Факультативный курс по математике Занимательная математика (6 класс)

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор МОУ «Октябрьская

по учебно-воспитательной работе средняя (полная)

____________ Н.Е.Вишнякова общеобразовательная школа»

__________Р.Н.Сорвирова



ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

по математике «Занимательная математика»

(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)

6 класс







РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения старших классов









План составила учитель старших классов:________ Г. Н. Шаймарданова


Пояснительная записка.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их. Девизом всех занятий могут служить слова: « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант.

Цели обучения.

  • Развитие логического и алгоритмического мышления.

  • Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.

  • Выработка навыков устной монологической речи.

  • Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

  • Организация учебных занятий.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности - памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.


Методы и приемы обучения.

Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

Дидактические игры.

Требования к математической подготовке.

В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь представления о различных системах исчисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов


Глава I. Системы исчисления.

7

1

Десятичная система счисления.

1

2

Двоичная система счисления.

1

3

Перевод из двоичной системы счисления

в десятичную систему счисления.

1

4

Практическое занятие по переводу в двоичную систему исчисления

1

5

Восьмеричная система счисления

1

6

Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления.

1

7

Заключительное занятие «Системы исчисления».

1


Глава II. Делимость чисел.

8

8

Признаки делимости на 4,6,8 .

1

9

Признаки делимости на 7 и 11, 13.

1

10

Признаки делимости на 2-11 .

1

11

Нахождение НОД по Евклиду.

1

12

Нахождение НОД и НОК чисел.

1

13

Решение задач на НОК и НОД.

1

14

Решение задач на НОК и НОД.

1

15

Заключительное занятие по теме делимость чисел.

1


Глава III. Элементы теории множеств.

6

16

Понятие множества, пустое множество, подмножество.

1

17

Пересечение множеств.

1

18

Объединение множеств.

1

19

Вычитание множеств.

1

20

Счетные и несчетные множества.

1

21

Заключительное занятие «Элементы теории множеств».

1


Глава IV Элементы комбинаторики и теории вероятности.

8

22

Перестановки.

1

23

Выборки.

1

24

Размещение.

1

25

Сочетания.

1

26

Случайные события.

1

27

Классическое определение вероятности событий.

1

28

Решение задач на определение вероятности событий.

1

29

Решение олимпиадных задач по теории вероятности.

1

30

Заключительное занятие по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятности»

1

Глава V. Решение задач.

4

31

Задачи на работу.

1

32

Задачи на бассейны.

1

33

Старинные задачи.

1

34

Заключительное занятие «Математический КВН»

1

1час в неделю всего 34 часа в учебный год.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать системы счисления, уметь применять их свойства при решении различных заданий;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при решении задач по теории множеств;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Литература.

  1. И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974 г.

  2. Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.

  3. Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.

  4. Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.

  5. Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977 г.

  6. Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.

  7. Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.

  8. Газета «Математика». 2000-2008 г.

  9. «Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000.Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Бондаревский В.Б.



© 2010-2022