• Преподавателю
  • Математика
  • Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения, при обучении математике в условиях введения ФГОС

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения, при обучении математике в условиях введения ФГОС

Раздел Математика
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межпредметная интеграция, использование элементов истории, краеведения, при обучении математике в условиях введения ФГОС.

Ширикова Галина Николаевна, Крякина Надежда Александровна.


«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти

в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо,

свои корни, ценности, которые веками закладывались в обществе,

должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».

В.В. Путин

Приоритетной целью современного российского образования становится формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно ставить учебную проблему, строить алгоритм ее решения, оценивать полученный результат. Это является залогом успешной адаптации учащихся в современном обществе.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом, ребенок должен уметь в полной мере пользоваться этими знаниями, применять их в жизни. Кроме того, учитываются личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование таких ценностей, которые всегда были приняты в обществе - доброта, справедливость, терпение, трудолюбие.

Использование межпредметных связей в процессе обучения способствует развитию познавательного интереса, систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной деятельности.

Межпредметные связи играют существенную роль в обеспечении единства обучения и воспитания, выступая как средство усиления единства комплексного подхода к обучению.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и социальное овладение учащимися математическими знаниями и навыками необходимыми в повседневной жизни, достаточными для изучения других наук, для дальнейшего образования.

Обучение математической науке должно способствовать развитию у учащихся правильных представлений о природе математики, специфике ее методов, о месте математики в системе наук и ее роли в науке.

Межпредметные связи позволяют выделить главные элементы содержания образования, проанализировать развитие системообразующих идей, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Отметим развивающие возможности урока с применением межпредметных связей:

  • реализация одного из главных принципов дидактики - принцип системности;

  • создание оптимальных условий для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), это развивает в ребенке логичность, гибкость, критичность мышления;

  • развитие системного мировоззрения учащихся.

Также межпредметные связи выполняют в обучении математики следующие функции:

  • образовательную,

  • развивающую,

  • воспитывающую,

  • конструктивную.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики и формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании активности, самостоятельности, познавательного интереса к изучению математики. Межпредметные связи помогают расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей проявляется в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математики., опираясь на связи с другими предметами, реализуется комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Важное место в обучении учащихся математике занимают задачи с историческим содержанием. При решении таких задач дети не только усваивают текущий материал, но и расширяют свой кругозор. Обращение к истории родной страны побуждает учащихся глубже и подробнее изучить её прошлое заставляет внимательнее и бережнее относиться к тому, что их окружает.

Использование задач исторического содержания на уроке позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию учащихся.

Задачи могут быть весьма разнообразны: по форме, в которой они поставлены, по дидактической цели, которой они служат; по месту в процессе обучения.

Большие потенциальные возможности по решению задач на исторические темы отводятся внеурочным занятиям, где можно посвятить несколько часов данной теме.
Вот некоторые варианты, где возможно решение задач на исторические темы:

  • Устный счет.

  • Решение задач.

  • Самостоятельная работа.

  • «Это интересно знать».

  • Математический кружок.

Примеры исторических задач.

Задача. Известно, что до XVII века в России не было своих газет. Первая русская газета стала выходить с 1621 года, была она рукописной и издавалась в нескольких экземплярах для царя и его приближенных. Как называлась газета? Название зашифровано примерами. Не выполняя деления, определите первую цифру частного, замените ее буквой, прочтите название первой русской газеты.

6804 : 74

21614 : 62

679 : 96

3839 : 67

26312 : 92

7839 : 9

630 : 15

Задача. Первая газета, издаваемая типографским способом, называлась «Ведомости». Узнайте, когда был напечатан первый номер этой газеты. Не выполняя умножения, определите последнюю цифру произведения. Запишите. Число, составленное из этих цифр без изменения порядка записи цифр, и будет ответом на вопрос.

839 * 9

569 * 3

192 * 5

899 * 7

Так, например, при изучении дробей проводился интегрированный урок математики и истории по теме: «Решение задач на нахождение дроби от числа и заочное путешествие в Московский Кремль». Целью урока являлось закрепление правил действий с десятичными дробями; решение задач на нахождение дроби от числа; ознакомление с некоторыми достопримечательностями г.Москвы и историческими сведениями. Вот некоторые из таких задач:

  • Московский Кремль ХI в. Занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.

  • Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца имеет форму прямоугольника. Длина зала 61м, а ширина - на 40,5 м меньше. Вычислите площадь Георгиевского зала.

  • Прямоугольная часть внутреннего помещения Успенского собора имеет ширину 24,9 м, а длину - на 10,7 м больше. Определить периметр прямоугольной части внутреннего помещения собора.

Окунуться в прошлое, представить его картины и вместе с тем как бы стать участником давних событий помогают задачи исторического содержания. Учащимся нужно будет применить смекалку и находчивость, воображение и точный расчет, а так же чувство гармонии.

Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что «всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Поэтому на уроках математики происходит знакомство учащихся с именами людей, создававших науку, эпизодами их жизни. Часто сами учащиеся подготавливают доклады и сообщения. Обычно при введении нового математического термина рассказывается учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта.

На сегодняшний день в современном обществе «красной нитью» проходит задача формирования гражданской направленности личности, осознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своей страны. На каждом уроке педагог должен способствовать решению этой важной для всех нас задачи.

Элементы краеведения на уроках математики вносят разнообразие в учебный процесс и положительно влияют на качество знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение экологических задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Примерами таких задач могут служить задачи в 6 классе на составление круговых диаграмм.

  • Берёза занимает половину площади всех лесов; сосна - 30%; осинники - 11%;ельники - 2,5%; Остальная площадь занимается липой, ольхой, ивой, лиственницей. Составить круговую диаграмму.

  • Городское население Воронежской области составляет приблизительно 61, 9 % , а сельское население - 38,1% всего населения , составьте диаграмму.

  • С 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86 % птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?

В 5 классе решаем такие задачи:

  • Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

  • От пристани вниз по течению реки Дон туристы отправляются в плавание на плоту. Через 3 часа от той же пристани отправляется катер по тому же маршруту. Сколько потребуется катеру времени, чтобы догнать плот, если собственная скорость катера 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

  • В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

  • Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

  • Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг?

Таким образом, математика учит умению давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека. Использование задач с элементами истории и краеведения на уроках математики способствует воспитанию гражданственности, значительно повышает качество образовательного процесса.

Список литературы

Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989. Воронина,

Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008..

«За страницами учебника математики», И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин

«Живая математика», И.Я. Перельман

Фамилия, имя, отчество: Ширикова Галина Николаевна, Крякина Надежда Александровна.

Место работы: Воронежская область, Таловский район, МКОУ Таловская СОШ.

Должность: Ширикова Г.Н. - учитель математики, Крякина Н.А. - учитель математики.

Контактная информация: 397450, Воронежская область, Таловский район, р.п. Таловая,

улица Механизаторов, дом 10 (Крякина Н. А.),

улица Благодатная, дом 65 (Ширикова Г. Н.)

Электронный адрес: e-mail: [email protected] (Крякина Н. А.),

e-mail: [email protected] (Ширикова Г. Н.)

Телефон : 89525563543 (Ширикова Г. Н.) ;89507667246 (Крякина Н. А.),


© 2010-2022