План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс урок № 11, 12

Учитель: Гайнанова С.Ф.

Соотношения между тригонометрическими функциями

одного и того же аргумента

Цели:

  • научить находить соотношения между тригонометрическими функциями;

  • повторить уравнение окружности;

  • повторить значения тригонометрических функций острого угла;

  • формировать умения и навыки использования тригонометрических тождеств;

  • развивать память.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Устный счет

    1. В какой четверти находится конечная точка поворота на угол:

1) 220; 3) -160; 5) 906;

2) 285; 4) -290; 6) 4825?

2. Выразите в градусах угол, радианная мера которого равна:

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями

  1. Какому значению равны:


План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями

III Сообщение темы урока

  • Мы с вами уже познакомились с определениями тригонометрических функций угла, с радианной мерой угла, с формулами перехода от радианной меры угла к градусной и от градусной к радианной. И сегодня мы научимся находить соотношения между тригонометрическими функциями, использовать тригонометрические тождества при решении задач.

IV Изучение нового материала

  • ППлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциямиусть при повороте начального радиуса ОА, равного R, на угол План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями . Тогда по определению План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями =План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , где x - абсцисса точки В, а y - ордината. Отсюда следует, что План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями Тогда В принадлежит окружности. Поэтому ее координаты удовлетворяют уравнению:

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями.

Воспользуемся равенствами: План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями получим:

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями

Отсюда: План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями (1)

Формула (1) выражает соотношение между синусом и косинусом одного аргумента.

  • Выясним теперь как связаны между собой тангенс и котангенс одного и того же аргумента. По определению

tgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями. Т.к. План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями то

tgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями= План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями (2)

ctgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями (3).

  • Равенство (1) верно при любых значениях План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями . Равенство (2) верно при всех значениях План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , при которых План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , а равенство (3) верно при всех значениях План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , при которых План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями .

  • С помощью этих формул можно получить другие формулы, выражающие соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Из равенств (2) и (3) получаем:

tgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями, т.е. tgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями 1. (4)

  • Равенство (4) показывает, как связаны между собой тангенс и котангенс одного аргумента. Оно верно при всех значениях План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , при которых tgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями имеют смысл.

  • Выведем теперь формулы, выражающие соотношения между тангенс и косинусом, а также между котангенс и синусом одного и того же аргумента.

Разделив обе части равенства (1) на План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями получим:

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями . (5)

Если обе части равенства (1) разделить на План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , то

План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями . (6)

  • Равенство (5) верно, когда План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , а равенство (6) - когда План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями .

  • Равенства (1) - (6) являются тождествами. Их называют основными тригонометрическими тождествами.

V Закрепление изученного материала

  1. Рассмотрим пример. Найти План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями tgПлан конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями, План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями , если План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями и План конспект урокаСоотношение между тригонометрическими функциями .

  2. № 55, 56, 58, 60, 62.

Домашнее задание: § 1, п.1, № 7,18 (б, г), из методички № 46, 52.

© 2010-2022