- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 9 класса
Рабочая программа по геометрии для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харыбина Е.И. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по математике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по геометрии (Л.С.Атанасян и др.), Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 9-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа, что составляет 68 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по геометрии (Л.С.Атанасян и др.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина «Геометрия» 9 класс / составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008г.).
В системе предметов общеобразовательной школы курс геометрии представлен в предметной области «Математика и информатика». Назначение предмета «Геометрия» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний для решения практических жизненных задач.
Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Для достижения поставленных целей в 9 классе необходимо решение следующих задач:
-овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
-развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-развить логическое мышление и речь; умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Для обучения геометрии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» выбрана содержательная линия УМК по геометрии для 9 класса
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по геометрии состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по геометрии в 8 классе в УМК имеются учебник:
Атанасян Л.С.Геометрия 7- 9 класс: Учебник/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина.- М.: Просвещение, 2012.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
1) Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7-9 класса. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: ИЛЕКСА, 2011.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
1)пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «Геометрия» (9 класс).
2)календарно-тематическое планирование1 с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
3)описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы
по геометрии к концу 9 класса
1.Векторы (12ч).
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
Обучаемый научится:
- выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма;
- строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число);
- применяться метод векторов к решению геометрических задач.
Обучаемый получит возможность:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;
-приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач.
2.Метод координат (10 ч).
Координаты вектора.Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
Обучаемый научится:
- применения формулы для нахождения координат середины отрезка, расстояния между двумя точками;
- составлять уравнения окружности и прямой в конкретных геометрических задачах.
Обучаемый получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;
- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач.
3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч).
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Обучаемый научится:
- находить значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 00 до 1800;
-пользовать основными тригонометрическими тождествами для нахождения координат точки, упрощения тригонометрических выражений;
- применять теоремы синусов и косинусов для решения треугольников
Обучаемый получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек.
-приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (12ч).
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Обучаемый научится:
- с помощью описанной окружности решать задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника, если дан правильный n-угольник;
-решать задачи на нахождение стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной в него окружности и описанной около него;
-находить длину окружности и площадь круга
Обучаемый получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек.
5. Движение (10ч).
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Обучаемый научится:
-строить образы точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте.
Обучаемый получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точе
6. Повторение (8ч).
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по геометрии
в 9 классе
Учебник:
«Геометрия 7- 9 класс»,
авт. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина..
Учебный план: 2 ч в неделю, всего 68 часов
Номер
урока
Пункт учебника
Наименование разделов и тем
План
Факт
Повторение курса 8 класса (2 ч.)
1
Повторение
2
Повторение
02.09.-05.09.
Глава 9. Векторы (12 ч.)
3
п.79,80
Понятие вектора. Равенство векторов
07.09.-12.09.
4
п.81
Откладывание вектора от данной точки
07.09.-12.09.
5
п.82,83
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
14.09.-19.09.
6
п.84
Сумма нескольких векторов
14.09.-19.09.
7
п.85
Вычитание векторов
21.09.-26.09.
8
Решение задач
21.09.-26.09.
9
п.86
Произведение вектора на число
28.09.-03.10.
10
Произведение вектора на число
28.09.-03.10.
11
п.87
Применение векторов к решению задач
05.10.-10.10.
12
п.88
Средняя линия трапеции
05.10.-10.10.
13
Решение задач
12.10.-17.10.
14
Контрольная работа №1. «Векторы»
12.10.-17.10.
Глава 10. Метод координат (10ч.)
15
п.89
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам
19.10.-24.10.
16
п.90
Координаты вектора
19.10.-24.10.
17
п.91
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
26.10.-30.10.
18
п.92
Простейшие задачи в координатах
26.10.-30.10.
19
Решение задач
09.11-14.11
20
п.93,94
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности
09.11-14.11
21
п.95
Уравнение прямой
16.11 - 21.11
22
п.96
Взаимное расположение двух окружностей
16.11 - 21.11
23
Решение задач
23.11.- 28.11
24
Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»
23.11.- 28.11
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов)
25
п.97
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Синус, косинус, тангенс, котангенс
30.11.-05.12.
26
п.98
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения
30.11.-05.12.
27
п.99
Формулы для вычисления координат точки
07.12.- 12.12
28
п.100
Теорема о площади треугольника
07.12.- 12.12
29
п.101,102
Теоремы синусов. Теорема косинусов
14.12.-19.12.
30
п.103
Решение треугольников
14.12.-19.12.
31
Решение треугольников
21.12- 26.12.
32
п.104
Измерительные работы
21.12- 26.12.
33
Решение задач
11.01.-16.01.
34
п.105, 106
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
11.01.-16.01.
35
п.107
Скалярное произведение в координатах.
18.01.-23.01.
36
п.108
Свойства скалярного произведения
18.01.-23.01.
37
Решение задач
25.01.-30.01.
38
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
25.01.-30.01.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12ч.)
39
п.109
Анализ контрольной работы
Работа над ошибками
Правильный многоугольник
01.02.-06.02.
40
п.110, 111
Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность вписанная в правильный многоугольник
01.02.-06.02.
41
п.112
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
08.02.-13.02.
42
п.113
Построение правильных многоугольников
08.02.-13.02.
43
п.114
Длина окружности
15.02.-20.02.
44
Длина окружности
15.02.-20.02.
45
п.115
Площадь круга
22.02.-27.02.
46
п.116
Площадь кругового сектора
22.02.-27.02.
47
Решение задач
29.02.-05.03.
48
Решение задач
29.02.-05.03.
49
Решение задач
07.03.-12.03.
50
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности. Площадь круга»
07.03.-12.03.
Глава 13. Движение (10ч.)
51
п.117, 118
Анализ контрольной работы
Работа над ошибками
Отражение плоскости на себя. Понятие движения
14.03.- 19.03.
52
Решение задач
14.03.- 19.03.
53
Решение задач
30.03.- 02.04.
54
п.120
Параллельный перенос
30.03.- 02.04.
55
п.121
Поворот
04.04.-09.04.
56
Решение задач
04.04.-09.04.
57
Решение задач
11.04.-16.04.
58
Решение задач
11.04.-16.04.
59
Решение задач
18.04.-23.04.
60
Контрольная работа № 5 по теме «Движение»
18.04.-23.04.
Повторение курса планиметрии (8ч.)
61
Анализ контрольной работы
Работа над ошибками
Об аксиомах планиметрии
25.04.-30.04.
62
Параллельные прямые
25.04.-30.04.
63
Треугольники
02.05.-07.05.
64
Треугольники
02.05.-07.05.
65
Окружность
10.05.-14.05.
66
Окружность
10.05.-14.05.
67
Четырёхугольники
16.05.-21.05.
68
Обобщающий урок
16.05.-21.05.
1