«Внеклассная работа как средство формирования у учащихся интереса к математике »

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рычкова Ирина Владимировна

МБОУ СОШ №23 г. Симферополь,

Республика Крым, Россия

Учитель высшей категории

«Внеклассная работа как средство формирования у учащихся интереса к математике »

Основная задача обучения математике в общеобразовательной школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности членов общества, для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Внеклассная работа подразумевает необязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Она призвана углублять математические знания школьников, развивать правильные представления о природе математики, сущности и происхождения математических абстракций, месте математики в системе наук. Для прогресса науки и техники потребность в специалистах- математиках очень велика, поэтому необходимо формировать ответствующий интерес ещё в школе.

Для того, чтобы все учащиеся достигали в ходе учебного процесса обязательного уровня математической подготовки учителю необходимо строить учебный процесс, таким образом, чтобы поддерживать в учащихся постоянный интерес к изучаемому материалу, стимулировать их к активной и увлечённой работе, развивать любознательность и логическое мышление. Чтобы во многом всё это осуществить, необходимо вовлекать учащихся во внеклассную работу, одной из целей которой является расширение изучаемого материала курса математики, выходящее за рамки обязательной программы.

Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к математике, осознание её важности в системе других наук и в современной практике, красота и естественность её логических построений. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы и математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.

По моему мнению, эту работу надо начинать проводить уже в начальной школе, проводя несложные математические конкурсы и викторины, в которых используются математические пословицы, загадки и ребусы, решаются примеры и задачи с необычными сюжетами на логику и сообразительность.

Я считаю, что для учащихся 5 - 6 классов целесообразно проводить математические игры и экскурсии, математические конкурсы и викторины с примерами и задачами, не выходящими за рамки школьной программы. Необходимо учить составлять математические кроссворды, изготавливать модели фигур, выпускать математические газеты, делать доклады на исторические темы. Потому, что в подростковом возрасте ещё формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету и учителю в этот период нужно стремиться помочь закреплению знаний, умений и навыков, раскрыть примечательные стороны математики.

Часто участие во внеклассной работе по математике помогает сформировать положительное отношение к учёбе у учащихся, приводит к более полному раскрытию математических способностей школьников, существенно расширяет кругозор, учит, аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, приучает к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и может послужить причиной углубленного изучения математики и т.п.

Для хорошо успевающих учащихся 7 - 9 классов, помимо выше перечисленных форм, необходимо проводить математические кружки, конференции, олимпиады, вечера. Основной задачей таких занятий состоит в том, что бы учитывая интересы и наклонности школьников, расширять и углублять изучение программного материала, ознакомить учащихся с некоторыми общими математическими идеями, показать использование математики в практической деятельности.

Если эта работа велась постоянно и продуктивно, то к началу 10 класса многие учащиеся уже определяют ВУЗ, в какой будут поступать, и какие предметы им необходимо сдавать. Для таких детей в 10 - 11 классах надо проводить факультативы, на которых происходит углублённое изучение вопросов, решаются задачи, требующие применение высокой логической и операционной культуры, в которых используются нестандартные методы решения.

В методике математики накоплен богатейший опыт, разработано и проверено на практике множество методов и приёмов обучения. Следовательно, учитель может для конкретной ситуации, сложившейся в данном классе, подобрать эффективную совокупность методов и приёмов обучения, при этом он учитывает возможности свои и своих учащихся, особенности своего стиля работы.

И самое главное я думаю, что если учителю удалось вызвать у учащихся интерес к математике и увлечься ей, дать пищу их естественной любознательности, стремлению проявить и найти себя в предлагаемой им деятельности, то он трудился и старался не напрасно.


© 2010-2022