Конспект урока по математике на тему Круговые диаграммы, 5 класс

Конспект урока математики на тему "Круговые диаграммы" разработан для 5 класс по УМК Н.Я. Виленкина. Конспект будет полезен не только учителям, работающим с учебным комплектом Н.Я. Виленкина и др., но может полноценно использоваться с другими современными учебниками. Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. В конспекте подробно прописаны цели, задачи, результаты урока (предметные, метапредметные и личностые), форма занятия, приемы и методы работы, план урока (организационный момент, актуали...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»

5 класс.

(Разработала учитель 1 квалификационной категории ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга Андреева Надежда Николаевна)

Цели:

  1. Освоение способов визуализации числовых данных.

  2. Обучение построению математической модели с использованием круговых диаграмм.

  3. Применение теоретических знаний в практической деятельности человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Диаграммы»

  • Научить читать диаграммы;

  • Научить строить круговые диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки и на компьютере.

Воспитательные:

  • формирование системы взглядов на мир;

3. Развивающие:

  • учить грамотно употреблять в речи термины: диаграмма, столбчатая, круговая, цилиндрическая, линейная, круговая;

  • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Результаты урока

Предметные

  • Познакомиться с понятием «Диаграммы»

  • Научить читать диаграммы;

  • Научить строить диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки и на компьютере.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развивать умение работать в группе.

Формы занятия: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, проверка и коррекция знаний).

Методы и приемы работы:

  • учителя: фронтальная работа (объяснение нового, диалог, демонстрация презентации, индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы);

  • ученика: фронтальная (диалог; просмотр презентации) и индивидуальная (решение программируемых заданий, работа в тетради, работа за компьюте= групповая работа

Материалы и оборудование: учебник В.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 5», циркуль, линейка, простой карандаш, цветные карандаши (синий, красный, желтый, зелёный), транспортир, цветные мелки, сигнальные карточки-круги (одна сторона круга красная, другая зелёная), карточки задания, карточки с алгоритмом работы, презентация «Круговые диаграммы», ПК.

План урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на урок.

Я вам задам несколько загадок. Отгадайте загадки и проверьте наличие этих предметов на ваших рабочих столах и покажите их мне. Разминка

  1. Кто молча учит? (Учебник)

  2. Кто чертеж построит наш?

Ну, конечно… (Карандаш)

  1. Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль)

  1. Она любит прямоту и сама прямая.

Сделать новую черту всем нам помогает.

Что-нибудь без нее начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья, это что?.. (Линейка)

  1. Если ей работу дашь -

Зря трудился карандаш. (Ластик)

  1. Построению углов

Помогает… (Транспортир)

  1. Чтобы домашнее задание

Нам сделать, не забыть,

Его запишем мы в… (Дневник)

Наличие необходимых на уроке предметов мы проверили.

I I. Актуализация знаний:

  • Укажите соответствие между видом углов и их градусной мерой (слайд 2)

(Учащиеся, по одному, называют градусные меры углов. Остальные, если согласны, поднимаю вверх зелёный кружок, если нет, красный)

1)острый-56

2)прямой- 90

3)тупой-123

4)развернутый- 180

III.Изучение новой темы:

1. Запись в тетрадях учениками числа и классная работа.

2. Сформулировать тему урока нам поможет ребус (слайд 3 )

(Дети отгадывают ребус, формулируют тему урока и записывают её в тетрадь)(слайд 4)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.

Часто на практике результаты какой-либо деятельности человека, сравнения стоимости тех или иных изделий, состава различных смесей или каких-либо других числовых данных их удобнее представлять наглядно, в виде рисунка. Такие рисунки получили названия диаграмм.

Запишем в тетради для конспектов определение диаграммы.

Диаграмма - способ наглядного представления числовых данных.(слайд 5)

Существует множество видов диаграмм. Диаграммы могут быть плоскостными и объемными. Среди плоскостных диаграмм различают: графики, столбчатые, линейчатые, точечные, кольцевые. Мы будем изучать круговые диаграммы.(слайды 6 )

Объяснить диаграмму распределения суши и воды (слайд 7)

(8 слайд) Задание №1. Используя круговую диаграмму «Состав воздуха», скажите, сколько процентов кислорода, азота и других газов содержится в воздухе.

(9 слайд) Задание №2. Используя круговую диаграмму, расскажите о распределение суши Земли по материкам в процентах.

Алгоритм построения диаграммы: (слайд 10)


  1. Вспомните, сколько градусов содержит круг.

  2. Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое.

  3. Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.

  4. Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.

  5. Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке - центре круга.

  6. Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для диаграммы в целом.

IV.Закрепление новой темы:

1) №1695:

Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак - 25%, второй завтрак - 15%, обед - 45% и ужин - 15%.

Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания

Решение:( 14 слайд)

Дневная норма-100%

Круг-360

4 угла

360:100=3,6 - на 1%

3,6 * 25 =90 - завтрак

3,6 * 15 =54 - 2 завтрак, ужин

3,6 * 45 =162 - обед

Сделаем вывод: какое у вас питание? Соответствует ли оно данной диаграмме?

Физкультминутка.

Вы не обратили внимание на то, сколько времени потратили на построение диаграммы вручную? Сегодня на практике вручную диаграммы никто не строит или строят, но очень редко. Есть очень хороший помощник для выполнения такой работы. Это компьютер. Обратите внимание, что возле каждого компьютера в классе стоит карточка, на которой указана градусная мера некоторого угла. Работать за компьютерами вы будете в парах, как вы сидите за партами. Компьютер, за которым вы будите работать вы найдете, выполнив задание на карточках, которые лежат у каждого на парте. Результат решения задачи будет записан на карточке возле того компьютера за которым вы будите работать.

( Учащиеся выполняют задания на карточках Занимают свои места за ПК.)

2) Построение диаграмм с помощью ПК


  • У вас на экране среда табличного процессора Microsoft Excel. В таблицу занесены данные диаграммы «Дневная норма питания»

завтрак

25 %

Второй завтрак

15 %

обед

45 %

ужин

15 %


Наша задача построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Внимательно меня слушайте, постарайтесь выполнять действия четко и у вас все получиться.


  • Выделите ячейки А1-В5. Для этого установите курсор мыши в ячейку А1 и, удерживая левую кнопку, мыши протяните курсор до ячейки В5. Таблица окраситься в черный цвет.

  • В строке меню найдите команду ВСТАВКА и щелкните по этому слову левой кнопкой мыши. Откроется ниспадающее меню.

  • В ниспадающем меню выберите команду ДИАГРАММА и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Откроется диалоговое окно МАСТЕР ДИАГРАММ.

  • В списке типа диаграмм выберите слово КРУГОВАЯ. Справа в окне откроются различные виды диаграмм. Выберите 1 вариант. И нажмите кнопку ДАЛЕЕ внизу диалогового окна.

  • На следующем шаге снова нажмите кнопку ДАЛЕЕ.

  • На третьем шаге снова нажмите ДАЛЕЕ.

  • На четвертом шаге нажмите кнопку ГОТОВО.

Получилось?

Оцените время, которое вы потратили на построение диаграммы на ПК. Сравните затраченное вами время на выполнение этой работы вручную и на ПК. Какой можно сделать вывод?

VI Историческая сведения о первых диаграммах (слайд11)

V II. Подведем итоги урока:

Ответьте на несколько вопросов.(слайд12 )

  1. Что такое диаграмма? (Способ наглядного представления числовых данных)

  2. Какие диаграммы вы научились сегодня строить? (Круговые диаграммы)

  3. Какие знания и умения вам необходимы для построения диаграмм? (Что такое диаграмма? Углы, правила построение углов. Проценты. Доли и дроби.)

VIII Рефлексия

Оцените свою работу на уроке с помощью кружочков зелёный, красный.

Если вы довольны собой. всё получилось поднимите зелёную карточку, если на уроке вам было временами непросто, не всё получалось, то поднимите красную карточку.

Данные вносятся в Ехсеl. Строится диаграмма учителем. Анализируется работа класса на уроке.

IX.Домашнее задание:

1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;2) Выполните из учебника №1706, №1710



© 2010-2022