Выступление на августовской конференции

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ№2

г. Агрыз Агрызского муниципального района РТ





Выступление на тему:



Слагаемые нового качества образования
(на пути к реализации ФГОС)

Подготовила учитель математики

второй квалификационной категории

МБОУ СОШ №2 г Агрыз

Ижболдина Гульчачак Расимовна





2014-2015 учебный год

Качество образования -это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; (статья 2) (Закон об образовании ФЗ №273).

«Хорошая школа» должна:

  • учить человека думать,

  • понимать тексты,

  • выходить за рамки привычного, решая казалось бы, неразрешимые задачи, замысливать, реализовывать замысел, организовывать при этом свои действия, рефлексировать основания своих действий, самоопределяться в определенной ситуации.

Выступление на августовской конференции

Выступление на августовской конференции

Базовые образовательные технологии:

  • уровневая дифференциация

  • обучение на основе «учебных ситуаций»

  • учебно-исследовательская и проектная деятельность

  • информационные и коммуникационные технологии

  • технология развития критического мышления

  • технология формирующего оценивания

  • технология оценки планируемых результатов(предметных грамотностей и метапредметных компетенций)

  • технология метапредметов

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ

«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания

  • образцов деятельности,

  • различных методических или дидактических средств,

  • последовательности выполняемых действий,

  • особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя

  • обнаруживают предмет своего действия,

  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,

  • частично - запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

Обычный путь учения - повторение за умелым взрослым, пока не научишься. Одним хватает одного раза, другим - требуется большее число повторений. А вот когда заканчивается ученичество, он получает возможность действовать самостоятельно. Испокон веков так учили детей. Но способности деятельностного плана таким образом не появляются. Можно ли учить по-другому?

Идеи и работы ведущих отечественных психологов и педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ю.В.Громыко и др.) дают ответ на этот вопрос. Надо не показывать, «как надо», а помещать детей в такие условия, где они вынуждены учиться.

Какой должна быть учебная ситуация, т.е. ситуация, в которой ребенок вынужден учиться? Прежде чем обсуждать это, давайте рассмотрим просто ситуацию. Когда говорят «он попал в ситуацию»?

Ситуация характеризует необходимые (но не достаточные) условия для возникновения действия. Поэтому, если мы хотим иметь дело с деятельностью ученика, нам надо помещать его в учебную ситуацию. Так, добираясь до работы на «автопилоте», мы осуществляем не деятельность, а привычное поведение. Цель - это такой образ желаемого будущего, который организует все силы и устремления. Стоит же появиться какому-то препятствию (маршрутка сломалась, или сели машинально в другую и есть риск опоздать), вы попадаете в ситуацию. Теперь добраться на работу - это цель, без специального усилия ее не достигнешь. И теперь приходится выскакивать, перепланировать маршрут, рассчитать, сколько времени потребует, реализовать расчет и вовремя успеть на работу. Это уже совсем другой режим активности - человек «включился» в деятельность.

Учит ли современная школа справляться с ситуацией? Как правило, нет. Часто дети в школе даже и не попадают в ситуации. На улице - другое дело. Ни отстающие, ни успешные. Если школьник стабильно хорошо учится, для него контрольная - не ситуация и экзамен в родной школе - тоже. Вот ЕГЭ - это уже ситуация, поэтому его введение столь травматично. Впрочем, и ЕГЭ уже делают не ситуацией, натаскивая на него и многократно тренируя. Итак, как правило, в школе не учат деятельности. И в пединституте будущих учителей не учат работать с ситуацией.

Что же должен делать учитель? Создать замысел ситуации,организовать ситуацию, держать руку на пульсе,понять, что произошло. Нас, естественно, будет интересовать не любая ситуация, а учебная.

Если вдуматься, само сочетание слов «учебная ситуация» содержит в себе некоторое противоречие. «Учебная» - намек на то, что какое-то заранее намеченное учителем содержание должно быть освоено, «ситуация» - непредусмотренные обстоятельства, требующие самостоятельного нецелевого действия ребенка. Но педагогическая практика (система Э-Д, мыследеятельностная педагогика, другие системы) показывает, что такое возможно. Каковы же основные черты учебной ситуации?

Это первое условие. Действие при этом понимается как целенаправленная активность ребенка.

Задание не может быть слишком легким. Иначе ситуации просто нет. Деятельности тоже. И, естественно, обучения.

То есть трудность должна быть на грани возможного, задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, актуализировать имеющиеся знания и способности.

Это последний, но самый важный признак учебной ситуации. В том и заключается секрет учебной ситуации, что педагог закладывает такое затруднение для детей, разрешить которое можно только с помощью знания-средства.

Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает?

  • не повторяет за детьми

  • не задает лишних вопросов

  • не формулирует вопросы 10 раз

  • точно формулирует задание

  • не говорит больше, чем дети

  • выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)

  • не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания

  • выдерживает паузу

  • разрешает ученику сомневаться и не знать

  • разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него - это не урок деятельностного типа.

  • предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям

  • требует обоснования детских предположений

  • организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске

  • понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны

  • занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили

  • не «выбивает» из ребенка требуемый ответ

  • пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка

  • идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу

Новый образовательный результат?


  • познавательные и личностные способности ученика;

  • компетенции как способность ученика соорганизовывать ресурсы для достижения цели (знания в действии);

  • метапредметные результаты образовательной деятельности (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов);

  • инициативность, самостоятельность, ответственность как свойства и ресурсы личности, которые обеспечивают успешность личности на протяжении всего жизненного пути;

  • универсальные учебные действия ученика.






© 2010-2022