Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода ФГОС

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Системно-деятельностный подход в преподавании математики,

как условие перехода ФГОС»


Выступление учителя информатики и математики Вишняковой В.В.

Сегодня в нашей стране большие изменения коснулись, в том числе, и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Принятие нового ФГОС ОО - признание системно-деятельного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

ФГОС: пункт 7 «В основе стандарта лежит система деятельного подхода, который представляет:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования ( развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий ), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Технология деятельного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельного подхода к обучению, отмечал, что:

  • конечной целью обучения является формирование способа действий;

  • способ действия может быть сформирован только в результате деятельности, которую , если она специально организуется, называют учебной деятельностью;

  • механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.

Системно-деятельный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:


  • подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);

  • подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс):

  • Определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?

  • Управление обучением и достижения поставленных образовательных целей обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:

  • организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

  • выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

  • организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика;

  • выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе.

Системно-деятельностный поход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать :

  • принцип системного построения курса математики;

  • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;

  • принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математики;

  • принцип предметной деятельности при изучении курса математики;

  • принцип развивающего обучения;

Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-диагностическом подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников, определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

В качестве примера приведу фрагмент открытого урока: «Простейшие тригонометрические уравнения». Изучение теории - один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.

Для формулировки определения понятия учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Что называется уравнением?

  • Разбейте записанные на доске уравнения на 2 группы по общим признакам.

  • Какие группы у вас получились?

  • Запишите их на доске.

  • Назовите общий признак уравнений 2 группы.

  • Где в этих уравнениях записана переменная?

  • Как вы думаете, как называются такие уравнения?

  • Какой новый термин вы узнали?

  • Давайте попробуем сформулировать определение понятия тригонометрического уравнения.

  • Какой главный видовой признак отличает тригонометрическое уравнение.

В результате данной работы учащиеся сумели сформулировать определение понятия, т. е. правило самостоятельно, тригонометрическое уравнение - это уравнение, в котором переменная находится под знаком тригонометрической функции. В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - и я буду сыт до конца жизни»

Урок, основанный на принципах системно - деятельностного подхода прививает такие навыки учащимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образование, ни в профессиональной деятельности.

Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС, как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть носителем знаний, их механизм транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.

© 2010-2022