Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Оленегорская средняя общеобразовательная школа»




Методическая разработка урока математики «Действия десятичных дробей»

(урок - путешествие)






Автор Суздалова Любовь Ивановна

учитель математики I категории

МОУ «Оленегорская СОШ»

Аллайховского улуса РС (Я)







с. Оленегорск 2012

Цель урока:

1. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий десятичных дробей.

2. Развивать логическое мышление учащихся, познавательную активность учащихся и самостоятельность.

3. Воспитывать внимательность, пунктуальность, развитие интереса у учащихся.

Форма урока: урок - путешествие

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, задания на ленте Мёбиуса

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята, я надеюсь, что наше знакомство будет приятным для вас и для меня и что этот урок пройдет интересным.

И так, мы отправляемся в путешествие в страну «Десятичные дроби» (слайд 3).


  1. Край математических наук

Первым этапом путешествия у нас будет «Край математических наук» (слайд 4)

Вычислите:

1,8 + 2,5 = 4,3 4,5 + 0,6 =5,1

3,7 - 0,2 = 3,5 4 - 0,8 = 3,2

0,3 · 3 = 0,9 2 : 5 = 0.4

25,5 : 5 = 5,1 3 · 1,7 = 5,1

2,7 · 10 = 27 5, 38 - 2, 18 = 3,2

  • Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей

  • Сформулируйте правило умножения и деления десятичных на натуральные числа.

  1. Замок невыученных уроков

А мы продолжаем путешествие и перемещаемся в «Замок невыученных уроков» (слайд 5). Запишите их в тетрадях, поставив в нужном месте запятые.

Задание на экране:

Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стер в них запятые. Вот какие неравенства у него получились:

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212

736 - 336 = 4

63 - 27 = 603

57 - 4 = 17

А теперь ребята проверим

ответы (слайд 6):

3,2 + 1,8 = 5 4,2 + 17 = 21,2 6,3 - 0,27 = 6,03

3 + 1,08 = 408 7,36 - 3,36 = 4 5,7 - 4 = 1,7


  1. Исторический район

А теперь на нашем пути Исторический район, где необходимо решить

уравнение и составить слово (слайд 7).

(х - 5,6) : 12=3,7 К = 50 Р = 2,20

12х + 14х + 4,2 = 12 А = 0,3 У = 0,1

(х + 2,1) · 4 = 15,2 Д = 1,54 Ш = 1,7

(9,1 - х) - 2,8 = 2,9 Н = 26 И = 3,4

(Ответ: Каши)

Историческая справка (слайд 8). Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль - Каши Джемшид ибн Масуд работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал Аль - Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году.


  1. Поле математических наук

И так, переходим теперь в «Поле математических наук» (слайд 9).

Учащимся раздаются ленты Мёбиуса, на которых написаны примеры на действия с десятичными дробями (сложение, вычитание и умножение). Предлагается с одной стороны ленты решить примеры, потом поменяться лентами с соседом и дорешать примеры с другой стороны. Но в процессе решения учащиеся обнаруживают интересный факт, что, начиная с числа 1,2, они опять к нему приходят, но уже в качестве ответа. Оказывается, у листа Мёбиуса, всего одна сторона (точнее, поверхность).

Задания на ленте Мёбиуса:

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

(дети вписывают ответ в каждый прямоугольник, который становится начальным числом для следующего примера)

Работы сдаются на проверку учителю.

Сообщение учителя (слайд 10)

Лист Мёбиуса - простейшая односторонняя поверхность, полученная склеиванием прямоугольника следующим образом:

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Сторона АВ склеивается со стороной CD, но так, чтобы вершина А совпала с вершиной С, а вершина В - с вершиной D.

Мёбиус Август Фердинанд (1790 - 1868 г.г.) - немецкий математик. В своих трудах по геометрии установил существование односторонних поверхностей (в частности, лист Мёбиуса).


  1. Страна умений и навыков

А теперь мы переходим в «Страну умений и навыков» (слайд 11). Краткое условие задачи вы увидите на экране. Задачу решает каждый ученик.

а) (2,36 · 15 + 24,9) · 5 = 301,5

5,05 + (61,5 - 5,16) : 3 = 23,83

б) Решите задачу:

У Винни Пуха и Пятачка было 2 бочонка с медом общим весом - 3,56 кг. Они пошли в гости к Кролику на Масленицу и решили подарить ему горшочек с медом. Но по дороге случайно Пятачок съел 0,56 кг меда, а Винни Пух - в 5 раз больше. Сколько меда достанется Кролику?

Решение задачи (слайд 12).

  1. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Десятичные дроби». Надеюсь, оно было приятным и полезным. Желаю вам дальнейших успехов в освоении трудной, но интересной науки, под названием математика.

Домашнее задание: составить тест из 5 заданий по данной теме и по желанию составить сказку.

Открытый урок по математике в 5классе посвященный ко дню космонавтики

Тема урока: Совместные действия с десятичными дробями

Цель урока:

  • Закрепить умения и навыки выполнения действий с десятичными дробями.

  • Расширение кругозора учащихся, повышение их общей культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

12 апреля - День космонавтики. Много лет тому назад, когда вас еще не было на свете, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле поднялся в космос наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин (слайд № 2). Он стал самым известным человеком на планете. А мальчики и девочки мечтали стать космонавтами и отправится к звездам.

  1. Устный cчет

Чтобы узнать название первого космического корабля, прочитайте шифровку (слайд № 3, 4).

Задание

Ответ

Буква

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

0,42

В

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

0,2

О

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

0,7

С

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

30

Т

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

20

О

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

0,04

К

4,2

Н

2

А

0,04

К

0,2

О

30

Т

40

Р

0,42

В

0,7

С

20

О

0,02

И

7

Л

3

Ш


  1. Самостоятельная работа

Узнайте, в каком году был совершен этот легендарный полет. Для этого найдите значение выражения (слайд № 5, 6):

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Итак, 12 апреля 1961 года гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин поднялся в космос на корабле «Восток» (слайд № 7).


  1. Работа в парах

Масса первого космического корабля вместе с космонавтами составила 4725 кг. Выразите эту величину (слайд № 8, 9, 10):

а) в тоннах: 4725 кг = 4,725 т

б) в центнерах и килограммах: 4725 кг = 47 ц 25 кг

в) в центнерах: 4725 кг = 47,25 ц


  1. Работа у доски

Определите на какой высоте над Землей пролетел космический корабль. Для этого найдите корень уравнения (слайд № 11):

а) Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс

б) Найдите, какова была длительность этого полета (слайд № 12). Для этого найдите среднее арифметическое чисел 101,7; 57,5; 174,2 и 98,6

Методическая разработка урока по математике Действия с десятичными дробями 5 класс


  1. Итог урока.

Выставление оценок






© 2010-2022