- Преподавателю
- Математика
- Урок «Путешествие по математике» ( 5 класс)
Урок «Путешествие по математике» ( 5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сланбеков Е.Т. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок «Путешествие по математике» ( 5 класс)
Тема: Площадь и объемы
Цель урока: Ознакомить с соотношением единиц объема, учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми задачами на вычисление объемов и площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока:
Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну «Геометрия» и выясним, как мы умеем вычислять площади поверхности, объемы геометрических тел, научимся переводить одни единицы объема в другие.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную, и увез ее в далекую сказочную страну «Геометрия». Иван-царевич решил выручить (освободить) Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное сообразительное войско, которое помогло бы в неизвестной для него стране «Геометрия». Вот он и решил испытать вас, воинов.
I. Но сначала надо Ивану-царевичу выбрать генерала для войска. Для этого на доске задания для двух воинов, которых вы выдвинете на должность генерала от каждого из 2 отрядов. Он должен будет прийти на помощь любому воину !!!!. Давайте разделимся на 2 отряда по рядам.
Задание 1: Вычислите объем и площадь поверхности данного прямоугольного параллелепипеда
a =5 см
b = 9 см
c = 2 см
a = 2 см
b = 10 см
c = 3 см
.
Решение:
V = a•b•c = 5•9•2 = 90 (см3)
S = 2•5•9+2•9•2+2•2•5 = 90+36+20 = 146 (см2)
Решение:
V = a•b•c = 2•10•3 = 60 (см3)
S = 2•2•10+2•3•10+2•2•3=40+60+12=112 (см2)
II. А вот сколько коней вам дадут в дорогу зависит от того, сколько примеров сделает Саша Мохов.
Лесенка для Саши
___6 • 8___
____30:6____|
____33____|
____22____|
__28+15__|
___63-14___|
___45:9___|
III. Пока воины выполняют эту работу, давайте посмотрим, кто лучше считает, какой отряд будет лучшим.
Задание: (на доске)
(Устный ответ)
а) 4 × 16
+ 11
: 15
× 12
____: 20
3
б) 4 × 14
+ 40
: 48
× 35
______: 5
14
в) 19 × 3
- 9
: 12
× 25
___ : 50
2
г) 2 × 26
- 7
: 3
× 6
___ : 5
18
д) 32 × 3
: 48
× 15
× 3
___ : 45
2
Проверка с помощью сигнальных карточек (Подсчет правильных ответов в каждом ряду за каждый пример)
Каждому ответу соответствует своя буква: 3 - у, 14 - д, 2 - а, 18 - ч. (Удача)
IV. А теперь проверим индивидуальные работы наших будущих генералов. Кто сделал быстрее и правильнее?
V. И вот поехал Иван-царевич вместе с войском во главе с генералом выручать Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано:
5 см, 8 дм3, 10 м, 6 га, 7 л, 21 а, 9 м2, 25 см3, 2 км
Прочитайте записи и разделите их на группы, камень и перевернется. Прочитайте записи, которые относятся к теме «Объем» и запишите ее в тетрадь.
VI. Работа по теме в тетради
Первую преграду войско одолело: камень перевернулся. А дальше дорога привела войско к волшебной стене. Ворота в ней откроются, если вы выполните № 825 из учебника. Прочитать.
В: Чему вы должны научиться, чтобы выполнить этот номер?
О: Нужно знать перевод одних единиц объема в другие.
В: А что нам нужно знать, чтобы выполнить этот перевод?
О: Соотношения между линейными единицами. Единицы объема - кубические, значит линейные единицы мы должны возвести в куб.
Давайте заполним таблицу:
В: Сколько мм в 1 см?
О: 1 см = 10 мм
В: А в кубическом см?
О: 103 мм3
1 см3 = 1000 мм3
1 дм = 10 см
1 дм3 = 1000 см3
1 м = 10 дм
1 м3 = 1000 дм3
1 м = 100 см
1 м3 = 1000000 см3
1 л = 1 дм3 = 1000 см3
Смотрите эту таблицу на форзаце учебника. Если вы решите №825, то откроется только калитка для людей. А Изикенов Еламан будет выполнять задание, чтобы кони прошли через ворота. Генерал может помочь Еламану.
№825 (I В. - а, в; II В - б, г) (двоих к доске)
а) 5 дм3635см3 = 5635см3
2 дм380см3 = 2080см3
б) 6м3580дм3 = 6580дм3
7м315дм3 = 7015дм3
в) 3270дм3 = 3м3270дм3
12540000см3 = 12540дм3 = 12м3540дм3
Карточка для Еламана:
а) Выразить в см3: 6 дм3, 15 дм3
б) Выразить в дм3: 3 м3, 12 м3, 4м325дм3
Решили это задание, ворота и открылись. От волшебной стены дорога вела в лес. Шли они, шли и увидели избушку Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем. Воины должны решить задачу №827 и взять ларец, в котором заключается его смерть.
№827
В: - О чем говорится в этой задаче?
- Какую форму имеет аквариум?
- Назовите три его измерения.
- Что нужно вычислить, чтобы узнать, сколько воды входит в аквариум?
- Какое есть дополнительное условие?
- Как вы это понимаете?
- Как узнать нужную нам высоту?
- Составьте план решения задачи.
Решение:
-
55-10 = 45 см - высота уровня воды
-
V = a•b•c = 80•45•45 = 162000 (см3) = 162 дм3 = 162 л - воды надо влить в аквариум. дополнительный вопрос. Сколько времени потребуется для заполнения аквариума, если в минуту в него поступает 27 л?
-
162:27 = 6 (мин). Ответ: 162 л.
Раскрыл Иван-царевич ларец. Вынул из него иглу с кощеевой смертью и переломил ее. Покончено с Кощеем Бессмертным - освободилась Елена Прекрасная.
Но Елена решила, что это проделки Кощея, а не настоящее освобождение и решила она испытать вас, воинов, и задала тест.
Закрепление: Тест по вариантам
Тест №1
-
4 см3 равны
а) 40 мм3
б) 400 мм3
в) 4000 мм3
-
5 литров в кубических см - это
а) 500 см3
б) 5000 см3
в) 50000 см3
-
Любой прямоугольный параллелепипед имеет ребра. Сколько их?
а) 12
б) 8
в) 6
-
Линейные размеры прямоугольного параллелепипеда равны 2 см, 3 см, 4 см. чему равен его объем?
а) 24 см3
б) 20 см3
в) 14 см3
-
Площадь поверхности этого прямоугольного параллелепипеда равна
а) 24 см2
б) 52 см см2
в) 26 см см2
Тест №2
-
5 дм см3 равны
а) 5000 см3
б) 5000 см3
в) 50 см3
-
7 м3 равны
а) 70000 см3
б) 7000000 см3
в) 7000 см3
-
Любой прямоугольный параллелепипед имеет грани. Сколько их?
а) 12
б) 8
в) 6
-
Линейные размеры прямоугольного параллелепипеда равны 2 см, 3 см, 5 см. чему равны его объемы?
а) 25 см3
б) 30 см3
в) 20 см3
-
Площадь поверхности этого прямоугольного параллелепипеда равна
а) 30 см3
б) 31 см3
в) 62 см3
ответы:
I
1-в
2-б
3-а
4-а
5-б
II
1-а
2-б
3-в
4-б
5-в
Поставьте себе бал, на который вы, думаете, сделали тест. А теперь проверим. Поменялись тетрадями. Кто получил «5»; «4»; «3»; «2».
Проверила Елена Прекрасная, что вы настоящие воины и в тот же день сыграли свадьбу.
Хорошо справилось войско с препятствиями страны «Геометрия». Знают воины премудрости этой страны, не боятся никаких заданий, есть у них знания, а что подзабыли - повторят дома. Решил наградить по-царски Иван-царевич воинов, помогавших ему в преодолении препятствий.
Подводится итог.
Вот и сказке конец, а значит и конец нашему путешествию по сказочной стране «Геометрия». Спасибо воинам за то, что помогли Ивану-царевичу в незнакомой для него стране.
А чтобы вы не забыли все, что узнали, запишите домашнее задание: №844, №846 (в, г), 843.
Самоанализ урока математики в 5 классе учителя Сланбекова Е.Т.
Характеристика класса
Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые быстро решают, умеют мыслить, анализировать, искать пути решения. А есть ребята, у которых хорошие вычислительные навыки, но они с трудом решают задачи, т.е. на выполнение их им нужно больше времени. Если бы Юшин Саша и Кадырманов Дамир регулярно выполняли хорошо домашнее задание, то они также могли учиться на «4». Качество знаний по математике в этом классе 50% (т.е. 4 из 8 имеют «4» или «5»).
Место урока в курсе
Вообще, геометрический материал в 5 классе очень тяжело воспринимается детьми. В качестве главных причин можно указать невысокий уровень пространственного воображения и пространственного мышления учащихся, а также слабое развитие логического мышления. Формирование этих структур происходит не сразу, не в одночасье. В школьном курсе появятся предметы, которые в той или иной мере требуют пространственных представлений и могут считаться факторами, способствующими становлению пространственного мышления ученика: география в 6 классе, физика в 7, черчение 7-8 классе, геометрия в 7 классе, стереометрия в 10 классе.
Одним из трудных разделов математики в 5 классе является раздел, посвященный изучению прямоугольных параллелепипедов. Ученик должен усвоить много формул и единиц объема, и их взаимоотношения между собой.
К данному уроку дети умеют переводить из одних квадратных единиц в другие, используя зависимость между линейными единицами. Этот урок один из последних по теме «Площади и объемы». Они должны уметь находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. А на прошлом уроке познакомились с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба.
Анализ цели урока
Целью урока было научить переводить из одних единиц объема в другие, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках по переводу квадратных единиц. Эти знания необходимы в дальнейшем при решении различных текстовых задач как в математике, так и в геометрии, черчении, физике.
Анализ структуры урока
-
Организационный момент
Цель: - подготовить к восприятию, обеспечение нормальной обстановки для работы и психологического настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.
-
Устный счет
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета - одно из условий их успешного обучения в старших классах. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. Чтобы активизировать внимание учащихся, развивать память, сформировать у них познавательный интерес, зашифровала каждый ответ устного счета и применила сигнальные карточки.
-
Новый материал
Цель урока: ознакомить с соотношением единиц объема.
Задачи: учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми задачами на вычисление объемов и площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, совершенствовать вычислительные навыки.
Применение методов проблемного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике.
В ходе урока объяснение нового материала опиралось на знания, полученные на предыдущих уроках.
Важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Поэтому на уроке применялись различные виды контроля: это и контроль с помощью сигнальных карточек за устным счетом, и итоговый тест в конце урока. Следующая за этим проверка теста дала возможность быстро и эффективно проверить и оценить работу каждого ученика и проверить первичное усвоение темы.
Подведение итогов
Каждый ученик получил оценку, а некоторые и не одну.
Анализ методов.
На уроке были применены следующие методы: эвристическая беседа, частично-поисковый и проблемные методы.
Развитию мыслительной деятельности способствовала и самостоятельная работа. Весь урок построен в виде урока игры, урока путешествия. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, что отмечали еще в 1910 году в предисловии к «Забавной арифметике» Н.Н. Аменицкий и И.П.Сахаров: «Человек разумный есть в первую очередь «человек играющий», а потому обучать даже самым серьезным вещам следует по возможности играя».
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Структура урока соответствовала как главной цели урока, так и другим развивающим, обучающим и воспитывающим. Темп урока соответствовал обычному ходу. Особое внимание уделялось Юшину Александру, Кадырманову Дамиру.
Все учащиеся усвоили новую тему урока. Это проявилось в решении теста на заключительной стадии урока, поставила оценки, а так же прокомментировала домашнее задание.