• Преподавателю
  • Математика
  • Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Моей задачей как учителя является не только формирование суммы знаний по математике, но и формирование умений применять эти знания в практической жизни, поэтому я  стремлюсь учить математикой, а не математике. Для развития математических способностей школьников, формирования и развития их умений учиться я выбрала соответствующие средства, а именно: проектирование учебных занятий по технологии обучения математике на основе деятельностного подхода. Такой подход обеспечивает сохранность здоровья, отсутствие переутомления  учеников за счет смены видов деятельности и активной познавательной деятельности в соответствии со своими  учебными возможностями. На уроках объяснения нового материала я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, что позволяет включать учащихся в работу, развивающую исследовательские умения по выдвижению гипотезы, определение способов ее проверки, умение представить результат поиска в разном виде (схема, рисунок и др.). Представляю вашему вниманию конспект урока по математике для 5 класса по теме «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели», разработанного по технологии проблемно-диалогического обучения.
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики: Новоселова Татьяна Михайловна.

Технология: проблемно-диалогического обучения.

Тема урока: Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели. 5 класс.

Цель: Самостоятельно сформулировать правило сложения смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

Новое знание: Ответ на вопрос: как найти сумму смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

Тип знания: правило.

Результат: Сформулировали правило сложения смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

План урока:

  1. Постановка проблемы - 5 мин

  2. Поиск решения - 22 мин

  3. Выражение решения - 5 мин

  4. Реализация продукта - 8 мин





Этап

Анализ

Учитель

Ученик

П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А

П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы


1. Возникновение проблемной ситуации: практическое задание, не сходное с предыдущим (тип: с затруднением)



Устная работа. (на доске записаны задания)

Выполните действия:

а) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ;

б) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ;

в) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ;

г) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ;

д) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» =?

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»=?


=Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»;

=Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»;

=Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»;

=Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»;

Предлагают варианты ответов.


2. Побуждение к осознанию противоречия

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему не получается?


- Чем это задание не похоже на предыдущие?

- Уточните, каких смешанных чисел?

- Какой возникает вопрос?

- Нет.

- Мы умеем складывать дроби с одинаковыми знаменателями, дроби и натуральные числа.

- Надо найти сумму смешанных чисел?

- Дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.

- Как найти сумму смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели?

Этап

Анализ

Учитель

Ученик

П

О

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я


1. Побуждение к выдвижению гипотез

2. Принятие выдвигаемых учениками гипотез.


- Догадайтесь, как можно найти сумму данных смешанных чисел? Какие есть гипотезы (предположения)?

- Так, еще гипотезы?


- Какие еще есть предположения?

( Гипотезы фиксируются на доске)

- Отдельно сложить целые части и отдельно сложить дробные части.

- Можно обратить смешанные числа в неправильные дроби и их сложить.

- Изобразить смешанные числа и по рисунку найти их сумму. (например, на числовой прямой)

3. Побуждение к проверке гипотез.





- Это гипотезы, но чтобы узнать, какая из них верна и какой именно мы будем пользоваться при сложении, что нам надо сделать?

- Как нам проверить эти гипотезы?

- Сейчас вы будете работать в группах.

Каждая группа проверяет 1 гипотезу. (Распределяю)

Соблюдайте «Требования к работе в малых группах» (памятка), а также обратите внимание на памятку «Составление плана устного ответа»

Продумайте записи, которые вам нужны будут при ответе.

(Оформляют маркерами на листах А3)


- Все гипотезы проверить


- Применить гипотезы к данным примерам

Делятся на группы.

Этап

Анализ

Учитель

Ученик



П

О

И

С

К

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я




4. Принятие предлагаемых учениками проверок

- Первым отвечает представитель от группы, в которой складывали смешанные числа по рисунку

- Выскажите свое отношение к данному способу сложения

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»


Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

3

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

- Нерациональный способ






5. Вывод

- Следующий представитель от группы

- Итак, представляем последнюю гипотезу.


- Сравните эти два способа сложения. Какой вам больше нравится и почему?


- Значит, как надо складывать смешанные числа, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели?

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

- 2 способ тоже нерациональный, так как лишние шаги: 1) обращение смешанных чисел в неправильные дроби; 2) в результате получится неправильная дробь, значит надо выделить целую часть.

3 способ сразу позволяет найти сумму смешанных чисел.

- Чтобы найти сумму смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели, нужно сложить отдельно целые части и дробные части. Если при сложении получилась неправильная дробь, надо выделить из нее целую часть и добавить к уже имеющейся целой части.

Этап

Анализ

Учитель

Ученик

В

Ы

Р

А

Ж

Е

Н

И

Е

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

Продуктивное задание на воспроизведение знаний


- Придумайте краткую запись данного правила

(опорные схему, чертеж, рисунок и др.), то есть - опору, чтобы любой человек, посмотрев на нее, смог выполнить сложение данных смешанных чисел.

- Работаете индивидуально, если не получается, то - в паре.

Р

Е

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

П

Р

О

Д

У

К

Т

А

Публичное представление продукта



Задания на применение нового знания



Желающие представляют схемы



Домашнее задание на карточках

1. Найдите сумму смешанных чисел:

а) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ; б) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ; в) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ; г) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» .

2. Вместо * вставьте цифры так, чтобы равенство было верным:

а) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ;

б) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» ;

в) Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели» .

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

или

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»

Урок по математике для 5 класса «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели»






Требования к работе в малых группах.


  1. Распределите обязанности (роли) в группе:

  • Ответственный - отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполняли ее ответственно.

  • Наблюдатель - следит, чтобы работали все.

  • Секретарь - ведет записи обсуждений, оформляет решения, отчет группы, «карточку оценок и взаимооценок».

  • Выступающий - презентует совместно полученный результат работы в группе.

  • Кто держит задание - напоминает, о чем спрашивается.


  1. Обсудите проблему, поставьте цель, наметьте пути решения проблемы, выполните намеченные действия на практике, представьте, полученный результат, в удобном для восприятия виде.


  1. При обсуждении соблюдайте коммуникативные нормы:

  • Перескажи текст своими словами;

  • Восстанови смысл:

«Ты считаешь, что…?»

( «Правильно ли я тебя понял, ты говорил, что…?»);

  • Квалифицируй свои действия:

«Я тебе возражаю»,

«Я с тобой согласен».

  1. Каждый в группе должен знать решение и уметь его объяснить.


  1. Провести рефлексию работы каждого и группы в целом.


  1. При обсуждении группы не должны мешать друг другу.


Составление плана устного ответа


  1. Выделить понятия, которым нужно дать определение.

  2. Выделить правило, которое нужно сформулировать и доказать.

  3. Выделить определения, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве.

  4. Составить план доказательства.

  5. Продумать записи на доске во время ответа.

  6. Показать, где и как применяется правило.

  7. Сделать выводы.

© 2010-2022