- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс Решение уравнений и неравенств
Элективный курс Решение уравнений и неравенств
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алагашева Н.Ф. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс
« Практикум по решению уравнений и неравенств».
Разработчик рабочей программы:
Алагашева Н.Ф.
Абакан 2014
« Дорогу осилит идущий,
а математику- мыслящий»
Пояснительная записка
Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
Овладение каким-либо разделом математики достигается только в процессе решения задач, не случайно решению задач в школе отводится не менее 2/3 учебного времени.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики.
Сам процесс решения, независимо от исхода, поиска ответа на задачу оттачивают ум человека, воспитывают в нём замечательные качества, которые пригодятся ему в любой работе, даже далёкой от математики.
«Практикум по решению уравнений и неравенств» предоставляет учащимся дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к науке математике.
Какими бы математическими способностями не обладал ученик, но если он систематически решает задачи, побеждая некоторые из них, успех в решении в дальнейшем приходит к нему всё чаще и чаще.
Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Нетрадиционные подходы к решению уравнений и неравенств позволяет сформировать в учащихся достаточно общий взгляд на эту большую группу задач.
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения.
В течение всех лет обучения в школе решают различные виды уравнений. Не сосчитать, сколько линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений решили ученики за эти годы. Однако в старших классах при решении показательных или логарифмических уравнений, когда после преобразований ученик переходит к алгебраическому уравнению, он всё равно допускает ошибки. Это неудивительно: решение уравнений - один из наиболее трудных вопросов.
Программа курса « Практикум по решению уравнений и неравенств» рассчитана на 60 часов. Курс предназначен для учащихся 9-х классов для систематизации знаний.
Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся.
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их более осмысленному пониманию теоретических сведений.
Цель курса:
-
Расширение и углубление теоретического материала изученного на уроках;
-
Развитие умений применять полученные знания на уроках при решении уравнений;
-
Прививать интерес к науке математике и воспитание определённой культуры работы над уравнениями и неравенствами;
-
Подготовка учащихся к экзамену и подготовка к профильному обучению.
Задачи курса:
1.Овладение системой знаний об уравнениях;
2.Отрабатывать умения в применении различных методов решений (аналитических, графических);
3.Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному курсу;
4. Формирование логического мышления учащихся.
Требования к математической подготовке учащихся.
1. Уравнения и неравенства с одной переменной.
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
-
освоить различные приёмы в решении уравнений, в том числе нестандартных;
-
усовершенствовать технику решения различных уравнений, неравенств, в том числе неравенств и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля;
-
усвоить приёмы решения уравнений повышенной сложности;
-
сформировать умение в решении иррациональных уравнений и неравенств.
2. Уравнения с двумя переменными и их системы, неравенства с двумя переменными.
Изучение программного материала дает возможность учащихся:
-
усовершенствовать технику решения систем уравнений с двумя переменными;
-
сформировать умение в графической интерпретации решения систем уравнений;
-
освоить приёмы решения уравнений и систем уравнений повышенной сложности;
-
сформировать умения в решении задач с помощью систем уравнений.
3.Уравнения с параметром.
Изучение программного материала даёт возможность учащимся:
-
овладеть методом решения линейных уравнений с параметром;
-
освоить способы решения квадратных уравнений с параметром;
-
ознакомиться со способами решения дробно-рациональных уравнений с параметром и задач с параметром.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Разделы и темы
Кол-во
часов
Дата
проведения
Уравнения с одной переменной
18
1-2
Квадратные уравнения. Разные приёмы решения квадратных уравнений
2
3-4
Решение простейших квадратных уравнений
2
5-6
Решение квадратных уравнений с иррациональными корнями и приводящихся к ним
2
7-8
Уравнения приводящиеся к квадратным
2
9-10
Целое уравнение и его корни
2
11-12
Способы решения целых уравнений
2
13-14
Решение дробно-рациональных уравнений
2
15-16
Решение иррациональных уравнений
2
17-18
Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля
2
Неравенства с одной переменной
14
19-20
Решение квадратных неравенств
2
21-22
Метод интервалов
2
23-24
Метод интервалов. Применение метода интервалов при решении задач
2
25-26
Решение рациональных неравенств
2
27-28
Решение дробно-рациональных неравенств
2
29-30
Решение неравенств, содержащих модуль
2
31-32
Решение иррациональных неравенств
2
Уравнения, системы уравнений, неравенства с двумя переменными
14
33-34
Уравнения с двумя переменными и его график
2
35-36
Системы уравнений с двумя переменными.
2
37-38
Графическая интерпретация решения систем уравнений
2
39-40
Способы решения систем уравнений
2
41-42
Неравенства и системы неравенств с двумя переменными
2
43-44
Неравенства и системы неравенств с двумя переменными
2
45-46
Решение задач с помощью систем уравнений
2
Уравнения с параметром
16
47-48
Линейные уравнения с параметром
2
49-50
Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации
2
51-52
Квадратные уравнения с параметром
2
53-54
Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами
2
55-56
Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра
2
57-58
Дробно-рациональные уравнения с параметром
2
59-60
Дробно-рациональные уравнения с параметром
2
Задачи с параметром
2
Литература:
1.Тестовые задания ФИПИ;
2.Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов авт. Ю.Н.М;
3. Уравнения, А.Х. Шахмейстер, пособие для школьников, абитурентов и учителей, под ред. Б.Г. Зива, С. Петербург Москва 2004 г.;
4.Решение уравнений и неравенств с параметрами, элективный курс, автор-составитель Д.Ф. Айвазян;
5.Математика.9-й класс. Подготовка к ГИА-2013:учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю.Кулабухова.- Ростов-на-Дону:Легион.,2010.
6.Педагогический практикум. Нестандартные задания по математике 5-11 классы. В.В. Кривоногов, Москва «Первое сентября» 2003г.