Урок «Путешествие по математике» ( 5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Путешествие по математике» ( 5 класс)

Тема: Площадь и объемы

Цель урока: Ознакомить с соотношением единиц объема, учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми задачами на вычисление объемов и площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока:

Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну «Геометрия» и выясним, как мы умеем вычислять площади поверхности, объемы геометрических тел, научимся переводить одни единицы объема в другие.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную, и увез ее в далекую сказочную страну «Геометрия». Иван-царевич решил выручить (освободить) Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное сообразительное войско, которое помогло бы в неизвестной для него стране «Геометрия». Вот он и решил испытать вас, воинов.

I. Но сначала надо Ивану-царевичу выбрать генерала для войска. Для этого на доске задания для двух воинов, которых вы выдвинете на должность генерала от каждого из 2 отрядов. Он должен будет прийти на помощь любому воину !!!!. Давайте разделимся на 2 отряда по рядам.

Задание 1: Вычислите объем и площадь поверхности данного прямоугольного параллелепипеда

a =5 см

b = 9 см

c = 2 см

a = 2 см

b = 10 см

c = 3 см


.

Решение:

V = a•b•c = 5•9•2 = 90 (см3)

S = 2•5•9+2•9•2+2•2•5 = 90+36+20 = 146 (см2)

Решение:

V = a•b•c = 2•10•3 = 60 (см3)

S = 2•2•10+2•3•10+2•2•3=40+60+12=112 (см2)

II. А вот сколько коней вам дадут в дорогу зависит от того, сколько примеров сделает Саша Мохов.

Лесенка для Саши



___6 • 8___

____30:6____|

____33____|

____22____|

__28+15__|

___63-14___|

___45:9___|


III. Пока воины выполняют эту работу, давайте посмотрим, кто лучше считает, какой отряд будет лучшим.

Задание: (на доске)

(Устный ответ)

а) 4 × 16

+ 11

: 15

× 12

____: 20

3

б) 4 × 14

+ 40

: 48

× 35

______: 5

14

в) 19 × 3

- 9

: 12

× 25

___ : 50

2

г) 2 × 26

- 7

: 3

× 6

___ : 5

18

д) 32 × 3

: 48

× 15

× 3

___ : 45

2

Проверка с помощью сигнальных карточек (Подсчет правильных ответов в каждом ряду за каждый пример)

Каждому ответу соответствует своя буква: 3 - у, 14 - д, 2 - а, 18 - ч. (Удача)

IV. А теперь проверим индивидуальные работы наших будущих генералов. Кто сделал быстрее и правильнее?

V. И вот поехал Иван-царевич вместе с войском во главе с генералом выручать Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано:

5 см, 8 дм3, 10 м, 6 га, 7 л, 21 а, 9 м2, 25 см3, 2 км

Прочитайте записи и разделите их на группы, камень и перевернется. Прочитайте записи, которые относятся к теме «Объем» и запишите ее в тетрадь.

VI. Работа по теме в тетради

Первую преграду войско одолело: камень перевернулся. А дальше дорога привела войско к волшебной стене. Ворота в ней откроются, если вы выполните № 825 из учебника. Прочитать.

В: Чему вы должны научиться, чтобы выполнить этот номер?

О: Нужно знать перевод одних единиц объема в другие.

В: А что нам нужно знать, чтобы выполнить этот перевод?

О: Соотношения между линейными единицами. Единицы объема - кубические, значит линейные единицы мы должны возвести в куб.

Давайте заполним таблицу:

В: Сколько мм в 1 см?

О: 1 см = 10 мм

В: А в кубическом см?

О: 103 мм3

1 см3 = 1000 мм3

1 дм = 10 см

1 дм3 = 1000 см3

1 м = 10 дм

1 м3 = 1000 дм3

1 м = 100 см

1 м3 = 1000000 см3

1 л = 1 дм3 = 1000 см3

Смотрите эту таблицу на форзаце учебника. Если вы решите №825, то откроется только калитка для людей. А Изикенов Еламан будет выполнять задание, чтобы кони прошли через ворота. Генерал может помочь Еламану.

№825 (I В. - а, в; II В - б, г) (двоих к доске)

а) 5 дм3635см3 = 5635см3

2 дм380см3 = 2080см3

б) 6м3580дм3 = 6580дм3

315дм3 = 7015дм3

в) 3270дм3 = 3м3270дм3

12540000см3 = 12540дм3 = 12м3540дм3

Карточка для Еламана:

а) Выразить в см3: 6 дм3, 15 дм3

б) Выразить в дм3: 3 м3, 12 м3, 4м325дм3

Решили это задание, ворота и открылись. От волшебной стены дорога вела в лес. Шли они, шли и увидели избушку Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем. Воины должны решить задачу №827 и взять ларец, в котором заключается его смерть.

827

В: - О чем говорится в этой задаче?

- Какую форму имеет аквариум?

- Назовите три его измерения.

- Что нужно вычислить, чтобы узнать, сколько воды входит в аквариум?

- Какое есть дополнительное условие?

- Как вы это понимаете?

- Как узнать нужную нам высоту?

- Составьте план решения задачи.

Решение:

  1. 55-10 = 45 см - высота уровня воды

  2. V = a•b•c = 80•45•45 = 162000 (см3) = 162 дм3 = 162 л - воды надо влить в аквариум. дополнительный вопрос. Сколько времени потребуется для заполнения аквариума, если в минуту в него поступает 27 л?

  3. 162:27 = 6 (мин). Ответ: 162 л.

Раскрыл Иван-царевич ларец. Вынул из него иглу с кощеевой смертью и переломил ее. Покончено с Кощеем Бессмертным - освободилась Елена Прекрасная.

Но Елена решила, что это проделки Кощея, а не настоящее освобождение и решила она испытать вас, воинов, и задала тест.

Закрепление: Тест по вариантам

Тест №1

  1. 4 см3 равны

а) 40 мм3

б) 400 мм3

в) 4000 мм3

  1. 5 литров в кубических см - это

а) 500 см3

б) 5000 см3

в) 50000 см3

  1. Любой прямоугольный параллелепипед имеет ребра. Сколько их?

а) 12

б) 8

в) 6

  1. Линейные размеры прямоугольного параллелепипеда равны 2 см, 3 см, 4 см. чему равен его объем?

а) 24 см3

б) 20 см3

в) 14 см3

  1. Площадь поверхности этого прямоугольного параллелепипеда равна

а) 24 см2

б) 52 см см2

в) 26 см см2

Тест №2

  1. 5 дм см3 равны

а) 5000 см3

б) 5000 см3

в) 50 см3

  1. 7 м3 равны

а) 70000 см3

б) 7000000 см3

в) 7000 см3

  1. Любой прямоугольный параллелепипед имеет грани. Сколько их?

а) 12

б) 8

в) 6

  1. Линейные размеры прямоугольного параллелепипеда равны 2 см, 3 см, 5 см. чему равны его объемы?

а) 25 см3

б) 30 см3

в) 20 см3

  1. Площадь поверхности этого прямоугольного параллелепипеда равна

а) 30 см3

б) 31 см3

в) 62 см3

ответы:

I

1-в

2-б

3-а

4-а

5-б

II

1-а

2-б

3-в

4-б

5-в

Поставьте себе бал, на который вы, думаете, сделали тест. А теперь проверим. Поменялись тетрадями. Кто получил «5»; «4»; «3»; «2».

Проверила Елена Прекрасная, что вы настоящие воины и в тот же день сыграли свадьбу.

Хорошо справилось войско с препятствиями страны «Геометрия». Знают воины премудрости этой страны, не боятся никаких заданий, есть у них знания, а что подзабыли - повторят дома. Решил наградить по-царски Иван-царевич воинов, помогавших ему в преодолении препятствий.

Подводится итог.

Вот и сказке конец, а значит и конец нашему путешествию по сказочной стране «Геометрия». Спасибо воинам за то, что помогли Ивану-царевичу в незнакомой для него стране.

А чтобы вы не забыли все, что узнали, запишите домашнее задание: №844, №846 (в, г), 843.











Самоанализ урока математики в 5 классе учителя Сланбекова Е.Т.

Характеристика класса

Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые быстро решают, умеют мыслить, анализировать, искать пути решения. А есть ребята, у которых хорошие вычислительные навыки, но они с трудом решают задачи, т.е. на выполнение их им нужно больше времени. Если бы Юшин Саша и Кадырманов Дамир регулярно выполняли хорошо домашнее задание, то они также могли учиться на «4». Качество знаний по математике в этом классе 50% (т.е. 4 из 8 имеют «4» или «5»).

Место урока в курсе

Вообще, геометрический материал в 5 классе очень тяжело воспринимается детьми. В качестве главных причин можно указать невысокий уровень пространственного воображения и пространственного мышления учащихся, а также слабое развитие логического мышления. Формирование этих структур происходит не сразу, не в одночасье. В школьном курсе появятся предметы, которые в той или иной мере требуют пространственных представлений и могут считаться факторами, способствующими становлению пространственного мышления ученика: география в 6 классе, физика в 7, черчение 7-8 классе, геометрия в 7 классе, стереометрия в 10 классе.

Одним из трудных разделов математики в 5 классе является раздел, посвященный изучению прямоугольных параллелепипедов. Ученик должен усвоить много формул и единиц объема, и их взаимоотношения между собой.

К данному уроку дети умеют переводить из одних квадратных единиц в другие, используя зависимость между линейными единицами. Этот урок один из последних по теме «Площади и объемы». Они должны уметь находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. А на прошлом уроке познакомились с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба.

Анализ цели урока

Целью урока было научить переводить из одних единиц объема в другие, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках по переводу квадратных единиц. Эти знания необходимы в дальнейшем при решении различных текстовых задач как в математике, так и в геометрии, черчении, физике.

Анализ структуры урока

  1. Организационный момент

Цель: - подготовить к восприятию, обеспечение нормальной обстановки для работы и психологического настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

  1. Устный счет

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета - одно из условий их успешного обучения в старших классах. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. Чтобы активизировать внимание учащихся, развивать память, сформировать у них познавательный интерес, зашифровала каждый ответ устного счета и применила сигнальные карточки.

  1. Новый материал

Цель урока: ознакомить с соотношением единиц объема.

Задачи: учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми задачами на вычисление объемов и площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, совершенствовать вычислительные навыки.

Применение методов проблемного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике.

В ходе урока объяснение нового материала опиралось на знания, полученные на предыдущих уроках.

Важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Поэтому на уроке применялись различные виды контроля: это и контроль с помощью сигнальных карточек за устным счетом, и итоговый тест в конце урока. Следующая за этим проверка теста дала возможность быстро и эффективно проверить и оценить работу каждого ученика и проверить первичное усвоение темы.

Подведение итогов

Каждый ученик получил оценку, а некоторые и не одну.

Анализ методов.

На уроке были применены следующие методы: эвристическая беседа, частично-поисковый и проблемные методы.

Развитию мыслительной деятельности способствовала и самостоятельная работа. Весь урок построен в виде урока игры, урока путешествия. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, что отмечали еще в 1910 году в предисловии к «Забавной арифметике» Н.Н. Аменицкий и И.П.Сахаров: «Человек разумный есть в первую очередь «человек играющий», а потому обучать даже самым серьезным вещам следует по возможности играя».

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Структура урока соответствовала как главной цели урока, так и другим развивающим, обучающим и воспитывающим. Темп урока соответствовал обычному ходу. Особое внимание уделялось Юшину Александру, Кадырманову Дамиру.

Все учащиеся усвоили новую тему урока. Это проявилось в решении теста на заключительной стадии урока, поставила оценки, а так же прокомментировала домашнее задание.


© 2010-2022