Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках математики

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках математики                                                             «…три качества-обширные знания, привычка         мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова»                        (Н.Г Чернышевский)           Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой ученики ощущают радость маленького открытия: доказанная формула, «переоткрытие» теоремы, на...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках математики

«…три качества-обширные знания, привычка

мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова»

(Н.Г Чернышевский)

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой ученики ощущают радость маленького открытия: доказанная формула, «переоткрытие» теоремы, найденная закономерность, неожиданно решенная задача и т. д. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от проделанной работы оказывают сильное воспитательное воздействие на ребенка, поскольку формируют в маленьком человеке потребность в творческом труде. Человек же познающий, готовый к труду, творческий, как правило, не может быть бессердечным.

Древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «…огромные развивающие возможности математики;…она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость…»

Уроки математики прежде всего воспитывают у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях. А такие качества ученику необходимы не только на школьных уроках. Умения анализировать каждый свой шаг, аргументировать и доказывать свое мнение необходимы любому человеку в его повседневной жизни: на работе, дома, при общении с друзьями и просто знакомыми, Занятия математикой еще и дисциплинируют ученика. Например, невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность - к неверному решению задачи.

В конце задачника по математике помещены ответы ко всем задачам. Поэтому после выполнения задания ученик может проверить, оценить свои знания, т.е. дать себе самооценку. Добросовестная работа на уроках математики - напряженный умственный труд, который требует внимания, терпения настойчивости, упорства, умения доводить дело до конца, ответственности.

Большая часть учебного времени отводится решению текстовых задач. Включение сюжетных задач в содержание урока позволяет найти на уроке несколько минут для целенаправленной беседы нравственного характера, что формирует ребенка как личность. «Человек не может понимать окружающий мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т.е. эмоцией», - сказал С.В.Образцов. Поэтому для формирования духовно-нравственных качеств школьников в содержание урока также необходимо включать исторический, библиографический материал, который формирует уважение к достижениям человеческого гения, и задачи занимательного характера по каждой теме.

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность, милосердие, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация, созданная учителем на уроке, заставляет ученика задуматься о своих отношениях к одноклассникам, друзьям, к себе, возможно, к родителя и даже к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к переоценке своего поведения, а может быть, и своих взглядов на те или иные вещи. Чем чаще создаются на уроках такие ситуации, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Создание таких ситуаций на уроке во многом зависит от самого педагога. Учитель должен тонко чувствовать возможности своего проедмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности ученика, поскольку дополняя друг друга, обучение и воспитание подчиняются единой цели: целостному развитию личности ученика. По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит №особенная теплота и задушевность отношений». А основой таких отношений являются духовные качества личности учителя: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души, так как ученики фиксируют прежде всего то, что ярче проявляется в учителе. Именно через школьного учителя в большей степени происходит формирование мировоззрения ученика, именно он воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира в целом.

© 2010-2022