- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа 6 класс Виленкин Математика
Рабочая программа 6 класс Виленкин Математика
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Деунежева Л.Б. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Примерная программа основного общего образования по математике. Математика..Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. -М.:Вентана-Граф, 2008
-
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого и шестого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд--М. Мнемозина, 2009 г.
На преподавание математики в 6 классе отведено 5 часов в неделю, всего 170 часов в год.
На итоговое повторение в 6 классе отведено 13 часов в конце учебного года, остальные часы распределила по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Структура документа
Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
-
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Математической речи;
-
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
Внимания; памяти;
-
Навыков само и взаимопроверки.
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
-
Воспитание:
-
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
Волевых качеств;
-
Коммуникабельности;
-
Ответственности.
Целью изучения курса математики в 6 классе является:
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Из них контрольных работ
Повторение
5
1
Делимость чисел
20
1
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
22
2
Умножение обыкновенных дробей
16
1
Деление обыкновенных дробей
16
2
Отношения и пропорции
19
2
Положительные и отрицательные числа
13
1
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
11
1
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
12
1
Решение уравнений
15
2
Координаты на плоскости
9
1
Элементы логики и теории вероятностей
4
Повторение
8
1
Итого
170
15
Содержание обучения.
-
Повторение (5 ч.)
Натуральные числа
Десятичные числа.
Дроби
Уравнения. Решение задач
-
Делимость чисел (20 ч)
Делители и кратные.
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
Признаки делимости на 3 и на 9.
Простые и составные числа.
Разложение на простые множители.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
Наименьшее общее кратное.
Знать и понимать:
-
Делители и кратные числа.
-
Признаки делимости на 2,3,5,10.
-
Простые и составные числа.
-
Разложение числа на простые множители.
-
Наибольший общий делитель.
-
Наименьшее общее кратное.
Уметь:
-
Находить делители и кратные числа.
-
Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.
-
Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел.
Раскладывать число на простые множители
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с разными знаменателями.
Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Знать и понимать:
-
Обыкновенные дроби.
-
Сократимая дробь.
-
Несократимая дробь.
-
Основное свойство дроби.
-
Сокращение дробей.
-
Сравнение дробей.
-
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Уметь:
-
Сокращать дроби.
-
Приводить дроби к общему знаменателю.
-
Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.
3. Умножение обыкновенных дробей (16 ч)
Умножение дробей.
Нахождение дроби от числа.
Применение распределительного свойства умножения.
Знать и понимать:
-
Умножение дробей.
-
Нахождение части числа.
-
Распределительное свойство умножения.
Уметь:
-
Умножать обыкновенные дроби.
Находить часть числа.
4. Деление обыкновенных дробей (16 ч)
Взаимно обратные числа.
Деление.
Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
Знать и понимать:
-
Взаимно обратные числа.
-
Нахождение числа по его части.
Уметь:
-
Находить число обратное данному.
-
Выполнять деление обыкновенных дробей.
-
Находить число по его дроби.
-
Находить значения дробных выражений
5. Отношения и пропорции (19 ч)
Отношения
Пропорции.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Знать и понимать:
-
Отношения.
-
Пропорции.
-
Основное свойство пропорции.
-
Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Уметь:
-
Составлять и решать пропорции.
Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости
Масштаб.
Длина окружности, площадь круга.
Шар.
Знать и понимать:
-
Формула длины окружности.
-
Формула площади круга.
-
Масштаб. Шар.
Уметь:
-
Решать задачи по формулам.
Решать задачи с использованием масштаба.
6. Положительные и отрицательные числа (13 ч)
Координаты на прямой.
Противоположные числа.
Модуль числа.
Сравнение чисел.
Изменение величин.
Знать и понимать:
-
Противоположные числа.
-
Координаты на прямой.
-
Модуль числа.
Уметь:
-
Находить для числа противоположное ему число.
-
Находить модуль числа.
Сравнивать рациональные числа.
-
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11ч)
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками.
Вычитание.
Знать и понимать:
-
Правило сложения отрицательных чисел.
-
Правило сложения двух чисел с разными знаками.
-
Вычитание рациональных чисел
-
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
Уметь:
-
Складывать числа с помощью координатной плоскости.
-
Складывать и вычитать рациональные числа.
8. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч)
Умножение.
Деление.
Рациональные числа.
Знать и понимать:
-
Понятие рациональных чисел.
Уметь:
-
Выполнять умножение и деление рациональных чисел
Свойства действий с рациональными числами.
Уметь:
-
Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений
9. Решение уравнений (15 ч)
Раскрытие скобок.
Коэффициент.
Подобные слагаемые.
Решение уравнений.
Знать и понимать:
-
Подобные слагаемые.
-
Коэффициент выражения.
-
Правила раскрытия скобок.
Уметь:
-
Раскрывать скобки.
-
Приводить подобные слагаемые
-
Применять свойства уравнения для нахождения его решения.
10. Координаты на плоскости (9 ч)
Параллельные прямые.
Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы.
Графики.
Знать и понимать:
-
Перпендикулярные прямые.
-
Параллельные прямые.
-
Координатная плоскость.
-
Координаты точки.
-
Столбчатая диаграмма.
-
График зависимости.
Уметь:
-
Изображать координатную плоскость.
-
Строить точку по заданным координатам.
-
Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.
-
Строить столбчатые диаграммы.
-
Находить значения величин по графикам зависимостей.
11. Элементы логики и теории вероятностей (4 ч)
Первое знакомство с понятием «вероятность».
Первое знакомство с подсчётом вероятности.
12. Повторение (8 ч)
Действия с обыкновенными дробями. Действия с обыкновенными дробями.
Сложение и вычитание чисел с разными знаками. Умножение и деление чисел с разными знаками. Решение уравнений. Координаты на плоскости. Графики.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по математике 6 класс
№ п/п
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата
По программе
По факту
Повторение. Натуральные числа
1
Повторение. Десятичные числа
1
Повторение. Дроби
1
Повторение Решение уравнений
1
Входящий контроль
1
1. Делимость чисел (20 уроков)
Делители и кратные
1
Делители и кратные
1
Делители и кратные
1
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
Признаки делимости на 9 и на 3
1
Признаки делимости на 9 и на 3
1
Простые и составные числа
1
Простые и составные числа
1
Разложение на простые множители
1
Разложение на простые множители
1
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
Наименьшее общее кратное
1
Наименьшее общее кратное
1
Наименьшее общее кратное
1
Наименьшее общее кратное
1
Контрольная работа по теме «Делимость чисел»
1
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 урока )
Основное свойство дроби
1
Основное свойство дроби
1
Сокращение дробей
1
Сокращение дробей
1
Сокращение дробей
1
Приведение дробей к общему знаменателю
1
Приведение дробей к общему знаменателю
1
Приведение дробей к общему знаменателю
1
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Контрольная работа по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
1
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
1
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 урока )
Умножение дробей
1
Умножение дробей
1
Умножение дробей
1
Умножение дробей
1
Нахождение дроби от числа
1
Нахождение дроби от числа
1
Нахождение дроби от числа
1
Нахождение дроби от числа
1
Нахождение дроби от числа
1
Применение распределительного свойства умножения
1
Применение распределительного свойства умножения
1
Применение распределительного свойства умножения
1
Применение распределительного свойства умножения
1
Применение распределительного свойства умножения
1
Контрольная работа по теме «Умножение дробей»
1
Взаимно обратные числа
1
Взаимно обратные числа
1
Деление
1
Деление
1
Деление
1
Деление
1
Деление
1
Контрольная работа №5
1
Нахождение числа по его дроби
1
Нахождение числа по его дроби
1
Нахождение числа по его дроби
1
Нахождение числа по его дроби
1
Нахождение числа по его дроби
1
Дробные выражения
1
Дробные выражения
1
Дробные выражения
1
Контрольная работа по теме «Деление дробей»
1
4.Отношения и пропорции (19 урока)
Отношения
1
Отношения
1
Отношения
1
Отношения
1
Отношения
1
Пропорции
1
Пропорции
1
Пропорции
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
Контрольная работа по теме «Отношения и пропорции»
1
Масштаб
1
Масштаб
1
Длина окружности и площадь круга
1
Длина окружности и площадь круга
1
Шар
1
Шар
1
Контрольная работа по темам «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»
1
5. Положительные и отрицательные числа (13 ур )
Координаты на прямой
1
Координаты на прямой
1
Координаты на прямой
1
Противоположные числа
1
Противоположные числа
1
Модуль числа
1
Модуль числа
1
Сравнение чисел
1
Сравнение чисел
1
Сравнение чисел
1
Изменение величин
1
Изменение величин
1
Контрольная работа по теме «Координаты на прямой»
1
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 уроков)
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
Сложение отрицательных чисел
1
Сложение отрицательных чисел
1
Сложение чисел с разными знаками
1
Сложение чисел с разными знаками
1
Сложение чисел с разными знаками
1
Вычитание
1
Вычитание
1
Вычитание
1
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
1
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 уроков )
Умножение
1
Умножение
1
Умножение
1
Деление
1
Деление
1
Деление
1
Рациональные числа
1
Рациональные числа
1
Контрольная работа по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
1
Свойства действий с рациональными числами
1
Свойства действий с рациональными числами
1
Свойства действий с рациональными числами
1
8. Решение уравнений (15 уроков)
Раскрытие скобок
1
Раскрытие скобок
1
Раскрытие скобок
1
Раскрытие скобок
1
Коэффициент
1
Коэффициент
1
Подобные слагаемые
1
Подобные слагаемые
1
Подобные слагаемые
1
Контрольная работа по темам «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые»
1
Решение уравнений
1
Решение уравнений
1
Решение уравнений
1
Решение уравнений
1
Контрольная работа по теме «Решение уравнений»
1
9. Координаты на плоскости ( 13 уроков )
Перпендикулярные прямые
1
Перпендикулярные прямые
1
Параллельные прямые
1
Параллельные прямые
1
Координатная плоскость
1
Координатная плоскость
1
Координатная плоскость
1
Столбчатые диаграммы
1
Столбчатые диаграммы
1
Графики
1
Графики
1
Графики
1
Контрольная работа по теме «Координаты на плоскости»
1
10. Итоговое повторение (13 часов)
Итоговое повторение. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Итоговое повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Итоговое повторение. Умножение дробей Деление
1
Итоговое повторение. Дробные выражения
1
Итоговое повторение. Пропорции
1
Итоговое повторение. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками
1
Итоговое повторение. Умножение. Деление
1
Итоговая контрольная работа
1
Требования к математической подготовке
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
-
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
-
Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
-
Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
-
Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
-
Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
-
Находить числовые значения буквенных выражений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать1
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Общеучебные цели изучения курса:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения физики и химии , для продолжения образования;
-развитие интереса к предмету, формирование понимания значимости математики ;
-развитие способностей, творческой активности;
-формирование опыта решения разнообразных задач, планирования деятельности;
-ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей.
Задачи:
-развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;
-формировать навыки преобразования выражений;
-закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
-ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
-познакомить с видами графиков.
Литература
-
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2008
-
Выговская В.В.Поурочные разработки по математике: 6 класс- М., ВАКО, 2010
-
Данкова И.Н. ,Кузьминых С.Ф., Юрченко М.В., Черных Н.В. Теория вероятностей. Поурочные разработки по математике 5-6 классы. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2008
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.