.

Предлагаю некоторые формы учебной деятельности, позволяющие мне решать учебно - практические задачи, направленные на формирование навыка сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и саморегуляции.




1. Развивающая взаимопомощь

Групповая форма учебной деятельности позволяет качественно организовать развивающую взаимопомощь. Данную форму учебной деятельности я использую в своей педагогической практике на протяжении 20 лет. Очень продуктивной оказалась работа с гетерогенными группами на уроках-практикумах. Руководители групп инструктируются учителем заранее. Важно распределить работу в группе так, чтобы учащиеся с разной степенью подготовленности работали с полной нагрузкой. Поэтому задания даются с нарастающей степенью трудности: решение по образцу, с предварительными тождественными преобразованиями, с «изюминкой».

На первом этапе объяснение ведет менее подготовленный ученик, средние помогают. Руководитель группы организует взаимопомощь, следит за грамотной математической письменной и устной речью.

На следующем этапе, при выполнении заданий средней трудности, руководитель активизирует работу средних учеников, они подают идеи, слабые тоже могут высказываться.

На последнем этапе ход решения вырабатывают сильные учащиеся, средние участвуют в обсуждении, перед слабыми ставится задача обязательно добиться понимания хода решения.

Роль учителя заключается в корректировке деятельности, прежде всего руководителей групп, а также самих учащихся, в создании и поддержке необходимого делового настроя, психологического комфорта.

В конце урока-практикума обязательно подводятся итоги, например, внутри группы. Руководитель в присутствии учителя оценивает работу каждого члена группы: степень подготовки учащегося к уроку, все ли и всеми ли учащимися выполнено, какие задания вызвали наибольшие затруднения и почему, кому необходима дальнейшая индивидуальная работа, её формы и сроки. Могут подводиться итоги и в классе. Тогда выступают с информацией о результатах руководители групп, а в обсуждении участвует весь класс с учителем.

Уроки-практикумы учат ребят сотрудничать, преодолевать конфликты. Развивающая взаимопомощь располагает к тому, что слабые подтягиваются, сильные помогают, повышается интерес к предмету, происходит самоутверждение личности, воспитывается уверенность в себе. У сильных учащихся развивается самостоятельность мышления, они ищут нестандартные решения, используют ранее полученные знания. Из пассивного слушателя, переписчика, работающего под наблюдением учителя, каждый переходит к самоорганизации, самообразованию.

2.Свободное домашнее задание

Составным элементом методики В.Ф. Шаталова является свободное домашнее задание. Меня заинтересовала эта часть его методики, прежде всего потому, что она позволяет правильно оценивать труд ученика. Так как традиционная форма домашнего задания неверно выполненное домашнее задание, и задание, совсем невыполненное, оценивает одинаково. Домашнее задание задаю по отдельным разделам после изучения соответствующей теоретической части. Учащиеся выполняют домашнее задание в отдельных тетрадях и сдают их на проверку после выполнения всех задач, выбранных ими. Предлагаю дифференцированное домашнее задание трех уровней: обязательное - на «3»; продвинутое - на «4»-«5»; повышенное - на «5». Контроль над самостоятельностью решения домашних задач осуществляю по итогам регулярно проводимых релейных работ. На этих уроках учащиеся отчитываются за решенные задачи путем выборочного их повторного решения. Эта форма контроля почти полностью уничтожает списывание или приводит к необходимости осмысления, или, на худой конец, запоминания списанного. В самом деле, если ученик списал задачи и не разобрался в их решении, на релейной работе он не сможет повторить их решение и получит заслуженную двойку. Поэтому ученики быстро осознают, что лучше задачу не решить совсем, чем списать, не разобравшись, так как нерешенные задачи в релейные работы не включаются.

Свободное домашнее задание открывает перед учеником перспективы в достижении наивысшего при его способностях уровня знаний и творческого их применения, дает возможность обучать учащихся планированию своего труда и прогнозированию его результатов, воспитывает у учащихся упорство и настойчивость, умение не падать духом при неудачах, веру в свои силы.


3. Вертикальная педагогика

Анализ опыта различных учителей и моего тоже показывает, что развитие ребят идет быстрее, если учитель использует вертикальную педагогику, т.е. привлекает старших школьников к работе с младшими. Для обеспечения этой работы требуется подготовить старших ребят к принятию зачетов, проведению КВН, различных смотров, конкурсов и т.д.

Для этого их нужно подготовить теоретически, педагогически и психологически.

4. Сдаёт зачёт учитель

Прошу ребят подготовить вопросы по теории и практике. На уроке учитель отвечает на вопросы, задаваемые учениками. При этом учитель играет роли разных учеников - от хорошо знающего и любящего математику до ученика, который … не знает таблицу умножения. Задача ребят в том случае, когда учитель «допускает ошибку», её заметить и дать верный ответ.

5. Виды самостоятельных работ


  • Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичные задания с измененными данными. Цель работы: закрепление изученного материала, например, формул, формирование вычислительных навыков, решение типовых задач.


  • Управляемая (вариативная) самостоятельная работа состоит из 3-7 последовательных заданий, решения каждого следующего задания опирается на результат предыдущего. Учащийся, решив первое задание, пример, сверяет результат с ответами ко всем заданиям и т.д. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.


  • Математический диктант звуковой (2 голоса - мужской и женский), графический, словарный.


  • Экспресс - диктант проводится как обычный диктант, но ответы записываются в двух экземплярах под копирку. Быстрая обратная связь - один вариант сдается учителю, другой фронтально проверяется.


  • Самостоятельная работа с выборочной системой ответа (дается несколько вариантов ответа) - учащиеся должны выбрать верный ответ.

Для уменьшения угадывания предложить:

  • Последовательное предъявление вариантов ответа;

  • Введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»;

  • Увеличенный выборочный набор.


  • Опрос - эстафета проводится как соревнование трех команд (рядов учащихся). По указанию преподавателя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают эстафету следующему по команде. При оценке учитывается не только скорость выполнения, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся.


  • Работы - пятиминутки (проводятся в начале урока - для установления дисциплины, в конце урока - для подведения итогов) имеют большое значение, если проводятся систематически.


  • Творческие самостоятельные работы:

    • решение задачи несколькими способами;

    • составление задач учащимися;

    • сочинения, сказки, стихотворения на математическую тему;

    • рефераты;

    • доклады на различные темы; конкурс докладов по одной теме;

    • составление математических кроссвордов, ребусов, шарад.


  • Самостоятельная работа с учебником, справочной литературой.

Необходимо научить работать с книгой: формой подачи теоретического материала, оглавлением, предметным указателем. Первое занятие обязательно проводить в классе.

6. Профориентационная работа на уроках математики

Существует целый ряд профессий (число их все увеличивается) для овладения которыми необходимы основательные знания по математике. Это различные инженерные профессии, рабочие профессии, профессии экономиста, физика, преподавателя математики средней школы и др. И, наконец, профессия математика, основное занятие которого, развивать математику дальше или преподавать математику в ВУЗах и университетах, параллельно занимаясь и математической наукой.

Провожу уроки по реальной математике, в проведении которых принимают участие люди различных профессий, по материалам этих уроков учащиеся защищают проекты.



© 2010-2022