Программа по предмету Народно сценический танец

Моя программа по народному танцу рассчитана четыре года обучения. Дети начинают изучать, этот предмет во втором классе. В программе все расписано по годам, четвертям, станок середина и.т.д . Также в программе в конце каждой четверти и каждом году обучения расписаны требования к обучающимся. На каждую четверть расписаны танцевальные этюды. В программе все понятно расписано с ней легко работать даже молодому специалисту.Предложен на каком материале можно построить урок. Надею, что моя программа пр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Предмет народно-сценический танец (характерный танец) является одной из основных дисциплин в системе среднего хореографического образования.

Программа предназначена для хореографических отделений. Программа по народному танцу рассчитана на 4 года обучения. Этот предмет вводиться во втором классе.

При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности. Однако выразительность исполнения - результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных танцах. Это связано с выработкой чувства позы и ракурса, сценического пространства, ансамбля.

Основные задачи обучения:

• дать учащимся знания основных элементов народных танцев и

привить навыки их исполнения на основе

народно- характерного тренажа;

• познакомить с характерными особенностями

хореографического искусства различных народов;

• вооружить учащихся элементарными навыками сценического

воплощения народного танца.

Программа включает материал, отвечающий этим задачам, и содержит следующие разделы:

  1. теория и методика народно-сценического танца;

  2. практические занятия у станка и на середине зала;

  3. исполнение этюдов на пройденном материале.

Конечная цель обучения «Народно-сценический танец» научить ученика работе над танцевальным образом, сознательному умению распоряжаться своим телом, понимая каждое движение в его простейших элементах и сложной их координации, привить музыкальность и артистизм.

Урок народно-сценического танца состоит из 3-х частей:

1-я часть - занятия у станка.

2-я часть - занятия на середине зала.

3-я часть - работа над этюдами, построенными на материале танцев народов России и мира.



1-й год обучения

Первый год обучения, занятия проводятся два часа в неделю.

Главная задача первого года обучения - овладение постановкой корпуса, рук и головы в народно-характерном танце, основными движениями и манерой русского танца, освоение терминологии.

Первый год обучения народно-сценическому танцу строится на изучении и исполнении движений русского танца, сначала отдельных элементов, а потом небольших учебных комбинаций. Занятия проводятся только на середине зала. В основу обучения должен быть положен метод усвоения техники исполнения движений в неразрывной связи с манерой и характером, которые делают элементы танца истинно национальными.

1-е полугодие

Русский танец


  1. Положения и движения рук.

  2. Ходы и основные движения:

• простой бытовой шаг

• ход с выносом ноги вперед через 1 позицию

• переменный

• дробный

• «припадание» - боковой ход

  1. Подготовка к дробям:

а) удары всей стопой в пол (левой и правой ногой)

б) удары двумя ногами

в) притопы (двойной, тройной)

4. «Ковырялочка»

5. «Моталочка»

• простая

• поперечная (маятник)




2-е полугодие

Во втором полугодие начинается освоение хороводов, как наиболее простой формы русских народных танцев. Процесс обучения включает в себя дальнейшее изучение элементов русского танца.

Русский танец


  1. Поклоны:

а) простой поклон на месте;

б) простой поклон с шагами в сторону;

в) простой поклон с шагами вперед и отходами назад;

г) праздничный поклон.

2. «Веревочка»:

- простая.

3. «Гармошка»:

а) боковая по 6-й позиции - «ёлочка»;

б) боковая с переводом стопы из 1-й выворотной в 1-ю невыворотную

позиции.

  1. Дробные движения:

а) ключ одинарный и двойной;

б) дробная дорожка;

в) дробь с подскоком.

5. Полуприсядки:

а) с выбросом ноги вперед;

б) с отскоком в сторону на одну ногу и растяжки по 2 позиции.

6. Вращения:

а) отработка поворота головы;

б) подготовка к tour по 6 позиции с подъемом рабочей ноги к колену.

Требования на годовой контрольный урок

Ученики должны исполнить два этюда на материале русского танца:

  1. Лирический хороводный.

  2. Индивидуальный на дробях.

Важно показать не только технику исполнения в характерной для русского танца манере, но и раскрыть индивидуальность.


2-й год обучения


Первоначальное знакомство с народно-сценическим экзерсисом, терминологией, освоение методики изучение основных движений народных танцев в простейшей форме у станка и на середине зала и упражнений на координацию.

1-е полугодие

Занятия у станка


  1. Demi plie u grand plie легатированное с переходом через battement tendu.

  2. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги:

а) Подготовка к battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.

б) Сам battement tendu.

3. Battement tendu носок-каблук.

4. Battement tendu с выносом на каблук:

а) Первая подготовка.

б) Вторая подготовка - выстукивающее движение.

5. Passé - подготовка к веревочке:

а) Подготовка к движению - retire/

б) Само движение.

6. Дробные выстукивания в характере русского танца:

а) Дробные выстукивания всей ступней.

б) На всей ступне в сочетании двух ритмов - восьмыми и

шестнадцатыми.

в) На всей ступне в сочетании с двойным ударом об пол одной ноги.

г) Одинарный притоп с полуприседанием, с подскоком.

д) Дробная дорожка каблуками и полупальцами.

Лицом к станку

  1. Прыжковые «голубец» с двух ног на две ноги.

  2. Присядка с открыванием ноги в сторону на каблук.

  3. Присядка с открыванием ноги в сторону на воздух.



На середине зала

Изучаются простейшие тренировочные движения и далее объединяются в небольших танцевальных связках.

Во время занятий на середине зала изучаются следующие народные танцы Прибалтики - Латвии, Литвы, Эстонии (по выбору педагога), Белоруссии - («Лявониха», «Крыжачёк», «Бульба» - по выбору педагога).

Танцы Прибалтики

Эстонский танец - основные элементы

  1. Легкий бег.

  2. Шаг с подскоком.

  3. Шаг с проскальзыванием.

  4. 3 вида полек.

Литовский народный танец - основные элементы

  1. Простые шаги.

  2. Шаги вперед - одна накрест другой.

  3. Боковые шаги.

  4. Легкий бег.

  5. Шаги с подскоком.

  6. Подскоки поочередно то на двух ногах, то на одной ноге.

Латышский танец - основные элементы


  1. Простой бег.

  2. Легкий бег.

  3. Боковые перескоки с продвижением в сторону.

  4. Шаг с подскоком.

Белорусский танец - основные элементы

  1. Основной ход танца « Лявониха».

  2. Боковые скользящие подбивания.

  3. Ход с отбивкой.

  4. Повороты с откидыванием ноги назад.


  1. Основной ход танца « Крыжачёк».

  2. «Голубец» с переступанием.

  3. Прыжки очень не большие, выдвигая ногу вперёд на носок.

  1. Основной ход танца «Бульба» (полька « Трясучка»).

  2. Полька « Трясучка» в повороте.

  3. Перескоки из стороны в сторону.

2-е полугодие

Занятия у станка

  1. Demi plie и grand plie с работой рук.

  2. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги.

  3. Battement tendu - носок каблук.

  4. Battement tendu с выносом ноги на каблук.

  5. Подготовка к rond de jambe rond de pied parterre

  6. Средний battement - (подготовка к flik-flak):

а) Мазки «от себя» и «к себе».

б) Мазки «от себя» и «к себе» с добавлением удара подушечкой

стопы рабочей ноги после мазков.

  1. Подготовка к веревочке:

а) На целой стопе.

б) С добавлением plie в момент passé.

8. Дробные выстукивания в характере русского танца:

а) Пятко-носковая дробь.

б) Удары с поворотом стопы по 6-й и 3-й позициям.

9. Grand battement - большие броски.

Лицом к станку

  1. Низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца.

  2. Присядка (выполняются только мужским составом):

• полуприсядка с вынесением ноги в сторону на 45º.

• полуприсядка с переходом на 2-ю позицию.

• разножка на полу в сторону.



Занятия на середине зала

Повторяется пройденный материал, изучаются более сложные движения данного класса и соединяются в танцевальные композиции и небольшие учебные этюды на материале выбранного педагогом характера из танцев народов Прибалтики и Белоруссии.

Эстонский танец - основные элементы

  1. Вальс с пристукиванием ногой.

  2. Вальс с подскоком на одной ноге.

  3. Тройной шаг.

  4. Вращение с ногой, поднятой вперед на 45º (по ½ поворота и целый) Литовский танец - основные элементы

  1. Качающийся шаг.

  2. Перескок из 6-й позиции во 2-ю параллельную и обратно.

  3. Концовка в три удара.

  4. Полька.

  5. Полька с поворотом.

  6. Прыжки с полным поворотом в воздухе.

Латышский танец - основные элементы

  1. Шаг с проскальзыванием на обеих ногах.

  2. Три притопа.

  3. Галоп.

  4. Полька с корпусом.

Белорусский танец

  1. Подскоки с откидыванием ноги назад.

  2. Заключение - «три притопа».

  3. Подбивание.

  4. «Дробь с каблука».

  5. Присядка с выносом ноги вперед на каблук.

  6. Присядка с закладкой на колено.

  7. «Веревочка» с переступанием.

Требования на годовой контрольный урок

Знать терминологию экзерсиса народно-сценического танца, а также грамотно и эмоционально исполнять несложные, но характеристически окрашенные комбинации у станка.

На середине зала исполнить 2 этюда: индивидуальный или парный на любом материале народных танцев Прибалтики и Белоруссии.

3-й год обучения

1-е полугодие

Занятия у станка

  1. Demi plie:

а) С одним акцентом (вниз или вверх) по 1, 2 и 3-й выворотным

Позициям.

б) С двумя акцентами (вниз-вниз), (вниз-вверх).

2. Battement tendu носок, каблук:

а) Вводим работу корпуса, рук.

3. Battement tendu с выносом ноги на каблук.

4. Rond de jambe par terre:

а) Круг рабочей ногой по полу носком работающей ноги до стороны, а

затем полный rond.

б) Круг пяткой рабочей ноги до положения в сторону.

5. Средний battement.

6. Упражнение для бедра.

7. Pas tortilla ударное - зигзаги.

8. Developpe - легатированное.

9. «Голубцы» без прыжков:

а) «Голубцы» одной ногой по полу, по 6-й позиции.

б) Двойной «голубец» двумя ногами по полу по 6-й позиции.

Занятия на середине зала

Татарский танец

  1. Основной женский ход.

  2. Основной мужской ход.

  3. «Кучеру» (боковой ход первого вида).

  4. «Брма» (боковой ход).

  5. «Змейка».

  6. Вращательное движение на припадении.

Основные элементы чешского танца

  1. Ход с подскоком.

  2. Переменный шаг с подскоком.

  3. Переменный шаг в сторону.

  4. Тройной притоп.

  5. Переменный шаг с притопом.

  6. Простой «обкрачаг» (шаг с поворотом).

  7. Полька вправо галопными прыжками.

Немецкий танец

  1. Основные положения в паре.

  2. Основные ходы: переменный ход, ход с пятки на всю ступню, шаг с приседанием, шаг-подскок.

  3. Движения немецкого танца: простой поворот, галоп, balance/

  4. Хлопушки.

2-ё полугодие

Занятия у станка

  1. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги.

  2. Упражнения для бедра.

  3. Developpe.

  4. Grande battement.

На середине зала

Дальнейшее изучение основных движений народного материала данного класса; построение на этом материале развёрнутых этюдов, включая основные танцевальные комбинации, пройденные в первом полугодии.

Татарский танец

  1. Pas de basque

  2. Кружение.

  3. «Бишек»

  4. «Чолоштру»- подсечка.

  5. Присятки:

• « мячик»

• « ползунец» на подскоках

• с заворотом калений по 6-й позиции.

Немецкий танец

  1. Основные ходы.

  2. Все виды полек.

  3. Вальс.

Чешский танец

  1. Полька с подскоком, с трамплином.

  2. Подскоки по 6-й позиции.

  3. Подскоки в паре на одной ноге, двигая другую назад-вперед.

  4. Ключ.

  5. Парное вращение в танце «Обкрачак» на полупальцах и на подскоках.

Требования на годовой контрольный урок

Экзерсис у станка на материале пройденном за год, комбинации окрашены различными характерами и стилистическими особенностями народной и сценической хореографии (русской, белорусской, татарской, чешской, эстонской, украинской, польской, венгерской академической) - знакомой учащимся.

Три развернутых этюда по усмотрению педагога.



4-й год обучения

Усложнение движений у станка и на середине зала за счет смены темпа и ритма. Изучение более сложных танцевальных комбинаций для развития координации и танцевальности. Знакомство с особенностями стиля и характера западно-украинских танцев, танцевальной культурой народов Поволжья (башкирский, марийский, чувашский - по выбору педагога). Проучивание элементов на развитие гибкости, пластичности и координации на материале стилизованного Востока. Под руководством педагога занятия импровизацией.

1-е полугодие

Занятие у станка

  1. Demi plie и grand plie.

  2. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.

  3. Battement tendu носок, каблук.

  4. Battement tendu с выносом ноги на каблук.

  5. Flik-flak - (упражнение с ненапряженной стопой).

а) Мазки акцентируя движение «к себе».

б) Мазки «от себя», «к себе» в один темп (сам flik-flak).

6. Rond de jambe.

а) круговое движение носком по полу с добавлением plie на опорной

ноге.

7. Подготовка к веревочке:

а) с подъемом на полупальцах опорной ноги.

б) с plie на опорной ноге.

8. Developpe.

Лицом к станку

1. Низкий « голубец» в характере украинского танца.

2. Движения на развитие гибкости.

3. Присядки:

• « ползунок» с выносом ноги на каблук на пол;

• « ползунок» с выносом ноги на каблук в сторону.



Занятия на середине зала.

  1. Упражнения для развития пластичности рук, подвижности и выразительности кисти, их основу составляют движения национальных танцев народов Востока.

  2. Движения на вращение:

а) Повороты вокруг себя небольшими шагами.

б) То же упражнение на небольшом plie, низкие полупальцы с

продвижением, но диагонали.

в) Прыжок с поджатыми ногами на 90º и 180º.

г) «Ковырялочка» в повороте.

Основные элементы танца

западных областей Украины


  1. Шаги с «вывертом».

  2. «Мелкая тропинка».

  3. «Крученка».

  4. «Плетенка».

  5. Шаг на каблук.

  6. Присядка - «крученый гайдук».

Танцы народов Поволжья

Марийский танец

  1. «Ёлочка-гармошка» - с продвижением вперед.

  2. «Гармошка».

  3. Боковой ход с выносом ноги на каблук.

  4. Движение рук в марийском женском танце.

Основные элементы башкирского женского танца

  1. Движение рук в женском башкирском танце.

  2. 3 вида переменного хода:

• с приведением ноги к щиколотке.

• с ударом рабочей ноги в пол по 6-й позиции.

• с подъемом на полупальцы.

3. Дробь с каблука и полупальцев.


Украинский танец

1. « Выбивание».

2. « Трясунка».

3. Присядка « Сверло» с выносом ноги на каблук.

4. «Гайдук» с прыжком.

5. «Плетёнка» с подскоком.

6. Крутка с подскоком.

Элементы марийского танца

1. Положение рук.

2. Движение рук.

3. Движение кистей ( в мужском и женском танце).

4. Ходы и основные движения: горно-марийский основной ход, горно-марийский плавный ход, боковой шаг накрест, переменный шаг с каблука, припадание простое в повороте, « ёлочка- гармошка».

5. Все виды дробей и дробных дорожек: марийская дробь с каблука, дробь подушечкой стопы в сочетании с «голубцом», дробь с притопом.

Элементы башкирского танца

1. Положение рук в парах и массовых танцах.

2. Ходы и основные движения: « мелкий голубец» с продвижением в сторону и с ударом каблуков в пол, « шаг с покачиванием», припадание в повороте, «гармошка».






2-е полугодие

Занятия у станка

  1. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.

  2. Battement tendu - носок, каблук.

  3. Battement tendu с выносом ноги на каблук:

а) Исполняется по невыворотным позициям, во всех направлениях и

позах.

б) С переносом рабочей ноги через demi rond (спереди со стороны; со

стороны назад и обратно) и работой пятки опорной ноги.

  1. Flic-flic:

а) Flic-flac с добавлением удара подушечкой работающей стопы (удар

исполняется на счет «два»)

б) Flic-flac по невыворотным позициям.

5. Rond de jambe (rond de pied).

6. Упражнения для бедра:

а) С подъемом на полупальцы в момент passé рабочей ноги и заворота

колена (выворотно-невыворотно)

б ) С demi plie на опорной ноге в момент работающей ноги.

7. Выстукивание в характере испанского танца:

а) Испанское выстукивание - capateodo.

8. Devoloppe.

9. «Голубец» проучиваем в характере польского танца:

а) С двойным ударом и отведением пятки рабочей ноги.

б) «Голубец» с шагом опорной ногой вперед.

10. Grand battement jete.





Занятия на середине зала

  1. Проучиваем танцевальные комбинации из движений на развитие пластичности, гибкости корпуса и рук. Составляем небольшой танцевальный этюд на материале стилизованного Востока.

  2. Усложняем движения на вращение:

а) Мелкие переборы (chene) по диагонали на низких полупальцах; на

demi plie.

б) Подготовка к «обертас».

в) По 6-й позиции на низких прыжках поворот на 180º и 360º.

3. Этюды на материале: украинского танца (западные районы), танцы

народов Поволжья - башкирский, марийский (один из танцев по выбору

педагога).

Танцы народов Севера

Удэгейский танец

1. Положение корпуса, голы, рук.

2. Основные ходы: шаги с ударом стопы, шаги с покачиванием бёдер, переменный шаг с небольшим приседанием, подскоки.

3. Основные движения: « вышивание узоров», «вытягивать кожу», «плыть на лодке».

Нанайский танец

1. Положение рук, корпус, головы.

2. Ходы и основные движения: «утиный шаг», шаг в перевалочку, «утята стряхиваются», прыжки с приседанием, приставные шаги с наклоном корпуса, приставной шаг с покачиванием бёдер, шаги с покачиванием бёдер.

Ульчский танец

1. Освоение элементарных навыков владения палочками, палками.

2. Переменный шаг.

3. переменный шаг с поворотом.

4. Подъёмы на полупальцы.

5. Боковые перемещения с ударом палок.

6. Шаги с поворотом корпуса.

7. Шаги назад с поворотом корпуса.




Требования на годовой контрольный урок

Знание методики и грамотное исполнение движений народно-сценического тренажа. Умение охарактеризовать стиль, манеру. Дать краткую этнографическую справку народностей, на материале которых исполняются этюды. Составление комбинаций на любом пройденном ранее народном материале.

15

© 2010-2022