• Преподавателю
  • Математика
  • Статья «Дифференцированное обучение на уроках математики в современном этапе развития общеобразовательной школы»

Статья «Дифференцированное обучение на уроках математики в современном этапе развития общеобразовательной школы»

"Выдержка из материала: Когда уже ребенок переходит в среднее звено, мы изучаем их портфолио и делаем определенные выводы, определяем уровень работоспособности ученика. При подготовке к урокам большую помощь оказывают мне пособия для учителей «Поурочные планы по геометрии» Гавриловой Н.Ф. Здесь можно найти подобные поурочные разработки, методические советы и рекомендации, разно уровневые тесты самостоятельных и контрольных работ, тестовые задания, задачи повышенной сложности. "В пособии много ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Дифференцированное обучение на уроках математики в современном этапе развития общеобразовательной школы.

Шигаепова Светлана Завдатовна- учитель математики

МБОУ «Митряевская основная общеобразовательная школа»

Муслюмовского муниципального района РТ

Высшей ценностью современного общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем нашего общества. Всестороннее развитие каждого человека - программная цель нашего общества. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Существование индивидуальных различий между людьми - факт очевидный. Необходимость дифференцированного подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос о «дифференцированном подходе в обучении детей».

Дифференцированный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка.

Цель: Изучить особенность организации дифференцированного обучения в практике современной школы. Обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, - адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение:

  • это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);

  • это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):

  • это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

  • Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Проблема дифференцированного подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до Октябрьской революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям

Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность усвоения учебного материала, гибкость мыслительных процессов.

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Вот уже больше 10 лет я веду уроки, используя метод дифференцированного обучения по математике, что помогает организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним. И не допускать пробелов в знаниях и умениях, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.

Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Подготовка к дифференцированному обучению начинается уже с младших классов. Учителя начальных классов ведут портфолио учащихся, где записывают все удачи, не удачи пробелы и достижения ребенка. Когда уже ребенок переходит в среднее звено, мы изучаем их портфолио и делаем определенные выводы, определяем уровень работоспособности ученика.

Весь класс делим на три группы:

первая - характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников  36%)

вторая - средней (50-55%)

третья - низкой (8-17%)

Создаем оптимальные условия для развития личности наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся.

В своей практике я пользуюсь дидактическим пособием Ганенкова И.С. «Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов». Где количество заданий в каждом тесте различное в зависимости от изучаемого материала , что дает возможность более полно проверить знания и навыки учащихся по изучаемой теме. Задания в тесте расположены по возрастанию степени трудности и распределены на одну или две части.

При подготовке к урокам большую помощь оказывают мне пособия для учителей «Поурочные планы по геометрии» Гавриловой Н.Ф. Здесь можно найти подобные поурочные разработки, методические советы и рекомендации, разно уровневые тесты самостоятельных и контрольных работ, тестовые задания, задачи повышенной сложности. В пособии много дополнительных задач для организации работы с одаренными детьми.

Контрольные и самостоятельные работы даны в трех уровнях сложности, что позволяет осуществить дифференцированный контроль. Первый уровень соответствует обязательным программным требованиям, второй - среднему уровню сложности, задания третьего уровня предназначены для учащихся, проявляющих повешенный интерес к математике.

Учащиеся уже сами определяют свои возможности и ставят себе оценки исходя из того, на каком уровне они сегодня работали на уроке.

Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд не успевающих, хотя в большинстве в своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы.

За последние годы учащиеся сдают ГИА после девятого класса. Из моих учеников еще ни одному ученику не приходилось пересдавать. Успеваемость по предмету- 100%, а качество колеблется между 60и 80%.

Я хочу показать еще некоторые положительные аспекты дифференцированного обучения:

  • исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;

  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

  • отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

  • сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

  • группе где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Дифференциация обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. Она создает предпосылки для развития интересов и социальных способностей ребенка при этом стараются учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

В современной школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений.

Дифференцированный подход обеспечивает личностно - ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся





© 2010-2022