Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание.

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3.Общая характеристика учебного предмета, курса.

4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7.Содержание тем учебного курса.

8.Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

10.Приложения к программе (в отдельной папке).

Пояснительная записка

Программа составлена на основе

  1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;

  2. Обеспечена УМК для 5-го класса авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности. Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Целями изучения курса математики в 5 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Изучение математики в направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:

  1. в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Задачи:

  • овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;

  • способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;

  • воспитывать культуру личности, отношение к математике, как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа по математике для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

В курсе математики 5 класса выделены 4 содержательные области: натуральные числа и шкалы, площади и объемы, дроби, инструменты для вычислений и измерений.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только им имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

При изучении темы «Площади и объемы» учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

В теме «Дроби» изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие - «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

В ходе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений» у учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В течение года планируется провести 15 контрольных работ. Запланировано 6 самостоятельных работы и 8 тестов по стержневым темам курса математики 5 класса.

В рабочей программе предусмотрено 15 контрольных работ по темам:

1.Входная контрольная работа.

2.«Натуральные числа и шкалы»,

3.«Сложение и вычитание натуральных чисел»,

4. «Числовые и буквенные выражения»,

5.«Умножение и деление натуральных чисел»,

6.«Упрощение выражений»,

7.Контрольная работа по итогам первого полугодия.

8.«Обыкновенные дроби»,

9.«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»,

10.« Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,

11.«Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»,

12.«Умножение и деление десятичных дробей»,

13.«Проценты»,

14.«Инструменты для измерений»,

15.«Итоговое повторение».


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 170 уроков. Из школьного компонента образовательного учреждения выделяется 1 час в неделю на изучение математики в 5 классе, таким образом, количество часов в неделю увеличено до 6, значит всего 204 урока.

Согласно Базисного учебного (образовательного) плана в 5 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), который включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Исторически сложилось две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образованиясовременного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.


Результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.

Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных 9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

1. Понимать особенности десятичной системы счисления;

2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;

4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;

5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;

6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;

7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;

9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;

10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

12. вычислять площадь прямоугольников.

Выпускник получит возможность:

1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;

3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;

4. Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

5. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.

Содержание тем учебного курса (175 часов)

1. Повторение. (3часа)

2. Натуральные числа и шкалы(18 часов)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель- систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь читать и записывать многозначные натуральные числа.

Уметь сравнивать натуральные числа.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа.

Уметь назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

Уметь строить и измерять отрезки.

Формы контроля индивидуальная. Устный опрос. Тестирование. Самостоятельная работа.

3.Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часов)Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель-закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь выполнять сложение натуральных чисел.

Уметь выполнять вычитание натуральных чисел.

Уметь вычислять числовые выражения.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, применяя свойства сложения и вычитания.

Уметь составлять несложные буквенные выражения по условию задачи.

Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания.

Формы контроляиндивидуальная.Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа.Тестирование.

4.Умножение и деление натуральных чисел (21 час)Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель - закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь выполнять умножение натуральных чисел.

Уметь выполнять деление натуральных чисел.

Уметь выполнять деление натуральных чисел с остатком.

Знать порядок выполнения действий при нахождении значений выражений.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

Уметь выполнять действия с натуральными числами, применяя свойства умножения и деления.

Формы контроляиндивидуальная. Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

5.Площади и объемы (16 часов)Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель- расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Иметь представление об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, об единицах измерения.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать основные единицы измерения площадей и объемов.

Уметь вычислять площадь прямоугольника.

Уметь вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Формы контроля индивидуальная. Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

6. Обыкновенные дроби (25 часов)Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель - познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Уметь сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

Уметь решать задачи на дроби.

Уметь выполнять устно сложение и вычитание с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем.

Формы контроля индивидуальная. Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

7.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часа) Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель- выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь читать и записывать десятичные дроби.

Уметь сравнивать десятичные дроби.

Уметь округлять десятичные дроби.

Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, применяя свойства сложения и вычитания.

Уметь решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

Формы контроля индивидуальная. Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

8.Умножение и деление десятичных дробей (24 часа) Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель- выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Усвоить понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей, применяя свойства умножения и деления.

Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены десятичными дробями

Формы контроля индивидуальная. Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

9. Инструменты для вычислений и измерений (18 часов)Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель- сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь пользоваться основными единицами измерения углов.

Уметь решать простейшие задачи на проценты.

Уметь измерять углы и строить их по заданной градусной мере.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь пользоваться круговыми диаграммами.

Уметь решать основные задачи на проценты.

Формы контроля индивидуальная.Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

10.Повторение. Решение задач (15 часов)

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела.

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.

Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

Уметь решать текстовые задачи .

Уметь выполнять измерения геометрических величин и находить их длину, площадь, объем.

Уметь измерять и строить углы.

Уметь решать простые задачи на проценты.

Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.

Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления.

Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными и десятичными дробями.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач.

Формы контроля индивидуальная.Устный опрос по карточкам. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тестирование.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» на 5 класс.

Тема урока

Количество

часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

план

факт

1.Повторение (3 часа)

1

Повторение. Порядок выполнения действий

1

Знать порядок выполнения действий, уметь применять знания при решении примеров.

2-3

Повторение. Решение текстовых задач

2

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку. Оценивать результат

2. Натуральные числа и шкалы(18 часов)

4

Обозначение натуральных чисел.

1

Иметь представления о математике, как о методе познания действительности.

Читать и записывать многозначные числа, называть предшествующее и последующее число.

5

Обозначение натуральных чисел.

1

6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

Строить отрезок, называть его элементы, измерять длину отрезка, выражать длину в различных единицах

7

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

8

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

9

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

10

Входная контрольная работа.

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

11

Работа над ошибками.

1

Уметь анализировать ошибки.

12

Плоскость. Прямая. Луч

1

Строить прямую, луч; называть точки, прямые, лучи, точки

13

Плоскость. Прямая. Луч

1

14

Шкалы и координаты

1

Строить координатный луч, изображают точки на нём; единицы измерения. Находить длину отрезка на координатном луче.

15

Шкалы и координаты

1

16

Шкалы и координаты

1

17

Меньше или больше

1

Сравнивать числа по разрядам; записывать результат сравнения с помощью «>,<»

18

Меньше или больше

1

19

Меньше или больше

1

20

Контрольная работа №2по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН для решения практических задач. Использовать разные приемы проверки правильности выполняемых заданий.

21

Работа над ошибками.

1

Уметь анализировать ошибки.

3.Сложение и вычитание натуральных чисел (22 часа)

22

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

Складывать натуральные числа; прогнозировать результат вычислений. Решать задач с условием в косвенной форме.

23

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

24

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

25

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

26

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

27

Вычитаниенатуральных чисел и его свойства

1

Вычитать натуральные числа; прогнозировать результат вычисления, выбирая удобный порядок.

28

Вычитаниенатуральных чисел и его свойства

1

29

Вычитаниенатуральных чисел и его свойства

1

30

Вычитаниенатуральных чисел и его свойства

1

31

Вычитаниенатуральных чисел и его свойства

1

32

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

Используют разные приемы проверки правильности ответа.

33

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

34

Числовые и буквенные выражения

1

Составлять и записывать буквенные выражения;

35

Числовые и буквенные выражения

1

36

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

1

Читать и записывать с помощью букв свойства сложения и вычитания; вычислять числовое значение буквенного выражения

37

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

1

38

Уравнение

1

Решать простейшие уравнения; составлять уравнение как математическую модель задачи

39

Уравнение

1

40

Уравнение

1

41

Уравнение

1

42

Контрольная работа №4 по теме «Числовые и буквенные выражения»

1

Используют разные приемы проверки правильности ответа.Научиться применять приобретенные ЗУН для решения практических задач.

43

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

4.Умножение и деление натуральных чисел (21 час)

44

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

Находить и выбирать порядок действий; пошагово контролировать правильность вычислений; моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое

действие и ход его выполнения

45

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

46

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

47

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

48

Деление

1

Исследовать ситуации, требующие сравнения величин; решать простейшие уравнения; планировать решение задачи

49

Деление

1

50

Деление

1

51

Деление

1

52

Деление с остатком

1

Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления с остатком.

53

Деление с остатком

1

54

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

55

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

56

Упрощение выражений

1

Применять буквы для обозначения чисел; выбирать удобный порядок выполнять действий; составлять буквенные выражения

57

Упрощение выражений

1

58

Упрощение выражений

1

59

Порядок выполнения действий

1

Действовать по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач

60

Порядок выполнения действий

1

61

Квадрат и куб числа

1

Пошагово контролируют правильность вычислений,

выполнение алгоритма арифметического действия, описывают явления с использованием буквенных выражений

62

Квадрат и куб числа

1

63

Контрольная работа №6 по теме«Упрощение выражений»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

64

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

5.Площади и объемы (16 часов)

65

Формулы

1

Составляют буквенные выражения, находят значения выражений.

66

Формулы

1

Составляют буквенные выражения по условиям, заданным рисунком или таблицей; находят и выбирают способ решения задачи.

67

Формулы

1

68

Площадь. Формула площади прямоугольника

1

Описывают явления и события с использованием буквенных выражений; работают по составленному плану

69

Площадь. Формула площади прямоугольника

1

Соотносят реальные предметы с моделями рассматриваемых фигур; действуют по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

70

Площадь. Формула площади прямоугольника

1

71

Единицы измерения площадей

1

Переходят от одних единиц измерения к другим; решают житейские ситуации (планировка, разметка)

72

Единицы измерения площадей

1

73

Единицы измерения площадей

1

Разрешают житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

74

Прямоугольный параллелепипед

1

Распознают на чертежах прямоугольный параллелепипед.

75

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

1

Уметь переходить от одних единиц измерения к другим; пошагово контролировать правильность и полноту выполнения.

76

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

1

Переходят от одних единиц измерения к другим; пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

77

Контрольное тестирование по теме «Площади и объёмы»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

78

Решение задач по теме «Площади и объемы»

1

Умеют анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку. Оценивать результат.

79

Административная контрольная работа за первое полугодие.

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

80

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

6. Обыкновенные дроби (25 часов)

81

Окружность и круг

1

Изображают окружность, круг; наблюдают за изменением решения задач от условия.

82

Окружность и круг

1

Моделируют разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости.

83

Доли. Обыкновенные дроби

1

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия; используют различные приёмы проверки правильности выполнения заданий.

84

Доли. Обыкновенные дроби

1

85

Доли. Обыкновенные дроби

1

86

Доли. Обыкновенные дроби

1

87

Доли. Обыкновенные дроби

1

88

Сравнение дробей

1

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия; используют различные приёмы проверки правильности выполнения заданий.

89

Сравнение дробей

1

90

Правильные и неправильные дроби

1

Указывают правильные и неправильные дроби; выделяют целую часть из неправильной дроби.

91

Правильные и неправильные дроби

1

92

Правильные и неправильные дроби

1

Выделяют целую часть из неправильной дроби и записывают смешанное число в виде неправильной

дроби.

93

Контрольная работа №8 по теме «Обыкновенные дроби»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

94

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

95

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера; самостоятельно выбирать способ решения заданий.

96

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

97

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

98

Деление и дроби

1

Записывают дробь в виде частного и частное в виде дроби.

99

Деление и дроби

1

100

Смешанные числа

1

Представляют число в виде суммы его целой и дробной части; действуют со заданному и самостоятельно выбранному плану.

101

Смешанные числа

1

102

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

Складывают и вычитают смешанные числа; используют математическую терминологию при записи и выполнении действия.

103

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

Используют различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения.

104

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

105

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

7.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов)

106

Десятичная запись дробных чисел

1

Читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений.

107

Десятичная запись дробных чисел

1

Читают и записывают десятичные дроби; пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

108

Сравнение десятичных дробей

1

Исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; сравнивают числа по классам и разрядам; объясняют ход решения задачи.

109

Сравнение десятичных дробей

1

Исследуют ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения.

110

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

Складывают и вычитают десятичные дроби; используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания).

111

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

112

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания).

113

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

114

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

Моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

115

Приближённые значения чисел. Округление чисел.

1

Наблюдают за изменением решения задачи при изменении её условия.

116

Приближённые значения чисел. Округление чисел.

1

Обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

117

Контрольная работа №10 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

118

Работа над ошибками

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

8.Умножение и деление десятичных дробей (24 часа)

119

Умножение десятичных дробей на натуральное число

1

Умножают десятичные числа на натуральное число; пошагово контролируют правильность выполнения арифметического действия.

120

Умножение десятичных дробей на натуральное число

1

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

121

Умножение десятичных дробей на натуральное число

1

Обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

122

Деление десятичной дроби на натуральное число

1

Делят десятичные дроби на натуральные числа; моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

123

Деление десятичной дроби на натуральное число

1

Обсуждение и выведение правил умножения дес. дроби на натуральное число, десятичной дроби на 10, 100, 1000 … запись произведения в виде суммы; запись суммы в виде произведения.Составлять алгоритм умножения десятичной дроби на целое число.

124

Деление десятичной дроби на натуральное число

1

125

Деление десятичной дроби на натуральное число

1

126

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

127

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

128

Умножение десятичных дробей

1

Умножают десятичные дроби; решают задачи на умножение десятичных дробей.

129

Умножение десятичных дробей

1

130

Умножение десятичных дробей

1

131

Умножение десятичных дробей

1

Обсуждение и выведение правил умножения на десятичную дробь, на 0,1, 0,01, 0,001, …; умножение десятичных дробей; решение задач на умножение десятичных дробей.

132

Умножение десятичных дробей

1

133

Деление на десятичную дробь

1

Делят на десятичную дробь; решают задачи на деление на десятичную дробь; действуют по составленному плану решения заданий.

134

Деление на десятичную дробь

1

135

Деление на десятичную дробь

1

Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

136

Деление на десятичную дробь

1

137

Деление на десятичную дробь

1

Выведение правила деления десятичной дроби на десятичную дробь; как разделить десятичную дробь на 0,1, 0,01, 0,001…; ответы на вопросы; решение задач на деление десятичных дробей.Научиться умножать десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т. д., применять свойства умножения для упрощения вычислений.

138

Среднее арифметическое

1

Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

139

Среднее арифметическое

1

Знать правила нахождения среднего арифметического

140

Среднее арифметическое

1

Действуют по заданному и самостоятельно составленному плану решения задания.

141

Контрольная работа №12 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.

142

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

9. Инструменты для вычислений и измерений (18 часов)

143

Микрокалькулятор

1

Совершенствовать навыки инструментальных вычислений.

144

Проценты

1

Познакомиться с понятием процента, научиться переводить проценты в десятичную дробь и обращать десятичную дробь в проценты.

145

Проценты

1

146

Проценты

1

Научиться решать задачи на нахождение процента от числа.

147

Проценты

1

Научиться решать задачи на нахождение числа по его процентам, процентного отношения величин.

148

Проценты

1

149

Проценты

1

150

Контрольная работа №13 по теме «Проценты»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

151

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

152

Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник

1

Научиться распознавать углы на чертежах, правильно их обозначать и называть.

153

Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник

1

Знать определение развернутого, прямого угла, научиться определять прямые углы на чертежах и строить их с помощью угольника.

154

Измерение углов. Транспортир

1

Научиться измерять градусную меру углов на чертеже с помощью транспортира, различать острые, тупые, прямые углы.

155

Измерение углов. Транспортир

1

Научиться строить углы по заданной градусной мере.

156

Измерение углов. Транспортир

1

157

Круговые диаграммы

1

Научиться строить углы по заданной градусной мере.

158

Круговые диаграммы

1

159

Контрольная работа №14по теме «Инструменты для вычислений и измерений»

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

160

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

10.Повторение. Решение задач.(15 часов)

161

Натуральные числа и шкалы

1

Знать понятия натурального числа, класса, разряда. Уметь применять основные свойства действий для решения примеров и задач в натуральных числах.

162

Натуральные числа и шкалы.

1

163

Площади и объемы.

1

164

Обыкновенные дроби.

1

Знать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с равными знаменателями, перевод смешанного числа в неправильную дробь и выделение целой части из неправильной дроби. Применять изученные действия с обыкновенными дробями для решения примеров, уравнений и задач.

165

Обыкновенные дроби.

1

166

Обыкновенные дроби

167

Десятичные дроби.

1

Знать алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей, свойства сложения и вычитания и их применение к решению задач.

168

Десятичные дроби.

1

Знать алгоритм умножения (деления) десятичных дробей, свойства умножения, деления и их применение к решению задач.

169

Десятичные дроби.

1

170

Проценты.

1

Знать понятие процента, уметь переводить проценты в десятичную дробь и обращать десятичные дроби в проценты.

171

Проценты.

1

172

Контрольная работа №15 (итоговая)

1

Уметь применять приобретенные ЗУН.

173

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и анализировать ошибки.

174

Решение практико- ориентированных задач.

1

Применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач.

175

Обобщающий урок.

1

Научиться проводить диагностику учебных достижений.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.УМК:

1.Виленкин Н.Я., Жохов В. И., Чесноков А.С., Шварц-бурд СИ. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009.

2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Книга для чтения учащимися 5-6 классов. М.: Просвещение, 2009.

3.Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009.

4.Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001.

5.Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся к учебнику «Математика. 5 класс» (авт. Н.Я. Виленкин и др.). М.: Мнемозина, 2010.

6. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Математика. Контрольные работы. 5 класс. М.: Мнемозина, 2008.

7.Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. М.: Мнемозина, 2010.

2.Дополнительная литература:

1) Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков, К.И. Нешков.- М.: Классик Стиль, 2010.

2) Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.: Илекса, 2010.

3) Кнутова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике. 5 класс.- М. « Издат-школа XXI век»,2009.

4) Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы.-М.: Издательство « Экзамен»,2011

5) Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. « Математика 5 класс»/ В.Н. Рудницкая - М.: Издательство « Экзамен»,2013

6) Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2010

3. Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. - Режим доступа: pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/

Темы ученических проектов по математике для 5-х классов (урочная деятельность)



Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся.

Задачи:

  • Расширять представления детей об истории родного города.

  • научиться составлять и решать задачи по математике;

  • Познакомить с различными источниками получения информации.

  • Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

  • Познакомиться с краеведческим материалом;

  • Усилить взаимосвязь математики с историей;

  • Продемонстрировать значимость математических знаний в практической деятельности;

  • Превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики.

Актуальность проектов: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

- проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

- предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Продолжительность выполнения: средней продолжительности - октябрь 2013 года - март 2014года.

Вид проекта: творческий, средней продолжительности, межгрупповой.

Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.

Формы продуктов деятельности: компьютерный диск.

© 2010-2022