Дидактические игры на уроках математики

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения её в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, т.е. обучать математике в процессе игры.

В отличие от деловых игр, которые в большинстве случаев занимают весь урок, дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.

Приведенные здесь игры даны для 6 класса в соответствии с определенной темой.

  1. Тема: «Прямоугольная система координат»

Поражение цели

На магнитной доске рисуется система координат. К доске крепятся «точки» (цветные магниты).

Правила игры. Чтобы снаряд попал в цель, наводчик должен назвать координаты цели. Указкой показывается цель, выбранный «наводчик» называет её координаты, а «орудийный расчет» - остальные ученики данной команды - «стреляют». Тот, кто согласен с названными «наводчиком» координатами, поднимает зеленую карточку, а кто нет - красную. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ (фигура снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигурка остается на доске до выяснения. Побеждает та команда, которая поразила больше целей.

Соревнование художников.

На доске записаны координаты точек. Например: (0;0), (-1;1), (-3;1), (-2;3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), 2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей точкой отрезком, то в результате получится рисунок.

Можно предложить обратное задание: нарисовать самим рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.

  1. Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Фишка

Цель игры - отработать навыки сложения и вычитания чисел, а также их сравнения. Входе игры ученики, кроме вычислений, учатся выбирать наибольшее среди отрицательных и положительных чисел. Первоначально фишка стоит на любой клеточке на линии старта. Ученик двигает фишку по таблице с числами. За один ход он может продвинуть её на ближайшее соседнее поле по вертикали или по диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.

Пример таблицы:

9

8

7

6

5

4

3

2

3

4

5

6

финиш

-10

-9

-8

-9

-7

-10

-6

-9

-8

-7

-9

-5

47

45

50

42

39

37

50

34

53

40

28

39

-7

-6

-4

-5

-6

-9

-7

-8

-6

-9

-7

-8

23

24

25

26

24

28

29

30

22

31

32

44

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

старт

Кто быстрее

Каждый школьник заготавливает табличку (рис.1). По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определенное действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой. Потом таблички возвращаются обратно и школьники проверяют результаты вычислений друг друга. После проверки заданий учитель собирает карточки и подводит итог. Задание можно усложнить, если в таблицу поместить дробные числа.

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3

·


5

·


4


·

7

·



-3

·


-8



·

-5


·


-7

·



-4


·

Рис.1



  1. Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями и рациональными числами».

Цветок, солнышко

Учитель проецирует на доску цветки (число цветков равно числу команд). На листике помещено число, которое надо сложить (вычесть, умножить) с числами, записанными на лепестках цветка. Аналогичное задание предлагается для рисунка солнышко. Выигрывает та команда, которая для каждого рисунка получит быстрее ответы. Результаты вычислений для проверки записываются на доске. У учителя должны быть заблаговременно подготовленные результаты вычислений. Упражнения можно усложнять, записывая на лепестках или лучах солнышка более сложные задания.


Кто быстрее достигнет флажка.

На доску проецируется набор примеров на четыре действия с обыкновенными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.



Числовая мельница. Тема: «Арифметические действия с рациональными числами».

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя действия, следует идти от центрального кружка к периферии. Можно к одному рисунку вызвать сразу трех школьников. Если у учителя заготовлены ответы по маршрутам, то проверка результатов не вызывает затруднений. Побеждает та команда, у которой самая высокая результативность.













© 2010-2022