Методическая статья по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ямковая Людмила Ивановна

учитель математики

Донецкой ОШ № 88

2015год

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Методическая статья по математикеМетодическая статья по математикеОлимпиадные задачи - это особый вид математических задач, требующих не только творческих способностей школьника, но и знания классических олимпиадных идей. Для этого необходимо формировать опыт обращения с задачами, отличными от стереотипных упражнений.

Как построить работу над настоящей задачей, чему следует научиться в процессе этой задачи, и как оценить свои успехи, - эти вопросы возникают при решении творческих задач. Не всегда удается решить подобную задачу. Но важно научить ученика устанавливать интересные закономерности, обобщать новые факты, подходы к решению.

Каждая творческая задача должна нести новую математическую информацию, обогащать опыт учащихся новыми методами решения, развивать логическое мышление.

Рассмотрим приемы работы над творческой задачей по теме «Разложение многочленов на множители».

При решении многих алгебраических задач бывает необходимо данный алгебраический многочлен представить в виде произведения двух или более многочленов. Если многочлен не допускает разложение на множители над полем действительных чисел, то такой многочлен называется неприводимым. Разложение на множители считается законченным, все полученные множители неприводимы.

При разложении многочленов на множители применяются различные приемы: вынесение общего множителя за скобки, группировка, использование формул сокращенного умножения и др.

Например:

1. Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-9

Сгруппируем слагаемые:

Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-9+Методическая статья по математике+Методическая статья по математике=(Методическая статья по математике-1)+(Методическая статья по математике-8)+(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике)=(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)+(Методическая статья по математике-2)(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+4)+ +(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+4)=(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+4)(Методическая статья по математике-2+1)+(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-5)=(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+4)(Методическая статья по математике-1)+(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-5)= =(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+4)(а-1)+(а-1)(4а+5)=(а-1)(Методическая статья по математике+Методическая статья по математике+4+4а+5)=(а-1)(Методическая статья по математике+6а+9)=(а-1)* *(а+3)Методическая статья по математике.

Анализ решения:

  • Группировка многочлена на три группы слагаемых.

  • Разность кубов - главная группа; третью группу дополняем до неполного квадрата суммы.

  • Первую группу дополняем противоположными к веденным слагаемыми.

  • Неполный квадрат суммы вынести за скобки, а оставшуюся сумму разложили на множители.

  • (а-1) вынесли за скобки.

  • (Методическая статья по математике+6а+9)=(а+3)Методическая статья по математике представили на множители по формуле квадрата двучлена.

Итак, в данном примере сконцентрировались все стандартные приемы разложения на множители. Самый сложный и не имеющий общей схемы - это группировка слагаемых, требующая такой расстановки слагаемых, которая бы разрешила все последующие шаги.

Нередко случается, что первая попытка группировки оказывается неудачной. Тогда следует строить вторую схему, третью и т.д., до тех пор, пока представление слагаемых даст одинаковые множители.

Рассмотрим пример:

Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-Методическая статья по математике+Методическая статья по математике-4авс=(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)+(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)+(Методическая статья по математике- Методическая статья по математикеавс+Методическая статья по математике)=4в(а-с)+ас(с-а)+2в(Методическая статья по математике-2ас+Методическая статья по математике)=4Методическая статья по математике(а-с)-ас(а-с)+2в(а-с)Методическая статья по математике=(а-с)(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике+2в(а-с))=(а-с)(Методическая статья по математике-ас+2ав-2вс)=(а-с)((Методическая статья по математике+2ав)-(ас+2вс))=(а-с)(2в(2в+а)-Методическая статья по математике))=(а-с)(2в+а)(2в-с).

Анализ решения

  • Группировку строили по сходным признакам - общим множителям (метод проб и анализа ситуации, основанный на интуиции).

  • Дальнейшее преобразование приводятся по общей схеме.

Рассмотрим примеры конкурсных задач по данной теме:

3. Разложить на множители:

x(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)+у(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)+z(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)=xМетодическая статья по математике-xМетодическая статья по математикеМетодическая статья по математикеМетодическая статья по математике+zМетодическая статья по математике-zМетодическая статья по математике=(xМетодическая статья по математикеМетодическая статья по математике)+(уМетодическая статья по математике-

-zМетодическая статья по математике+zМетодическая статья по математике-xМетодическая статья по математике)=xy(y-x)+((уМетодическая статья по математике-xМетодическая статья по математике)+(zМетодическая статья по математике-zМетодическая статья по математике))=xy(y-x)+(Методическая статья по математике(y-x)+z(Методическая статья по математике-Методическая статья по математике)=

=xy(y-x)+Методическая статья по математике(y-x)-z(y-x)(y+x)=(y-x)(xy+Методическая статья по математике-zy-zx)=(y-x)((xy-zу)+(Методическая статья по математике-zх))=

=(y-x)(у(x-z)-z(x-z))=(y-x)(x-z)(y-z).

4. (ОО) Если а+в+с=0, то Методическая статья по математике. Доказать.

Пусть с = -а-в;

Имеем

Методическая статья по математике

Разложим знаменатели на множители: 1) Методическая статья по математике; 2) Методическая статья по математике-2ав+ав-Методическая статья по математике=2в(в-а)+а(в-а)=(в-а)(2в+а);

3) (Методическая статья по математике)+(Методическая статья по математике)=2а(а+2в)+в(2в+а)=(2в+а)(2а+в);

Получаем выражение:

Методическая статья по математикеПреобразование числитель:

Методическая статья по математикедалее, Методическая статья по математике

5. (РО) Разложить на множители:

Методическая статья по математике

=-(аМетодическая статья по математике+ас-2авс)+(Методическая статья по математике)+(Методическая статья по математике) =-а(Методическая статья по математике-2вс+Методическая статья по математике)+Методическая статья по математике(в-с)+вс(с-в)=-аМетодическая статья по математике+

+Методическая статья по математике(в-с)-вс(в-с)=(в- с)(-а (в-с)+ Методическая статья по математике-вс)=(в-с)(-ав+ас+Методическая статья по математике-вс)=(в-с)((ас+Методическая статья по математике)-(ав+вс))=

=(в-с)(а(с+а)-в(а+с))=(в-с)(с+а)(а-в).

6. Упростить выражение:

Методическая статья по математике

Методическая статья по математике

Разложение числителя на множители способом группировки:

1-ый этап:

Методическая статья по математике2-ой этап:

Методическая статья по математике

3-ий этап:

Методическая статья по математике

7. Доказать, что сумма дробей Методическая статья по математикеМетодическая статья по математикеМетодическая статья по математике тождественно равна их произведению:

Методическая статья по математике

Преобразуем левую часть тождества:

Методическая статья по математике;

Докажем, что числители равны:

Методическая статья по математикеМетодическая статья по математикеМетодическая статья по математикеСложим выражения 1), 2), 3). В результате имеем:

Методическая статья по математикеИтак, числители равны, следовательно, и дроби равны.

8. (РО) Доказать, что многочлен Методическая статья по математикеМетодическая статья по математике делится на многочлен Методическая статья по математике

Разложим многочлен Методическая статья по математике на множители способом группировки:

Методическая статья по математикеМетодическая статья по математикеМетодическая статья по математике

Методическая статья по математике

Методическая статья по математике

Итак, Методическая статья по математике=Методическая статья по математике делится на Методическая статья по математике

9. (РО) Доказать неравенство

Методическая статья по математике≥16, a,b,c,d>0

Если а≥b, то a-b≥0

Методическая статья по математике≥0 /abcd, abcdМетодическая статья по математике≠0

Методическая статья по математике≥0

Методическая статья по математике+acМетодическая статья по математике+abМетодическая статья по математике+abcd-16abcd≥0

Методическая статья по математике-

-12abc≥0

Группируем:

Методическая статья по математикеМетодическая статья по математике≥0

т.к. a,b,c,d>0 условию, а квадрат разности есть число положительное.

10. (РО) Показать, что для любого целого n число Методическая статья по математике делится на 96.

Методическая статья по математике=8n(6n+6)=8n*6(n+1)=48n(n+1);

Т.к. n(n+1) - число четное, то данное число делится на 96.

Итак, работая с многочленами, мы решаем две основные задачи: раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых, т. е. упрощаем выражение; и обратную задачу - разложение на множители многочлена. После таких непростых преобразований у школьников сформируются стойкие учебные навыки представления многочлена на множители, используя формулы сокращённого умножения, вынесение общего множителя за скобки и группировку слагаемых.


© 2010-2022