Рабочая программа по математике 6 класс

Рабочая программа составлена по учебному комплексу под редакцией Н.Я. Виленкина. Программа содержит: пояснительную записку, содержание учебного материала, каледарно - тематическое планирование, список литературы. Пояснительна записка содержит: 1) цели и задачи узучения данного предмета; 2) дает характеристику учебного предмета; 3) раскрывает отличительные особенности программы: 4)отражает  в каком объеме, в каких классах и за какое учебное время программа может быть реализована. Основное содержа...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куженкинская средняя общеобразовательная школа»







«Утверждаю»

Директор школы:

________________ /И.Б. Кокорева/

«_______»______________ 2014 г.





Рабочая программа

по учебному предмету

«Математика»

6 класс






Разработана:

учителем математики

I категории

Кукушкиной Н.И.














с. Куженкино

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  2. Примерная программа основного общего образования по математике.

  3. Приказ МО РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» №13-03 от 23.09.2003

  4. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Данная рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов (5 часов в неделю), в том числе контрольных работ - 15.

Реализация программы осуществляется по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и других авторов. Работаю по учебнику этого автора давно. Учебник хороший, логично построен, отвечает всем современным требованиям. Яркий, красочный, много иллюстраций, причем все они поставлены как в помощь для решения определенной задачи, так и для показа исторических сведений. При этом очень хорошо прослеживается преемственность между начальной школой и средним звеном.

Весь материал изложен в доступной для детей форме. В начале учебника существует "навигационная карта", что позволяет ученикам самим быстро ориентироваться в строении учебника, находить необходимый материал для выполнения в классе или дома, для изучения исторических сведений, для развития мышления, для умения правильно говорить. Дети, увлеченные математикой, могут найти в учебнике исторические справки, ребусы, кроссворды, задачи на логику.

Есть много практических заданий, которые тесно связаны с жизнью, с реальными явлениями, а также много задач и упражнений развивающего характера, что очень удобно для проведения уроков по системе разноуровнего дифференцированного обучения. Есть разделение заданий на повторение, устный счет, домашние задания, подобраны хорошо и разнообразно.

Для качественного проведения уроков по данному учебнику имеются необходимые дидактические материалы. Все методические материалы, разработанные к данному учебнику, позволяют использовать его и в классах пропедевтического предпрофильного уровня.

Изучение математики в 6 классе направлено на реализацию следующих целей:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Курс математики 6 класса строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с рациональными числами, продолжают получать представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.













Содержание учебного материала

ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (21 час)

Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

Основная цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить учащихся к изучению обыкновенных дробей. Уделить основное внимание понятиям «делитель», «кратное», «общий делитель», «общее кратное».
Ознакомить с признаками делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
Для записи разложения составных чисел ввести понятие степени, дать таблицу степеней для оснований 2, 3, 4, 5, 6, 7 соответственно до показателей 6, 5, 4, 3, 2 и требовать знания этих таблиц наизусть.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (25 час)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания дробей.
При изучении этой главы помочь усвоить основное свойство дроби.
Применение основного свойства дроби разделить на два случая.
Приведение к новому знаменателю (умножение на одно и тоже число)
Сокращение (деление на одно и тоже число). Много внимания уделить вычитанию дроби из целого числа, сложение дроби с целым числом; обратить внимание на возможность представления десятичной дроби в виде обыкновенной и наоборот случаи возможности представления обыкновенной дроби в виде конечной десятичной дроби.

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ ( 29 час)

Умножение обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

Основная цель: выработать навыки умножения обыкновенных дробей, обыкновенных и десятичных дробей. Действие умножения довести до автоматизма.
Закрепить навыки превращения обыкновенной дроби в десятичную и наоборот.
Уметь применять умножение дробей при решении текстовых задач, уметь находить дробь от числа и процент от числа.

Деление обыкновенных дробей.

Основная цель: выработать навыки деления обыкновенных дробей, развить навыки всех арифметических действий с обыкновенными дробями, наблюдать за изменением числа при умножении на дробь больше одного и положительную дробь меньше одного.
В этой главе учащиеся должны получить прочные навыки вычислений с рациональными числами. Это поможет выполнять алгебраические действия с дробями, решать текстовые задачи, в которых требуется найти число по данному значению его дроби или процента.

ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (18 ЧАС)

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Основная цель: необходимо прочное усвоение основного свойства пропорции. Ученики должны уметь отличать и решать задачи на прямую и обратную пропорциональности.
Расширяется материал о геометрических фигурах: окружность, круг, шар. Решаются задачи с применением формул длины окружности и площади круга.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. ( 11 час)

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой.

Основная цель: расширить представление учащихся о числах путем введения положительных и отрицательных чисел. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные на числовой оси, так как это будет служить наглядным представлением при сравнении чисел. Большое внимание уделить понятию модуля и использовать его при сравнении отрицательных чисел.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. (10 час)

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель- выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ и ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. (12 час)

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель- выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.

При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную дробь достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь - конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как Рабочая программа по математике 6 класс ; Рабочая программа по математике 6 класс и других.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ. ( 16 час)

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель- подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.

Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.

КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ. ( 11 час)

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса, ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Основная цель- познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.

Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.

Результатом выполнения упражнений на чтение графиков должны явиться умения свободно определять координаты отмеченных на координатной плоскости точек и изображать точки по заданным координатам.

ПОВТОРЕНИЕ (9 час)

Основная цель: повторить изученный материал, систематизировать знания учащихся.

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ, КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (8 час)

Задачи по статистике и теории вероятностей.

Основная цель: познакомить с решением задач на статистику, упражнять в решении задач на комбинаторику и теорию вероятностей.

Учебно-тематический план



ТЕМА

Кол-во часов в неделю

1.

Делимость чисел.

21

2.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

25

3.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

29

4.

Отношения и пропорции

18

5.

Положительные и отрицательные числа.

11

6.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

10

7.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

12

8.

Решение уравнений.

16

9.

Координаты на плоскости.

11

10.

Повторение. Решение задач.

9

10.

Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей

8

Итого:

170

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 классов

должны знать:

  • понятия обыкновенной дроби и отрицательного числа;

  • правила выполнения действий с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;

  • определение угла и его виды;

  • понятие «вероятность».

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;

  • переходить из одной формы записи в другую;

  • находить значения степеней с целыми показателями;

  • решать текстовые задачи, включая задачи связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

  • для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.




Календарно-тематическое планирование

омер

урока



Содержание учебного материала


Кол-во

часов

Дата по плану

Дата

факти-

чески

Примечание

Глава I. Обыкновенные дроби. 93 ч.

§ 1. Делимость чисел. 21 ч.


1

Урок -повторение

1




2

Делители и кратные

1




3

Делители и кратные

1




4

Делители и кратные

1




5

Признаки делимости на 10, на 5

1




6

Признаки делимости на 2

1




7

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

1




8

Признаки делимости на 9

1




9

Признаки делимости на 3

1




10

Простые числа

1




11

Составные числа

1




12

Разложение на простые множители

1




13

Разложение на простые множители. Решение задач

1




14

Общий делитель

1




15

Наибольший общий делитель.

1




16

Взаимно простые числа

1




17

Общее кратное

1




18

Наименьшее общее кратное

1




19

Нахождения наименьшего общего кратного

1




20

Нахождения наименьшего общего кратного

1




21

Контрольная работа № 1 по теме

"Делимость чисел"

1




§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 25 ч.

1

Коррекция знаний.

Решение задач на основное свойство дроби.

1




2

Решение задач на основное свойство дроби.

1




3

Сокращение дробей

1




4

Сокращение дробей

1




5

Сокращение дробей. Решение задач

1




6

Приведение дробей к общему знаменателю

1




7

Приведение дробей к общему знаменателю

1




8

Приведение дробей к общему знаменателю. Решение задач

1




9

Сравнение дробей с разными знаменателями

1




10

Сравнение дробей с разными знаменателями

1




11

Сложение дробей с разными знаменателями

1




12

Сложение дробей с разными знаменателями

1




13

Вычитание дробей с разными знаменателями

1




14

Вычитание дробей с разными знаменателями

1




15

Контрольная работа № 1 по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

1




16

Коррекция знаний

Сложение и вычитание смешанных чисел

1




17

Сложение и вычитание смешанных чисел

1




18

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач

1




19

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач

1




20

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение уравнений

1




21

Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение уравнений

1




22

Сложение и вычитание смешанных чисел. Подготовка к контрольной работе

1




23

Контрольная работа №3 по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

1




24-25

Резервные уроки

2




§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей. 29 ч.

1

Коррекция знаний

Умножение дробей на натуральное число

1




2

Умножение дробей

1




3

Умножение смешанных чисел

1




4

Нахождение дроби от числа

1




5

Нахождение дроби от числа

1




6

Задачи на нахождение дроби от числа

1




7

Задачи на нахождение дроби от числа

1




8

Распределительное свойство умножения

1




9

Распределительное свойство умножения

1




10

Контрольная работа № 4 по теме "Умножение обыкновенных дробей"

1




11

Коррекция знаний

Взаимо обратные числа

1




12

Нахождение взаимообратных чисел

1




13

Деление дробей

1




14

Деление дробей

1




15

Деление смешанных чисел

1




16

Деление смешанных чисел

1




17

Деление дробей

1




18

Деление дробей

1




19

Контрольная работа № 5 по теме "Деление"

1




20

Коррекция знаний

Нахождение числа по его дроби

1




21

Решение задач на нахождение числа по его дроби

1




22

Решение задач на нахождение числа по его дроби

1




23

Задачи на нахождение числа по его дроби

1




24

Дробные выражения

1




25

Дробные выражения

1




26

Преобразование дробных выражений

1




27

Преобразование дробных выражений

1




28

Обобщение по темы «Деление дробей, дробные выражения»

1




29

Контрольная работа № 6 по теме "Дробные выражения"

1




§ 4. Отношения и пропорции. 18 часов


1

Коррекция знаний. Отношения

1




2

Отношения

1




3

Пропорции

1




4

Пропорция. Решение уравнений

1




5

Пропорция. Решение уравнений

1




6

Прямая пропорциональная зависимость

1




7

Прямая пропорциональная зависимость

1




8

Обратная пропорциональная зависимость

1




9

Обратная пропорциональная зависимость

1




10

Контрольная работа №7 по теме

"Отношения и пропорции"

1




11

Коррекция знаний

Масштаб

1




12

Длина окружности

1




13

Площадь круга

1




14

Шар

1




15

Обобщение темы

1




16

Контрольная работа №8 по теме "Длина окружности и площадь круга"

1




17-18

Резервные уроки

2




Глава II. Рациональные числа. 60 ч.

§ 5. Положительные и отрицательные числа. 11 ч.


1

Коррекция знаний. Координаты на прямой

1




2

Координаты точки

1




3

Противоположные числа

1




4

Противоположные числа. Целые числа

1




5

Модуль числа

1




6

Модуль числа

1




7

Сравнение чисел отрицательных чисел

1




8

Сравнение чисел целых чисел

1




9

Изменение величин

1




10

Изменение величин

1




11

Контрольная работа №9 по теме "Положительные и отрицательные числа"

1




§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. 10 ч


1

Коррекция знаний. Сложение чисел с помощью координатной прямой

1




2

Сложение чисел с помощью координатной прямой

1




3

Сложение отрицательных чисел

1




4

Сложение отрицательных чисел

1




5

Сложение чисел с разными знаками

1




6

Сложение чисел с разными знаками

1




7

Вычитание

1




8

Вычитание

1




9

Решение уравнений и задач на вычитание

1




10

Контрольная работа №10 по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

1




§7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. 13 ч.


1

Коррекция знаний. Умножение

1




2

Умножение чисел с разными знаками

1




3

Умножение чисел с разными знаками

1




4

Деление

1




5

Деление чисел с разными знаками

1




6

Деление чисел с разными знаками

1




7

Рациональные числа

1




8

Решение задач и уравнений с рациональными числами

1




9

Решение задач и уравнений с рациональными числами





10

Решение задач и уравнений с рациональными числами

1




11

Свойства действий с рациональными числами

1




12

Выполнение действий с рациональными числами

1




13

Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

1




§8. Решение уравнений. 16 ч.


1

Коррекция знаний. Раскрытие скобок

1




2

Раскрытие скобок

1




3

Решение задач на раскрытие скобок

1




4

Коэффициент

1




5

Коэффициент

1




6

Подобные слагаемые

1




7

Подобные слагаемые

1




8

Решение задач на приведение подобных слагаемых

1




9

Решение задач на приведение подобных слагаемых

1




10

Контрольная работа №12 по теме "Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых"

1




11

Коррекция знаний

Решение уравнений

1




12

Решение уравнений

1




13

Решение задач уравнением

1




14

Решение задач уравнением

1




15

Решение уравнений. Подготовка к контрольной работе

1




16

Контрольная работа №13 по теме

"Решение уравнений"

1




§9. Координаты на плоскости. 10ч.

1

Коррекция знаний. Перпендикулярные прямые

1




2

Параллельные прямые

1




3

Построение параллельных и перпендикулярных прямых

1




4

Координатная плоскость

1




5

Построение в координатной плоскости

1




6

Построение в координатной плоскости

1




7

Контрольная работа №14 по теме "Координаты на плоскости"

1




8

Коррекция знаний

1




9-10

Резервные уроки

2




Итоговое повторение. 9 ч


1

Коррекция знаний. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1




2

Умножение и деление обыкновенных дробей

1




3

Отношения и пропорции

1




4

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

1




5

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

1




6

Решение уравнений

1




7

Итоговая контрольная работа № 15

1




8

Коррекция знаний. Координаты на плоскости

1




9

Резервный урок

1




Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей. 8 ч.

1

Столбчатые диаграммы

1




2

Графики

1




3

Построение и чтение графиков

1




4

Решение комбинаторных задач.

Комбинаторное правило умножения.

1




5

Решение комбинаторных задач.

Комбинаторное правило умножения.

1




6

Эксперименты со случайными исходами

1




7

Эксперименты со случайными исходами

1




8

Урок-практикум по теме «Статистика, комбинаторика»

1





Всего часов

170
















Учебно-методическое обеспечение и

литература

1. Математика.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин и др.-23-е изд.,испр.-М.:Мнемозина,2008 и последующие годы.-288с.:ил.

2. Ершова А.П.,Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. - М.: Илекса, 2004. - 160 с.

3. Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков. - М.: Мнемозина, 2007.

Дополнительные пособия:

для учащихся:

1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3.Энциклопедия для детей. Т 11.Математика/Глав.ред. М.Д.Аксенова. -М.: Аванта+, 2002.-688с.:ил.

для учителя:

1. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюнян. - М., 1995.

2. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

3.Арифметика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин - М.: Просвещение.

4. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 клласс. - М.: Издательство «Ювента»

5. Зубарева И.И,; Мордкович А.Г. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина.





© 2010-2022